Развитие малого бизнеса в сфере здравоохранения. Основы медицинского предпринимательства в россии. Индивидуальная предпринимательская деятельность

PAGE_BREAK--2. Методологический подход оценки конкурентоспособности медицинской организации

Формирование условий конкурентной среды, а, следовательно, и запуск механизмов конкурентоспособности в сфере здравоохранения России, чрезвычайно актуально как для пациентов, так и для лечебно – профилактических организаций и медицинских (врачебных) практик в современных условиях становления и эволюционного перехода к новым экономическим (маркетинговым) отношениям при производстве и потреблении медицинских услуг.

В доступной нам литературе крайне слабо представлены теоретические разработки, а тем более освещена прикладная сторона деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях конкурентной среды. Понятно, что наряду с иным это связано и с тем, что в отечественной системе здравоохранения до настоящего времени не созданы предпосылки и реальные условия реализации медицинской деятельности в конкурентной среде. Да и среды такой попросту сегодня в системе здравоохранения, по форме и содержанию являющейся в основном государственной, не существует.

Логично предположить, что возникновение конкуренции, практическое проявление ее в среде медицинских учреждений (врачебных практик), критерии и оценка конкурентоспособности – возможно лишь при создании условий определенной социальной среды, допускающей подобные отношения.

Условия, позволяющие сформировать и реализовать в лечебно-профилактических учреждениях (врачебных практиках) сущность конкурентоспособности, формируются определенным набором управленческих решений на уровне государственного регулирования, законодательных инициатив, реализации ряда административно-управленческих и организационных мероприятий; при решении необходимых исследовательских, экономических и информационных задач и пр.

Конструирование организации для оптимального функционирования в конкурентной среде должно обеспечиваться формами и методами высокой степени формализации, моделями управленческих решений и практическими мероприятиями, подкрепленными научно-обоснованными доказательствами, а не сентенциями.

Структурно-функциональная модель лечебно-профилактического учреждения (медицинской практики) как субъекта рынка медицинских услуг, а, следовательно, наделенного функцией конкуренции, должна заключать в себе элементы системы, характеризующие эту организацию именно с точки зрения ее конкурентоспособности.

Необходимо признать, что, характеризуя медицинское учреждение категориями «конкуренция», «конкурентоспособность», исследователь, в первую очередь, детерминирует взаимодействие такой организации с иными конкурирующими субъектами, либо соотносит продукцию данной организации (в данном контексте – медицинскую услугу) с подобной продукцией по степени конкурентоспособности.

В классической теории методологические подходы к оценке и управлению конкуренцией и конкурентоспособностью в организации вообще разработаны довольно глубоко.

В приложении к медицинской деятельности отечественных лечебно-профилактических учреждений такие исследования крайне скупы, не считая некоторых разработок зарубежных авторов, в основном опирающихся на исследования своих национальных систем здравоохранения. Скорее всего, подобное состояние исследовательской мысли связано с реальным отсутствием практических объектов хозяйственной деятельности системы здравоохранения, наделенных конкурентной сущностью.

Лечебно-профилактическое учреждение, функционирующее вне конкурентной среды, в силу определенных своих целевых функций (в широком понимании – оказание медицинской помощи) вполне может быть успешно жизнедеятельной, не обладая свойствами, которые могли бы характеризовать такую организацию как конкурентоспособную.

Только рыночная среда, только специфические экономические взаимоотношения требуют от субъектов, функционирующих в такой среде, качественно новых связей и характеристик, качественно иной структурно-функциональной значимости – условно обозначаемой нами как маркетинговая сущность.

Медицинские учреждения (медицинские практики) для полноценной, упорядоченной и законной деятельности в условиях совершенной конкуренции должны быть структурно и функционально подготовлены к такой экономической сущности рыночных взаимоотношений.

В самом широком понимании, методологически конкурентоспособность медицинского учреждения (врачебной практики) может быть рассмотрена и оценена с двух позиций: во-первых, в границах взаимодействия с подобными себе организациями, выступающими в роли реальных конкурентов, во-вторых, что более важно, – в рамках самостоятельной деятельности учреждения, в сфере его внутренней среды. Отсутствие на практике сформированной конкурентной среды в отечественном здравоохранении делает бессмысленным исследование двух и более субъектов системы, как конкурентов.

