Современные проблемы науки и образования. Современные проблемы инвестиционных проектов Проблемы при реализации проектов

Анализ проблем реализации горных стратегических инвестиционных проектов в современных Российских условиях

Analysis of the problems of mining strategic investment projects implementation in modern Russian conditions

Пономаренко Татьяна Владимировна

Ponomarenko Tatyana Vladimirovna

Россия, Санкт-Петербург

Заместитель заведующего кафедрой ОиУ

Профессор, доктор экономических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Хан-Цай Екатерина Александровна

Khan-Tsai Ekaterina Aleksandrovna

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский Горный университет»

Россия, Санкт-Петербург

Аспирант

E-mail: [email protected]

Аннотация: Рост и развитие минерально-сырьевого сектора России связан с освоением новых минерально-сырьевых активов и внедрением горнодобывающими компаниями стратегических инвестиционных проектов. Проведен анализ реализации крупных горных проектов и выявлены их основные проблемы. Доказано, что при обосновании и разработке стратегических инвестиционных проектов в минерально-сырьевом секторе должно учитываться влияние комплекса специфических условий и факторов, включая неблагоприятные географические факторы, неразвитую инфраструктуру и логистику, сложную организацию, значительное влияние на экологию и социальную среду, необходимость привлечения высококвалифицированного персонала, взаимосвязь проектов.

Ключевые слова: стратегический проект, инвестиции, инфраструктура, минерально-сырьевые активы, горные компании, государственно-частное партнерство.

Abstract: The growth and development of the mineral resources sector of Russia is associated with new mineral resource assets and implementation strategic investment projects by mining companies. The analysis of the major mining projects realization is carried out, their main problems are revealed. It is proved that in case of the justification and design of strategic investment projects in the mineral resource sector it should be taken into account the influence of the specific conditions and factors, including adverse geographical factors, undeveloped infrastructure and logistics, complex organization, a significant impact on the environment and social environment, the necessity to attract highly qualified personnel, projects interrelation.

Keywords: strategic project, investments, infrastructure, mineral resource assets, mining companies, public-private partnership,

Производство продукции минерально-сырьевого сектора в России связано, преимущественно, с крупными высокоэффективными горнодобывающими компаниями. При этом, современная конкурентная ситуация в России и в мире, необходимость дальнейшего развития и роста компаний стимулирует их к внедрению масштабных стратегических проектов, связанных с освоением новых минерально-сырьевых активов. Поэтому исследование проблем, связанных с реализацией проектов освоения месторождения в слаборазвитых регионах, является актуальным.

Цель работы заключается в систематизации и анализе проблем, возникающих при реализации стратегических инвестиционных проектов в минерально-сырьевом секторе.

Задачи: 1) Выявление признаков стратегического инвестиционного проекта; 2)анализ реализации крупномасштабных инвестиционных проектов по освоению минерально-сырьевых активов; 3)систематизация проблем, связанных с реализацией масштабных горных проектов.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме стратегического инвестирования показал, что отсутствует определение стратегического проекта, при этом к его признакам могут быть отнесены: направленность на достижение стратегических конкурентных преимуществ, системный подход к разработке и реализации, долгосрочный характер.

В региональном законодательстве, в Законе Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» под стратегическим проектом понимается проект, отвечающий следующим критериям: улучшение социально-экономических и культурных условий жизни жителей Санкт-Петербурга; повышение инвестиционной привлекательности и развитие в Санкт-Петербурге одной из важнейших отраслей народного хозяйства; экономическая эффективность проекта с учетом срока его окупаемости и прибыльности; обеспечение совокупного объема инвестирования в развитие промышленности, транспортно-логистического комплекса не менее 3 млрд. руб., а в иные инвестиционные проекты - не менее 15 млрд. руб.; использование наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих, а также иных высокоэкономичных технологий .

В «Альбоме стратегических инвестиционных проектов», разработанном инвестиционной группой Института демографии, миграции и регионального развития стратегические инвестиционные проекты определяются как проекты, рассчитанные на 7-12 лет; возвращающие вложенные в них инвестиции; имеющие автономные и достижимые цели, которые можно реализовать в существующих экономических и политических условиях; нацеленные на преобразование существующей структуры деятельности.

Таким образом, основными критериями признания проекта стратегическим являются размер инвестиций и срок реализации, а также создание новых или изменение существующих форм деятельности. Как правило, стратегические проекты в МСК имеют значительные экономический, социальный, политический эффекты и влияют на самые разные категории населения и субъектов предпринимательской деятельности, развитие отрасли, региона и страны в целом.

К крупномасштабным инвестиционным проектам в МСК можно отнести мегапроект «Ямал», проект освоению Удоканского меднорудного месторождения, Быстринского месторождения золото-железо-медных руд, Эльгинского месторождения каменного угля и др.(табл.1).

Таблица 1 – Характеристика крупномасштабных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе


Как правило, крупные горные проекты в России реализуются в очень сложных организационно-технических и экономических условиях и сопровождаются такими проблемами, как неразвитость инфраструктуры, неблагоприятные природно-климатические и географические условия, недостаток квалифицированных кадров, необходимость привлечения масштабного финансирования, негативное влияние на окружающую среду.

Неразвитость инфраструктуры является ключевой проблемой реализации стратегических инвестиционных проектов по освоению новых минерально-сырьевых активов, т.к. большинство месторождений расположено в Восточной Сибири или в районах Крайнего Севера.Инфраструктура представляет собой совокупность систем жизнеобеспечения производственно-экономического, социального комплексов региона. Особые сложности связаны также с неосвоенностью территорий, удаленностью от энергетических и транспортных коммуникаций, а также от предприятий строительной индустрии. В результате, слабо развитая транспортная инфраструктура, неэффективная транспортная логистика, дефицит энергоресурсов исключают или усложняют разработку месторождения.

Особое место занимает в инфраструктурной сфере региона транспортная инфраструктура, формирующая каркас всей экономической системы и представляющая «кровеносную систему» экономики региона Отсутствие эффективных транспортных коммуникаций приводит к росту материальных затрат, замедляет социальное развитие региона, что и определяет детерминирующую роль транспортной инфраструктуры в реализации проектов.

Ярким примером может служить стратегический проектПАО «Мечел» по освоению Эльгинского месторождения в республике Саха (Якутия), включающий в себя строительство железной дороги Улак - Эльгинское угольное месторождение, протяженностью 321 км. Всего в проект освоения Эльгинского месторождения «Мечел» инвестировал 2,5 млрд. долларов, в том числе 2 млрд долл. - в строительство железной дороги, в результате чего компания столкнулась с трудностями по исполнению кредитных обязательств, повлекших за собой увеличение сроков окончания проекта. Вследствие этого, срок завершения строительства первой очереди обогатительного комплекса мощностью 9 млн. т угля был перенесен с 2013 г. на 2017 г. Соответственно, вторая очередь комплекса со среднегодовой производительностью 18 млн т угля, как ожидается, достигнет своей проектной мощности к концу 2021 года вместо планируемого июля 2018 года.