Поиск и исследование определенных критериев конкурентоспособности внутри самого лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики), это путь, который по-нашему убеждению, сегодня наиболее доступен и результативен в плане выработки и реализации управленческих решений по организации опережающего («реактивного») производства медицинских услуг. В перспективе, при становлении реальной конкурентной среды на рынках медицинских услуг, такие лечебно-профилактические учреждения (врачебные практики) изначально будут обладать высокой степенью конкурентоспособности.

Опираясь на известные модели, отображающие суть рыночных взаимоотношений между врачом и пациентом, нами выделен ряд характеристик, посредством которых с высокой степенью достоверностью описывается состояние медицинской организации (врачебной практики), состояние, определяющие уровень возможной конкурентоспособности этой организации (врачебной практики). (Таблица 2).
Таблица 2. Характеристики состояния медицинской организации (врачебной практики), определяющие уровень конкурентоспособности

В основе предлагаемой системы, позволяющей с определенной вероятностью установить степень конкурентоспособности конкретного лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики), заложена высокая степень формализации.

Функции, определяющие уровень конкурентоспособности лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики) могут быть описаны и описываются конкретными состояниями и параметрами и, в следствии этого, могут служить объективными характеристиками оценки медицинской организации (врачебной практики) по степени конкурентоспособности как без связи с другими конкурирующими субъектами, так с высокой долей точности ранжирования при сравнении с иными медицинскими учреждениями, производящими и предоставляющими однопрофильные с конкурентами медицинские услуги.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Специфика категории прибыль на рынке медицинских услуг

Прибыль (уровень прибыльности), как полученный доход от оказанных медицинских услуг, может являться одним из регуляторов на рынке совершенной конкуренции. Обязательным условием проявления и действия этого регулятора является абсолютная свобода входа и выхода в среду конкуренции всех без исключения субъектов медицинской деятельности. Такая возможность должна быть обеспечена рядом условий формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг .

Как правило, понимание прибыли отождествляется с доходами.

Из множества определений прибыли остановимся на следующем: прибыль – это разность между всеми поступлениями предприятия и всеми издержками, связанными с производством и продажей его товаров и услуг .

В рассуждениях о рынке медицинских услуг и некой его саморегуляции, приводящей к желаемому целевому и экономическому оптимуму медицинской помощи на уровне конкретного пациента, лечебного учреждения (врачебной практики) либо отрасли в целом, всегда подразумевается совершенная конкуренция, соотнесенная со степенью эффективности.

Понятия «эффективность медицинской помощи», «эффективная медицинская услуга» – подразумевают некий оптимум интегрированной деятельности лечебного учреждения, медицинского работника, врачебной практики внутри цеха производства медицинских услуг .

Оптимум в условиях конкуренции медицинских услуг – это качество медицинской помощи, характеризующееся, помимо прочего, с экономических позиций своеобразным равновесием, целесообразно минимальным уровнем издержек медицинских технологий, справедливым распределением ресурсов, отсутствием дефицита и излишков ресурсов, отсутствием сверхприбылей и убытков.

Иными словами, характеризуя оптимум производства и предоставления медицинских услуг, т.е. высокое качество медицинской помощи, наряду с чисто медицинскими критериями (выздоровление, улучшение, облегчение страданий и пр., что напрямую соотносится с личностью пациента), исследователь не должен упускать из виду экономические параметры. Такими экономическими параметрами характеризуются равновесие либо дисбаланс между затратами и издержками внутри самой системы здравоохранения или учреждения, производящего медицинские услуги.

Удовлетворение спроса в одном и том же виде потребной медицинской услуги в прикладном плане может реализовываться в рамках широкого спектра медицинских процедур с различным набором технологий, материального, финансового и кадрового потенциала, а, следовательно, и различными интегрированными стоимостными характеристиками такой деятельности.

При этом конкретный конечный результат (сохранение жизни, выздоровление, облегчение страданий, профилактика и пр.) при всем многообразии возможных медицинских технологий, соответствующих конкретной медицинской потребности, в прикладном плане может оказаться однозначно результативным для конкретного пациента.

Вполне понятно, что в рациональной деятельности (исключая чрезвычайные ситуации), следуя разумной логике, недопустимо чрезмерное расходование материальных ресурсов, персонала и технологий. Хотя любое производство не мыслимо без издержек.