Наряду с неразвитой транспортной инфраструктурой, при реализации инвестиционных проектов освоения месторождений горные компании сталкиваются с проблемой энергодефицита.К пример у, при разработке проекта по освоению Быстринского месторождения золото-железо-медных руд необходимо строительство 3-го энергоблока Харанорской ГРЭС и энергетической линии Харанорская ГРЭС - ГОК, которое обеспечивает ФСК ЕЭС.

  1. Остро строит проблема в проекте по освоению Наталкинского золоторудного месторождения, реализация которого зависит от ввода в эксплуатацию Усть-Среднеканской ГЭС, строительство линий электропередачи.

Инфраструктурные проблемы ставят и так дорогостоящие инвестиционные горные проекты в разряд труднореализуемых из-за высокой капиталоёмкости, вследствие чего реализация проектов может быть «заморожена», либо приводит к увеличению долговых обязательств инвесторов.

Неблагоприятные природно-климатические условия при освоении месторождений включают особенности рельефа и специфику климата, горно-геологические условия добычи полезных ископаемых, негативные природные факторы и возможные катастрофы, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания грунтовых и подземных вод.

Примером сложнейшего объекта для промышленного освоения по природно-климатическим условиям может служить Удоканское месторождение медных руд, которое характеризуется высокогорно-котловинным рельефом (расположено в центральной части хребта Удокан), низкими температурами (среднегодовая температура воздуха составляет –4 ° С, зимой –50 ° С), мощной мерзлой толщей (800 м, температура пород –8 ° С). Важной особенностью является высокая подвижность земной коры: отдельные участки хребтов Кодар и Удокан относятся к районам с возможной силой землетрясений в 9-10 баллов и более, в связи с чем к негативным природным факторам следует отнести лавино- и селеопасность. Из-за низких знакопеременных температур горных пород и наружного воздуха реализация проекта сопровождается: изменением физико-механических свойств мерзлых пород при пониженной температуре; смерзаемостью отбитой горной массы; увеличением пылеобразующей способности разрушаемых мерзлых пород и невозможностью применения традиционных средств пылеподавления с использованием воды; снижением эффективности естественного воздухообмена атмосферы карьера; ухудшением надежности работы горного оборудования.

Экстремальными природными условиями реализации также отличается мегапроект «Ямал». Повсеместное распространение вечномерзлых, засоленных и пучинистых грунтов, термокарстовых и термоэрозионных процессов, большое количество рек и озер со сложным гидрологическим режимом, активными весенними паводками с затоплением почти 80% территории усугубляют проблему эффективного освоения ресурсов региона.

Тяжелые климатические условия характерны для месторождений Якутии (Томторское месторождение редкоземельных металлов, Эльгинское каменноугольного месторождение,), включая длительный зимний период (до 7 месяцев) с высоким атмосферным давлением (910-915 мм.рт.ст.), среднегодовую температуру воздуха -11° С, с колебаниями от -61°С (декабрь-январь) до +36°С (июль), многолетнюю мерзлоту.

Кадровые проблемы при реализации большинства крупных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе связаны с острой нехваткой квалифицированного персонала, нерациональной организацией труда, сложными условиями труда, высокой текучестью кадров.

Современные горные проекты требуют наличия подготовленных инженерных кадров, а также высококвалифицированных рабочих, способных управлять передовой высокопроизводительной техникой, использовать компьютерное оборудование, решать нестандартные организационно-технические задачи и работать в сложных горно-геологических и климатических условиях, в том числе и под руководством иностранных специалистов. При этом на неосвоенных и удаленных территориях сложно найти не только квалифицированного специалиста, но и простого разнорабочего, что связано с крайне низкой плотностью населения и, в основном, сельскохозяйственной специализацией региона.

Многие горные компании при реализации инвестиционных проектов сталкиваются с проблемой нехватки трудовых ресурсов, связанных с неосвоенностью региона, низкой плотностью населения: один из самых богатых минеральными ресурсами регион страны (природный газ, нефть, уголь, алмазы, золото, уран, свинец) республика Саха (Якутия) имеет плотность населения (чел/кв.км) - 0,31, Ямало-Ненецкий автономный округ с огромными запасами природного газа – 0,69, республика Тыва (угольные и золотороссыпные месторождения) – 1,87. Так, например, для реализации стратегического проекта по освоению Удоканского медного месторождения потребуется около 4 тыс. человек на строительство, примерно такое же количество квалифицированного персонала - для работы предприятия. Однако, на территории всего Каларского района, в котором расположено месторождение, в девяти населенных пунктах проживало около 8,4 тыс. жителей (0,16 чел/кв км).

Ведение горных работ вахтовым методом приводит к возрастанию первоначальных капитальных затрат и, соответственно, к увеличению сроков окупаемости объектов и снижению инвестиционной привлекательности проектов.

Проблема высокой текучести кадров характерна для Эльгинского проекта в связи с тяжелыми условиями труда и применением вахтового режима (непосредственно на месторождении и на железной дороге - работают более полутора тысяч человек из разных регионов России, от Ростовской области до Приморья.). Однако компания «Мечел» совместно с государственными органами планирует решить эту проблему, отказавшись от вахтового метода производства, создавая необходимые условия для переселения работников и их семей путем строительства нового городского поселения. Самому проекту в ближайшие десять лет потребуется более 7 тыс. человек промышленно-производственного персонала, 1,5 тыс. работников железной дороги, работники непроизводственной сферы. Все это может потребовать 30–50-тысячного поселения.

Проблемы финансирования. Большинство компаний ввиду огромных финансовых затрат не рискуют самостоятельно осваивать месторождение с учетом создания дополнительной инфраструктуры и привлекают дополнительные источники финансирования на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). В результате строительство транспортной или энергетической сети, происходит за счет бюджетных средств. По своей природе и специфике, условия ГЧП позволяют решить проблемы энергодефицита, неразвитой транспортной сети, строительства социально-значимых объектов. При этом до сих пор отсутствует эффективный механизм реализации проектов ГЧП, в том числе механизм финансирования.

Например, Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) планировала освоить Элегестское угольное месторождение в рамках масштабного инфраструктурного проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» в котором финансирование строительства железнодорожной ветки, портового терминала, а также возведения тепловой электростанции должно было финансироваться за счет средств ФНБ России (40 % общего объема инвестиций - 86,86 млрд. руб).Однако в связи с отсутствием финансирования строительство железной дороги еще не было начато в начале 2016. Сдерживается и строительство специализированного терминала для перевалки угольных грузов в морском порту Ванино (Хабаровский край), соглашение о строительстве которого на принципах ГЧП было подписано еще в конце 2013 г. между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Дальневосточный Ванинский порт».

В настоящее время ЗАО «ТЭПК», реально оценивая ограниченные возможности государственной поддержки инфраструктурных проектов из средств ФНБ, планирует ориентировать финансовую модель проекта на инвестирование за счет привлечения средств у крупнейших российских банков.

Негативное влияние банковского кредитования масштабных проектов связано с потерей части прибыли в связи с необходимостью уплаты процентов по кредиту; необходимостью предоставления залога или гарантий; увеличением степени риска неплатежеспособности в связи с высокими процентными ставками.

С проблемой, связанной с кредитованием, столкнулась компания ПАО «Мечел» в процессе реализации проекта по освоению Эльгинского месторождения. В 2014 г. общий долг «Мечела» составлял более $9 млрд, по итогам девяти месяцев 2015 года он снизился до $6,45 млрд. Это долг перед Сбербанком ($1,267 млрд), Газпромбанком ($1,793 млрд), ВТБ ($1,07 млрд), синдикатом международных банков ($1,004 млрд.), «малыми кредиторами» (ЕАБР, Raiffeisenbank, «Уралсиб» и другие - $1,3 млрд., а так же кредиты экспортных агентств и российские облигации.

Поэтому для достижения целей стратегических проектов в зарубежной практике применяют механизм проектного финансирования, который следует активно использовать в России.

При финансировании стратегических проектов должны учитываться специфические факторы:

  1. Отсутствие эффективного механизма государственно-частного партнерства;
  2. Высокие процентные ставки по кредитованию приводят к огромным долговым обязательствам, повышению риска неплатежеспособности и банкротства;
  3. Увеличение цен на сырье и тарифов на электроэнергию.

Рассматривая проблему негативного влияния реализации крупных проектов на окружающую среду, следует отметить, что горное производство - сложный комплекс, включающий добычу (извлечение из недр) полезного ископаемого и его первичную переработку, который отличается интенсивностью и разнообразием негативного воздействия на все компоненты экосистем района освоения месторождения.

Влияние освоения и отработки месторождения на литосферу может проявляться в создании техногенной формы рельефа: карьеры, отвалы, и т.д.; активизации геохимических, химических, физических; нарушении и загрязнении почвенного покрова. Влияние разработки месторождения на гидросферу проявляется в истощении водоносных горизонтов и в снижении качества подземных и поверхностных вод, осушении болот. Также при реализации горных проектов происходит загрязнение атмосферы воздуха выбросами различных химических соединений из горных выработок, увеличивается запыленность атмосферы в результате горения отвалов и терриконов, при взрывах в карьерах, что воздействует на количество солнечной радиации и температуру, объем осадков. В богатых экосистемах добыча полезных ископаемых может привести к сокращению биоразнообразия. Таким образом, реализация любых горных проектов в той или иной степени приводит к ухудшению экологической обстановки, что требует применения мер по снижению экологических рисков, а также дополнительных затрат. При этом данная проблема может усугубляться негативной реакцией экологических организаций, населения, местных властей.

Например, ЗАО «Русская медная компания» (РМК) еще до начала активной стадии реализации проектаосвоения Томинского месторождения столкнулась с протестами общественных и политических организаций по поводу экологической ситуации в регионе и потенциальным влиянием «Томинского ГОКа» на окружающую среду. Данная проблема повлекла за собой сдвиг сроков реализации проекта и дополнительные затраты (были проведены дополнительные экспертные мероприятия по ОВОС). Таким образом, наряду с очевидным влиянием на окружающую природную среду, необходимо учитывать и разрабатывать методы воздействия на социальную среду.

При реализации крупных проектов катастрофические последствия могут нести проблемы внутреннего характера. К ним можно отнести недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности руководителей проекта (например, отсутствие практического опыта в реализации таких проектов), шаблонное принятие решений, неурегулированные отношения с контрагентами (с подрядчиками, поставщиками, финансовыми партнерами, страховыми организациями, акционерами и т. д.).

Так, руководства компаний «ТЭПК» и «Норильский никель» столкнулись с проблемой невыполнения обязательств подрядчиками, связанного с банкротством последних. МХК «Еврохим» при реализации калийного проекта на Гремячинском месторождении понесла убытки в размере 168 млн. долл. из-за неудачного выбора подрядчика по проходке шахтного ствола.

Отдельно выделить можно проблемы, связанные с особенностями политической и экономической ситуации в стране и мире в целом (экономический кризис, санкции, валютный курс и т.д.), влияющие на взаимоотношения с зарубежными партнерами и соинвесторами, а также обуславливающие внешнюю ценовую конъюнктуру. В основном, эти проекты касаются компаний топливно-энергетического комплекса.

Так, санкции против российских нефтяных и газовых компаний и их дочерних предприятий, а также нефтесервисных компаний отрасли, запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки, отказ от совместных проектов в нефтяной и газовой сферах и инвестирования перспективных проектов привели к приостановлению некоторых проектов.

Например, компания Shell из-за санкций отказалась от участия в разработке шельфового месторождения "Сахалин-3", самого перспективного для "Газпрома" проекта, а ExxonMobil в 2014 году остановила работы по девяти проектам в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве с «Роснефтью», за исключением проекта в Карском море.

Санкции так же ограничивают кредитование внешними институтами, что повысит стоимость ресурсов и создаст определенный дефицит финансирования. Например, ПАО «Полюс Золото» переносит сроки ввода в эксплуатацию Наталкинского горно-обогатительного комбината на неопределенный период. Причиной стала переоценка запасов месторождения, компания намерена пересмотреть варианты развития проекта, возможен поиск потенциальных партнеров для его реализации.

Еще одним негативным фактором является возможный срыв поставок горного оборудования (например, на территории бывшего государства Украина, ДНР и ЛНР сосредоточены мощности ряда производителей горного оборудования, на которые ранее ориентировалась Россия:,Горловский машиностроительный завод, Концерн «Горные машины»/CORUM Group, ВНИПИрудмаш и Криворожский завод горного оборудования, Донецкий электромеханический завод, Криворожрудмаш, Ясиноватский завод и др.)

Таким образом, проведя анализ крупных проектов, можно обозначить круг основных проблем, возникающих при реализации проектов по освоению минерально-сырьевой базы и выделить их в отдельные блоки:

  1. Неразвитость инфраструктуры;
  2. Неблагоприятные природно - климатические условия;
  3. Кадровые проблемы;
  4. Проблемы финансирования;
  5. Негативное влияние на окружающую среду;
  6. Взаимодействие со стейкхолдерами;
  7. Особенности политической ситуации, в т.ч. экономические санкции.

В связи с этим, при обосновании и разработке стратегических инвестиционных проектов по освоению новых минерально-сырьевых активов горным компаниям необходимо учитывать комплекс специфических условий и факторов, влияющих на реализацию проекта, принимая во внимание и оценивая их в ТЭО, ОВОС, ОВОСС, в составленных для зарубежных инвесторов обоснованиях.

Список использованных источников

  1. О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт–Петербурга [закон Санкт– Петербурга: принят Законодательным Собранием Санкт–Петербурга 19 ноября 2008 г.: по состоянию на 18 фев. 2016]. – СПб.: ИПС «Кодекс», 2016.
  2. Альбом стратегических инвестиционных проектов. Материалы международнго круглого стола, посвященном "роли Таджикистана в евразийском развитии". Душанбе, 2013. [Электронный ресурс]. URL : http://kroupnov.ru/files/albomsip.pdf (дата обращения: 18.05.2016).
  3. Байсаров Р.С. Проблемы и перспективы реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока//Горная Промышленность. –– №2 (126), С.20– 23. [Электронный ресурс]. URL : http :// www . mining - media . ru / ru / article / ekonomic / 10355– problemy – i – perspektivy – realizatsii prioritetnykh – proektov – osvoeniya – ugolnykh – mestorozhdenij – vostochnoj – sibiri – i – dalnego – vostoka
  4. Вышегородский Д.В. Перспективы усвоения Удоканского месторождения медт// Уральский рынок металлов. – 2005. – №4. [Электронный ресурс]. URL : http://www.urm.ru/ru/75 –journal112–article1392 (дата обращения 26.05.2016).
  5. Голубенко А. Интеграция энергоресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) в ТЭК Дальнего Востока России. Препринт доклада на Дальневосточном международном экономическом форуме. Хабаровск, октябрь 2006.
  6. Жалсараева Е.А. Проблемы реализации государственно – частного партнерства в регионе (на примере Республики Бурятия)/ Е.А. Жалсараева, В.Б. Булатова // Известия ИГЭА. – 2015. – №1 – С.21–29.
  7. Иванов В.В. Геоэкологические особенности освоения месторождения полезных ископаемых Якутии// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 8 (часть– С. 59–62.
  8. Путивльская (Белицкая) Н.А.. Механизм проектного финансирования стратегических инвестиционных проектов горно–промышленных корпораций/Т.В. Пономаренко, Н.А. Путивльская (Белицкая)//Записки Горного института, 2015. – Т.№ 215. – с. 115–125.
  9. Риски для горнодобывающих предприятий в условиях санкций против России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sogra.ru/news/riski –dlya(дата обращения: 28.05.2016).
  10. Романов С. М., Алексеев Г. Ф. Комплексный подход к развитию минерально - сырьевой базы региона//ГИАБ. -- №12. [Электронный ресурс] . http://cyberleninka.ru/ ">URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/kompleksnyy–podhod–k–razvitiyu–mineralno–syrievoy–bazy–regiona (дата обращения: 30.05.2016).
  11. Семикобыла Я.Г. Экологические аспекты разработки Элегестского каменноугольного месторождения /Я.Г. Семикобыла, В.Г. Стратов, О.Б. Бабаенко // Горный журнал. – М., 2012. – № 4. – С. 68–
  12. Твердов А.А. Проблемы и перспективы импортозамещения в горной отрасли/ А.А. Твердов, В.Н. Захаров, С.Б. Никишичев //Горная Промышленность. – 2015. – №5. –– С.54–58.[Электронный ресурс]. URL : http :// www . mining – media . ru / ru / article / ekonomic /9348– problemy – i – perspektivy – importozameshcheniya – v – gornoj – otrasli (дата обращения: 22.05.2016).
  13. Торосов И.Э. Преимущества проектного финансирования перед другими формами привлечения заемных средств // Российское предпринимательство. – 2008. – № 3. – c. 96–
  14. Тульский С. А. Проблемы и перспективы развития проектного финансирования в современной России // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 442–446.

Проблемы реализации крупных инвестиционных проектов в рамках текущей промышленной политики

Д.В. Веснин,

студент магистратуры второго года обучения по программе «Экономика инновационной деятельности и производственное предпринимательство», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23; e-mail: [email protected])

Т.М. Крюкова,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Управление инновационной деятельностью», Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, д.24; e-mail: [email protected])

А.В. Богатырев,

д-р экон. наук, доц., доцент кафедры «Экономика фирмы», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23; e-mail: [email protected])

Аннотация. Рассмотрены проблемы реализации крупных инвестиционных проектов. Проанализированы риски прогнозирования проектов и выявлено их влияние на промышленную политику. Предлож-ны пути повышения эффективности использования ресурсов и повышения прибыльности предприятия, в результате реализации и функционировании проекта.

Abstract. The problems of realization of large investment projects. Analyzed the risks of forecasting projects were identified and their impact on industrial policy. Prepositional ways to improve resource efficiency and enhance the profitability of the enterprise, as a result of implementation and operation of the project.

Ключевые слова: инвестиционные проекты, экономическое развитие, промышленная политика, риски, прогнозирование, инфраструктурные проекты, повышение эффективности.

Keywords: investment projects, economic development, industrial policy, risk, forecasting, infrastructure projects, improving efficiency.

Одним из барьеров развития экономики страны являются проблемы инфраструктурного характера. При низко развитой транспортно-логистической системе, высоком уровне морального и физического износа систем коммунальной и энергетической структуры, экономика страны не может выйти на высокие темпы развития, тем самым снижается уровень инвестиционной активности. При возникновении проблем инфраструктурного характера инвесторы вынуждены либо отказаться от вложений в привлекательные проекты, либо увеличивать объем инвестирования в реальный сектор экономики.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, Российская Федерация к 2020 году должна войти в пятерку стран по объему ВВП, но наличие высоких инфраструктурных барьеров препятствует достижению поставленной цели. Для решения данных проблем необходимы усилия как государства, так и частного бизнеса.

При рассмотрении понятия «инфраструктура», с точки зрения финансирования инфраструктурных проектов, основное внимание уделяется денежным потокам и соотношению риск-доходность данных проектов. Соответственно, инфраструктура в большинстве случаев является весьма капиталоемкой, имеет дорогостоящие материальные активы, которые необходимо держать в исправном состоянии, а так же грамотно управлять ими. К тому же - инфраструктура образует долгосрочные, стабильные денежные потоки.

Реализация крупных инфраструктурных проектов имеет ряд сложностей. Это касается как внутренних проблем проекта, так и внешних.

По результатам множества опросов, большая часть респондентов утверждает, что основными проблемами реализации крупных инфраструктурных проектов являются ошибки прогнозирования сроков реализации проектов и объемов финансирования.

Существует ряд причин, приводящих к некорректному составлению прогнозов. Для объяснения причины несоответствия запланированных затрат на реализацию крупных инфраструктурных проектов, величины отдачи от функционирования реализованных объектов фактическим показателям специалист Всемирного Банка Рэми Прудом выделяет следующие риски прогнозирования: субстантивные, технические, экономические и институциональные (политиче-ские). Также такие известные специалисты как Шанталь Кантарелли, Бэнт Фливберг, Эрик Мо-лин и Берт Ван Вии выделяют еще психологические риски.

Субстантивные риски прогнозирования непосредственно связаны с самим инфраструктурным проектом. Первоначально спланированный проект и готовый проект могут быть совершенно различными проектами ввиду воздействия различных факторов. В качестве примера можно рассмотреть строительство электростанции. При её планировании норма выделяемой мощности составляла 1 Гвт, но в результате принятия на законодательном уровне природоохранных ограничительных мер, появилась необходимость в использовании более экологичного оборудования, в результате чего, для сохранения положительной рентабельности, было необходимо пересмотреть проект для построения электростанции с мощность 1,5 Гвт.

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 9, Nom. 5-2

Д.В. Веснин, Т.М. Крюкова, А.В. Богатырев Проблемы щей промышленной политики

Технические риски прогнозирования связаны с реализацией проекта. Прогнозирование будущего проекта связано с рядом сложностей: использование аналитиками неполных данных, несовершенные модели и методы прогнозирования, изменения объёма и рамок прогнозирования. Также вызывают серьезные трудности проблемы планирования, принятия решений, отсутствие высококвалифицированных специалистов в отдельных областях, несовершенство организационной структуры и т.д. Кроме того, крупные инфраструктурные проекты технически сложные, при их строительстве используют инновационные технологии, которые не использовались нигде ранее. Стоит учесть, что строительство и проектировка данных проектов занимает большое количество лет. Все вышеперечисленные неопределенности составляют существенные технические риски прогнозирования крупных инфраструктурных проектов.

Экономические риски прогнозирования связаны с изменением экономической среды, в которой реализуются инфраструктурные проекты. Это касается изменения ставки процента, валютных курсов, темпов роста ВВП и т.д. В качестве примера можно привести прогнозирование спроса на инфраструктуру, который основывается на величине дохода экономических агентов, что нельзя точно спрогнозировать в связи с постоянными изменениями экономической среды. Изменение курсов валют влечет за собой изменение стоимости ресурсов необходимых для реализации инфраструктурных проектов, изменение доходности готовых объектов и тому подобное. Аналитики в свою очередь не стремятся производить точные расчеты, их задача заключается в преуменьшении затрат и преувеличении доходов.

Политические (институциональные) риски прогнозирования оцениваются в научной литературе как самые значимые. При изменении экономической среды или технических особенностей проекта, прогнозы должны изменяться как в положительную, так и в отрицательную сторону, но на практике изменения происходят в большинстве случаев в одну сторону. В ходе разработки государственных проектов, заинтересована как сторона, которая разрабатывала проект, так и сторона, которая принимает решение о начале работ по данному проекту. Всем участникам реализации инфраструктурных проектов, как частному сектору, так и представителям государства, выгодно чтобы приняли именно их проект, так как от этого решения зависит их престиж, карьера, власть и доход, в конечном счете. При реализации частных проектов, данные риски должны быть исключены, так как в данном случае имеются прямые экономические стимулы, но в большинстве своем полностью частных проектов практически не существует. Государство вмешивается на определенном этапе - при определении концессионера и концессионного периода, при регулировании тарифов, при выдаче субсидий, государственных гарантий и т.д. Частные инвесторы должны быть уверены в том, что в случае не оправдания прогнозов и значительном уменьшении доходов от реализации проекта, в результате политической нестабильности, государство должно вмешаться и не дать проекту обанкротиться посредством пересмотра

реализации крупных инвестиционных проектов в рамках теку-

договора, субсидий и других мероприятиях.

Психологические риски прогнозирования связаны с концепциями ошибки планирования и склонности к оптимизму. Данные риски связаны когнитивным искажением в процессе принятия решений. Когнитивное искажение порождает оптимистические прогнозы, что в дальнейшем приводит к большим затратам и меньшей отдачи. В связи с неосторожным отношением к риску, люди представляют доход, максимизирующий отдачу. Проект принимается только в том случае, если отдача максимальна. Вероятность принятия решения о реализации проекта увеличиваются в случае, если прогнозируемые затраты низки, а отдача высока. Большое количество контрактов на строительство крупных инфраструктурных проектов заключается посредством проведения конкурса (аукциона). «Проклятие победителя» - феномен систематического завышения цены предложения участником аукциона выше «настоящей» цены продаваемого с аукциона предмета, приводящий или к потере денег, или к получению меньшей прибыли, чем рассчитывал участник. Данный феномен является одной из причин завышения отдачи и занижению затрат для получения контракта. При условии, что все участники аукциона обладают полной информацией о планируемом проекте, цены, которые они определили, должны равняться, но ввиду того, что никто не имеет полной информации о стоимости предмета, каждый участник производит оценку стоимости исходя из имеющейся у него информации до начала аукциона. Другими словами, участники прогнозируют будущие капитальные затраты и спрос на готовый объект, то есть будущие доходы. В том случае, если искажение их оценок стремится к нулю, то оценка стоимости участников должна быть близка к «настоящей» стоимости проекта. Учитывая практический опыт осуществления закупок крупных инфраструктурных проектов, оценки участников часто разняться с «настоящей» стоимостью проекта. При осуществлении аукциона, победителем оказывается участник, более высоко оценивший данный проект, соответственно это зачастую приводит к переоценке «настоящей» стоимости о

Продолжение

Управление любой из существующих в проектном управлении функций порождает необходимость учитывать во время работы десятки, а при реализации крупных проектов – сотни факторов и параметров. Система проектного управления позволяет систематизировать все процедуры и придать им целенаправленность. Поэтому любое проектное управление рассматривается как интегрированный процесс с огромным количеством взаимосвязей

Учитывая всю информацию, которая была дана выше, можно выделить ключевые проблемы, возникающие в ходе осуществления деятельности по управлению проектами. Необходимо осознать, почему часть проектов с привлечением квалифицированных специалистов оканчиваются провалом, а большая превышает все допустимые сроки реализации и объемы выделенных первоначально ресурсов.

Цель проекта . Очень часто случается ситуация, когда руководство компании, начиная реализацию проекта, либо не до конца осознают, для чего начинается проект и какие преследует цели, либо у них полностью отсутствует это понимание. Человеческая натура в совокупности с данной ей должностью предполагает, что прекрасно знает назначение деятельности, которую они ведут, однако в 90% случаев руководители не понимают цели проектов. Очень часто на вопрос «Зачем нужна реализация проекта?» менеджеры отвечают не точно, например, «построить новый цех», однако никто не говорит, зачем необходим этот цех.

Иногда, когда инициаторы ставят перед собой конкретные цели, они не разъясняют ее всем участникам процесса реализации. Совершенно неудивительно, что в ходе выполнения работ проектный коллектив может отклониться от изначальной задачи, направившись по другому направлению.

Бюджет проекта . Одной из ключевых проблем при реализации проекта становится отсутствие понимания, как необходимо оценивать проект и выделенный для него бюджет. Очень часто руководители и менеджеры путают понятия «оценка» и «формирование». Оценка позволяет учесть огромное количество субъективных факторов для получения результата.

Если компания выделит бюджет без предварительной его оценки, то в 90% случаев данный бюджет может оказаться слишком заниженным, и достичь поставленных целей в его рамках будет невозможно. Проблема, связанная с формированием бюджета, стоит очень остро и требует грамотного решения. Следствием неадекватного бюджета может стать появление проблем другого характера. Бюджет малого объема приводит к большим тратам, так как идет постоянное давление на него. Потребность в использовании в ходе реализации современного оборудования, информационных технологий, других инструментов – все это окажется не удовлетворенным. Такой подход повлияет на мотивацию сотрудников, их общий психологический настрой, что в итоге выльется в снижение эффективности работы, а в некоторых случаях – в дополнительные траты.

Сроки реализации . Одна из основ успешной реализации проекта заключена в жестком соблюдении установленных сроков. Выполнение работ в оговоренный временной промежуток может стать снижением всевозможных негативных явлений в ходе реализации.

Часто на начальном этапе команда считает, что у нее еще очень много времени, и некоторые, краткосрочные задержки никак не повлияют на конечный результат и будут легко наверстаны. Однако сделать это удается лишь к заключительной стадии с привлечением дополнительных бюджетных средств. Кроме того, проект может выйти за временные границы, что влечет новые расходы, недовольство заказчика, попытка быстро его завершить и, как следствие, плохое качество конечного продукта.

Отметим самые главные причины, которые влияют на появление данного явления:

  • Размывчатые цели и отсутствие анализа рисковых явлений не дают спрогнозировать точно необходимый для достижения цели бюджет;
  • Мысль о том, что времени еще достаточно, подогреваемая верой в то, что руководители или менеджер проекта держат ситуацию под контролем, приводит к дополнительным расходам и растягиванию сроков;
  • Часть руководители мерят компетентность своих сотрудников на основе собственной производительности, что приводит к ошибкам при планировании сроков реализации, а также завышению самооценки подчиненных;
  • Часто перекрывающиеся стадии работы становятся причиной снижения эффективности работы из-за постоянной необходимости вносить корректировки;
  • Потребность в выполнении работ в установленные сроки приводит к тому, что проектная команда хочет как можно быстрее избавиться от проекта. Это становится причиной смещения от получения качественного продукта к мимолетному эффекту для убеждения заказчика, что все работы выполняются в соответствии с разработанным планом;
  • Чрезмерный расход имеющихся ресурсов, например, при заключении договоров субподряда, является причиной повышения стоимости конечного продукта и растягиванию сроков;
  • Мотивация всех членов команды снижается в тех проектах, где поставленные цели слишком сложны и неоднозначны. Это приводит к снижению производительности в целом.

Трудовые ресурсы . Во время использования трудовых ресурсов возникает множество вопросов, главный из которых – почему некоторые участники процесса совершенно безразличны к тем целям, которые стоят перед проектной командой, в то время как руководители пытаются решить поставленные задачи, не жалея ни сил, ни времени. Сотрудник – ключевой ресурс в любой проектной деятельности, так как именно сотрудники обрабатывают все остальные виды ресурсов. Но использование к сотрудникам термина «ресурс» дает руководителям представление, что подчиненные должны по первому требованию приступать к любой задаче с необходимой для ее выполнения компетентностью. Очень часто получается ситуация, когда руководитель и исполнитель хотят считать исполнителя лишь ресурсом; это избавляет от необходимости вникать в сложности и проблемы других участников процесса. В тех проектах, в основе которых лежит использование человеческих ресурсов, и где не учитывается индивидуальные особенности каждого члена коллектива, социальных составляющих, культуры поведения, возникают большие проблемы, ведущие к краху.

Организационная структура . Любой проект находится под началом компании, организационная структура которой оказывает огромное влияние, и на процесс реализации, и на успех всего мероприятия.

В настоящее отечественных организаций распространен функционально-ориентированный подход при реализации проектов; иногда он называется структурным подходом. Основой такого подхода заключен в разделении функций на отельные, мелкие фрагменты, а также в узкой специализации участников проекта.

В структурном подходе основные решения касались только распределение должностей и полномочий среди членов проектной команды, то есть такой подход представлял собой структуру вертикальной направленности, которая выполняет административно-властные взаимодействия. В современном мире такой подход, особенно в той его части, где идет речь о проектном управлении, слишком стар и узконаправлен, так как само определение власти в компании сейчас претерпевает серьезнейшие трансформации. Теперь на поведение структурных единиц влияют не только управленческие команды, но и горизонтальные взаимоотношения между подразделениями.

Любой проект, который представляет собой комплекс одноразовых мероприятий, характеризуется наличием четко поставленной цели, высокой неопределенностью в будущем, ограниченностью в ресурсах, наличием рисков в ходе выполнения работ, наличием сроков реализации. Достижение поставленных целей требует от команды грамотной и эффективной координации.

Но при исследовании соответствия организационной структуры к той системе коммуникаций, которая сложилась между участниками проекта, и к требованиям, предъявляемым внешним окружением, показывает, что функционально-ориентированный подход для управления проектами является малоэффективным.

В настоящее время огромную популярность получил процессно-ориентированный подход, направленный построение новой структуры организации. В его основу положено следующее определение процесса управления: это комплекс повторяемых функций, которые трансформируют входной материал, в качестве которого выступает информация, в конечный продукт (товар или услугу) на основе тех правил, которые были установлены до начала реализации проекта. В основе процессного подхода лежит уход от вертикальной структуры управления к горизонтальной.

Так как деятельность любого предприятия – это интегрированный и взаимосвязанный процесс, то внедрение процессного подхода подразумевает управление деятельностью, а не структурой, которым характеризуется функциональный подход, долгое время остававшийся основным подходом в отечественной бизнес – сфере.

Процессный подход позволяет:

  • Быстро подстраиваться под любые изменения (внутренние и внешние), так как выполнять функций, между которыми нет связи, намного сложнее;
  • Нацелить всех участников проекта на достижение поставленных целей. В функциональном подходе все стремятся удовлетворить потребности и желания руководителя;
  • Сократить расходы, так как процессный подход эффективно избегает любого дублирования функций и дополнительных издержек.

Перейдем к рассмотрению некоторых результатов, полученных в ходе внедрения процессного подхода в компании:

  • Срок реализации проекта сокращается при одновременном улучшении качестве получаемой продукции за счет того, что отпала потребность в вертикальной передачи информации от одного подразделения к другому;
  • Есть возможность оценить эффективность тех или иных функций с точки зрения эффективности процесса в целом;
  • Происходит согласование конечного результата на различных этапах между заказчиком и исполнителем;
  • Значительно снижаются издержки на разработку и производство конечного продукта, что положительным образом влияет на итоговую стоимость товара или услуги;
  • Внедрение процессного подхода позволяет сформировать систему мотивации персонала, основанную на ее достижениях: чем выше результат, тем больше вознаграждение.

Процессный подход делает систему управления более гибкой, которая ориентирована на постоянную оптимизацию процесса и повышение качества итогового результата, снижение себестоимости и удовлетворение потребностей и желаний заказчика.

МАОУ СОШ № 1,

Трудности в работе над проектом. Способы их преодоления

Девиз (этой деятельности):

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте, и хотя и

криво, да сами» выдающийся немецкий

драматург и философ.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, желания и способности. Несмотря на это, педагоги должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. В настоящее время все понимают, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование (7).

В последние годы в отечественной школе, в связи с переходом на новый ФГОС, наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентнстному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями, убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях, и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. На мой взгляд это связано с неготовностью внедрения метода проектов с одной стороны педагогами, с другой – обучающимися.

Как обстоит дело с практикой использования метода проектов в моей школе я узнала, проведя анкетирование среди преподавателей. Респонденты -20 человек

Был задан вопрос: «Используете ли Вы метод проектов в своей работе?»

В урочное время – 70% в той или иной мере используют на уроках, т. к. это необходимость.

Во внеурочное время - 50%, но нерегулярно

И только 2% респондентов дали положительный ответ о регулярном применении в своей работе проектной деятельности.

В чем причины неудачи? Попробуем разобраться.

Преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями, как мы видим, на всех этапах его реализации.

Первая трудность

В ходе проектирования должна решаться личностно-значимая для школьников проблема, которая формулируется обучающимися. На практике часто учителя сами называют ее. Однако следует учесть, что детям в начальной школе трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Для этого целесообразно подвести их к формулированию проблемы наводящими вопросами.

Вторая трудность

Следующей трудностью является организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Для формирования у учащихся данных умений можно использовать прием «Дерево целей» и метод SMART для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели.

Третья трудность

На третьем этапе проектной деятельности – выдвижения гипотез – не всегда удачно идет выдвижение как можно большего количества идей. Не всегда удачно идет «мозговая атака». Зачастую учителя не до конца понимают ее назначение, которое состоит в выдвижении как можно большего количества идей. Автор книги «Латеральное мышление» Эдвард де Боно предупреждает, что нельзя критиковать ответы на данном этапе /2/. Ведь критикуя, мы рискуем потерять. Гипотезы должны анализироваться и подвергаться выбору только после «мозговой атаки», а не во время ее проведения.

Четвертая трудность

Она заключается в неумении учениками составлять план деятельности на этапе планирования проекта. Т. Лазарев, директор по развитию; тренер-консультант, модератор, эксперт Петразаводского государственного унитверситета. в своей статье “Проектный метод: ошибки в использовании” указывает на следующие типичные ошибки, встречающиеся при анализе планов школьных проектов: туманная логика достижения целей, слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта; отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту; определение требуемых ресурсов “на глазок”; отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам, неиспользование объективных критериев выполнения пунктов плана; отсутствие анализа возможных рисков проекта. Учитель должен научить учащихся сопоставлять цели и задачи, выработать график выполнения мероприятий для достижения цели, определять ресурсы, определить время выполнения того или иного пункта плана, установить время текущего, промежуточного и итогового контроля выполнения проекта. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На занятиях по русскому языку и литературному чтению - предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике - дать задание, написать план решения задачи.

Пятая трудность

Следующая трудность. с которой может столкнуться учитель – это неумение детей работать в сотрудничестве. Для этого существуют различные психологические игры и упражнения, например, «Трио», «Сиамские близнецы» и др. /5/

Шестая трудность

На следующем этапе проектной деятельности – выполнение проекта - преподаватели очень часто сталкиваются с отсутствием или недостаточным уровнем информационных умений у обучающихся. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Учителю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многими педагогами используются памятки, например, «Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке», «Работа с литературными источниками» и др.

Седьмая трудность

На этапе презентации, когда обучающиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Многие педагоги забывают об этом и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить школьника рефлексии. Для оценки процесса и результата проектной деятельности учащимся могут помочь вопросы /1/:

Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем мы это сделали? Какие умения нужны были для этого? Какой опыт приобрели каждый в отдельности и в группе?

Что мы сделали? (Вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала до конца.)

Как мы это сделали? (Учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные идеи.)

Зачем мы это делали? (Вопрос побуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом.)

Какие умения нужны были для этого? (Вопрос помогает оценить умения, приобретенные ими в результате проекта. Учащиеся понимают, что для проекта нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют также организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело.)

Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом?

(В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся отмечают, что выполнение этого проекта потребовало от них использования различных ролей: художника, декоратора, гида и т. п.)

Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе? (Учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных учеников, делятся своими мыслями и эмоциями, оценивают помощь и поддержку группы. Многие делают для себя открытие: “Я даже не предполагал, как я уже много знаю в языке”. Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.)

Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточный результаты, осознавать правильность выбора цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы и выполнения плана работы.

Восьмая трудность

Итак, две основные проблемы презентации - это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории. В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым.

Девятая трудность

Таким образом, учителя, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если не подменять субъект-субъектные отношения субъект-объектными, если учитель постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая им проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением. Ведь формировать умения проектной деятельности можно и на обычных уроках.

В связи с этим (к. п.н., зав. лабораторией методики и информационного обеспечения развития образования Московского института открытого образования) выделяет три вида уроков:

Первый вид - проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.

Второй вид - урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.

Третий вид - урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.

Для достижения целей обучения в нашей педагогической деятельности мы придерживаемся общедидактических и методических принципов. Такие же принципы существуют и в проектной деятельности.

Они определены нашими отечественными учеными:

ü Принцип решения проблем -

ü Принципы пошаговости, обратной связи, продуктивности - и -Сибирская

ü Принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип совместной деятельности -

Предлагаем Вам высказать свое мнение по вопросу организации проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

1.Используете ли Вы метод проектов в своей работе?

В урочное время: Да Нет

Внеурочное время: Да Нет

В урочное и внеурочное время: Да Нет

2.Если вы ответили отрицательно, то что мешает Вам использовать метод проектов?

Слышал о методе проектов, но никогда не применял;

Мешает недостаток времени на подготовку и на проведение проектной деятельности на уроке ;

Пробовали использовать метод проектов, но успеха не добились;

Учащиеся выполняли проект без энтузиазма, как обычную работу;

Сложность в выборе темы;

Определение целей и задач;

Выдвижение гипотезы, предположений;

Проведение практической части: исследование, опыты;

Подготовка к защите, к ответам на вопросы.

Иное_______________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

ТАБЛИЦА 1 Трудности и пути их преодоления

Трудности

Пути их преодоления

Примечание

Выбор темы, проблемы:

интересна ребенку;

исполнима, оригинальна, необычна, быстро выполнима, увлекательна.

Наводящие вопросы, беседа

Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения , учебные интересы, хобби, личные проблемы и т. п

Мотивация

Организация этапа целеполагания

Прием «Дерево целей». Метод SMART

Выдвижение гипотезы

Приём «мозговая атака»

Планирование проекта

На уроках составлять план пересказа, сочинений, решения задач и т. п.

Работа в группе, команде, сотрудничестве

Метод «Ажурная пила»

Возможности использования: - при работе с текстом. Каждый учащийся получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал). Идёт обмен информацией. Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т. к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией.

Отсутствие или недостаточный уровень развития информационных знаний и умений у обучающихся

Обучать находить необходимый материал из нескольких источников, учить анализировать его и делать выбор. Оформлять.

Рефлексия

анализировать свою деятельность

Что мы сделали? Как мы это сделали?

Зачем мы это делали?

Какие умения нужны были для этого?

Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом?

Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе?

Презентация проекта

Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Презентация - это речь и регламент

Распределение ролей

Учитель – консультант, мотиватор, наблюдатель.

Обучающийся – выбирает, принимает решения, выстраивает, оценивает.

Родитель – помогает, советует, направляет

Приложение 3

Таблица 2 Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.

Тип проекта

Преимущества

Проблемы

Групповой

● формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

● групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся;

● совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;

● при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников;

● такой проект способствует групповому сплочению.

● отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и ответственных;

● труднее организовать и координировать работу;

● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

● труднее оценить вклад каждого члена группы.

Индивидуальный

● развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;

● тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;

● ход работы и её результат зависят только от автора проекта;

● итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора

● не вырабатывается опыт группового сотрудничества;

● нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;

● работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.

Приложение 4

Таблица 3 «Вопрос – ответ» Разработка плана своего проекта обучающимся

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

Образ проектного продукта (ожи­даемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проект­ным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследо­ваний, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все необходимое

Индивидуальный график проектной работы

Задайте эти вопросы своему подопечному, и вы научите его планировать собственную деятельность (причем не только проектную). Хороший план - уже половина работы!

Почему при выполнении проекта внутри компании возникают проблемы, которые могут привести к провалу начинания. Об этом рассказывает наш эксперт Максим Якубович. Он также дает рекомендации по их решению.

2 . Совмещение ролей. Теперь представьте, что руководителем внедрения CRM назначили начальника отдела продаж и его же определили заказчиком. Из-за отсутствия опыта в управлении проектами он явно допустит ошибки при планировании, чем заложит «бомбу» под всю работу. А совмещение двух ролей приведет к тому, что он начнет исправлять допущенные при планировании ошибки через компромисс с самим собой (в вопросах требований к CRM-системе). Например, ИТ-компания не успевает реализовать функционал, связанный с получением отчетов по сделкам. Специалист может отказаться от этой опции. А на этапе запуска системы, в случае неудачи, все свалить на ИТ-компанию или сотрудников, которые не умеют пользоваться программой.

Мое убеждение - между руководителем проекта и заказчиком должен быть здоровый «конфликт интересов»: руководителю нужно сдать проект в срок и бюджет, а заказчику - получить ожидаемый результат и начать его использовать. Поэтому я выступаю за то, чтобы во внутренних проектах не совмещались роли руководителя и заказчика.

3. К чему приводит непонимание роли заказчика проекта - со стороны сотрудника, который на эту роль назначен?

Обратимся к примеру с CRM. Во-первых, начальник отдела продаж должен понимать, что, будучи заказчиком, он принимает все решения, касающиеся требований к результатам проекта. Нужно брать на себя ответственность за принятие таких решений, а не пытаться переложить ее на руководителя или спонсора. Иначе это приведет к затягиванию сроков и срыву хронометража всего проекта.

Во-вторых, начальник отдела продаж должен отвечать за согласование всех требований к результату проекта, а не только тех, что нужны для улучшения показателей работы его отдела. С этим может быть сложность, т.к. требования других подразделений, скорее всего, будут казаться не столь важными и ими заказчик может пренебречь.

4. О тсутствие у сотрудников мотивации для внедрения CRM-системы приведет к саботажу ввода нового ПО. Сроки реализации задачи при таком подходе увеличатся. Возможно, проект и вовсе будет закрыт без достижения каких-либо результатов.


5. Проблема с выделением запланированного времени - если сотрудник совмещает работу в проекте с основной занятостью, то в приоритете у него, скорее всего, будет основная работа. А это ставит под угрозу своевременное выделение ресурсов и развалит даже хорошо спланированный проект. Подробнее о проблеме я писал .

6. Отсутствие практики отчетности по проектным задачам выражается в том, что сотрудники не хотят заполнять отчеты. Из-за этого руководителю трудно понять, все ли идет по графику или уже наметились отставания. Это чревато потерей управляемости проекта.

7. Отсутствие правил приемо-сдаточных испытаний при сдаче проекта приведет к тому, что заказчик не будет понимать, как проверить, насколько адекватно реализованы требования к результатам. Это приведет к затягиванию сроков в целом.

В ситуации, когда начальник отдела продаж совмещает роли заказчика и руководителя, он найдет способ договориться с самим собой и принять проект. При этом качество работ вряд ли будет проверено должным образом. Существует вероятность, что при эксплуатации CRM-системы сотрудники компании будут «мучаться» с недоработанным продуктом.

У меня был опыт управления внутренним проектом компании, где не было регламентированной процедуры приемки-сдачи. Мы долго «бодались» с заказчиком, чтобы прийти к согласию в этом вопросе. После этого я решил, что для любого внутреннего проекта, еще на старте, должна быть прописана процедура приемки-сдачи результатов. Согласовать эту процедуру должен заказчик.

Итак, проблемы внутренних проектов разобрали, перейдем к рекомендациям по их решению:


В заключении хочу отметить, что мой опыт не покрывает всех возможных проблем. Возможно, я упустил какие-то важные моменты. Вы также можете быть не согласны с предлагаемыми решениями. Если так - жду ваших предложений в комментариях к статье. Подумайте об этом.

Максим Якубович

Эксперт по управлению проектами, консультант и бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и сейчас».

Опыт работы в сфере управления проектами - более 10 лет.
20 выполненных проектов в роли руководителя проекта и руководителя программы проектов.
Опыт преподавания - 10 лет. Около 2200 студентов, прошедших обучение на его семинарах.

Преподаватель модуля «Управление проектами» Русской школы управления.
Приглашенный преподаватель курса «Управление проектами» в Британской Высшей школе дизайна.