В буквальном смысле – издержки (англ. Expenses) представляют собой совокупность перемещений финансовых средств, оказывающих воздействие на эксплуатацию и структуру предприятия .

В системе производства медицинских услуг важно не наличие самих издержек, а их структура и уровень. В хозяйственной деятельности современных учреждений систем здравоохранения в России высока доля структур с высокими издержками производства.

Детально проанализированное формирование издержек при производстве медицинских услуг позволяет в сфере здравоохранения выделить затратные участки (англ. Cost Centre), подразделяя их на «оперативные» и «структурные».

Сравнивая долю таких затратных участков в соизмеримых субъектах производства медицинских услуг можно говорить о некой степени рентабельности медицинского учреждения (врачебной практики), а, следовательно, связать рентабельность не только с эффективностью и качеством оказания медицинской помощи, но с характеристиками прибыльности.

Отсюда, по всей видимости, существуют границы своеобразной «рентабельности» предоставления конкретной медицинской услуги, в рамках которых издержки по производству этой услуги соизмеримы с конкретными параметрами медицинской деятельности, включая соответствующие обеспечение этой деятельности и необходимые технологии.

Совокупные затраты на проведение медицинских процедур в самом широком смысле, как форме удовлетворения медицинских потребностей пациента, и желаемый результат в рамках удовлетворенного медицинского спроса, находятся в неком разумном равновесии.

Как известно в экономике, такое равновесие удовлетворяется тремя условиями :

1. предельные издержки при оказании медицинской помощи должны быть равны краткосрочному предельному доходу и цене медицинской услуги (в контексте этой статьи нами не рассматриваются источники оплаты медицинской услуги) – [данный тезис описывается формулой Р=МR=МС , где Р – предельные издержки, МR – краткосрочный предельный доход, МС – предельная цена];

2. каждое лечебно-профилактическое учреждение (врачебная практика) условно удовлетворены объемами предоставляемой медицинской помощи и использованием мощностей и ресурсов для производства медицинских услуг в рамках этих объемов (краткосрочные средние совокупные издержки [АТСmin ] равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам [LATCmin ] – [АТСmin= LATCmin ];

3. каждое лечебно-профилактическое учреждение (врачебная практика) получают нулевую экономическую прибыль при наивысшей степени качества медицинской помощи, т.е. сверхприбыль не образуется, а поэтому нет новых ЛПУ (врачебных практик), желающих войти в систему здравоохранения (на рынок медицинских услуг) либо покинуть эту отрасль [Р=АТСmin ].

В интегрированном виде эти три условия представлены следующим равенством:

Р=МR=МС= АТСmin= LATCmin
Следует заметить, что уровень такого равновесия может нарушаться в сторону увеличения прибыли не обязательно действиями медицинского учреждения (врачебной практикой) за счет сокращения производственных издержек, а вполне обуславливается соответствующим спросом пациента с его возможностями, определенными платежеспособностью в соответствующем сегменте рынка.

Характерная особенность медицинской (врачебной) деятельности по производству и реализации медицинских услуг заключается в том, что сфера прибыльности данного производства находится не во внешней среде в границах «производитель-потребитель», а во внутренней среде предприятия, в области амортизации всех возможных средств и технологий производства медицинских услуг.

Реализация целевых задач медицинского учреждения (врачебной практики) в рамках прибыльности, как одной из сущностей маркетинговых отношений в сфере производства и потребления медицинских услуг, в первую очередь связана с управлением ресурсами, и в наибольшей степени – средствами производства медицинских услуг.

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях технологической цепочки производства и предоставления медицинских услуг, может с высокой степенью характеризовать медицинское учреждение (врачебную практику) как с точки зрения рентабельности, так и с позиций конкурентоспособности.

Как известно, рентабельность основных средств зависит от степени их использования. Для развития современной экономики характерно возрастающее применение основных средств, что при невысоком уровне их ликвидности создает фактор негибкой экономики.

Таким образом, вектор прибыли в сфере производства и потребления медицинских услуг для медицинского учреждения (врачебной практики) в первую очередь, лежит в плоскости сокращения издержек производства медицинских услуг за счет эффективной амортизации основных средств.
4. Основные цели и задачи Базовой программы поддержки развития частной системы здравоохранения в городе (районе)(далее Программы)
Целью Программы является обеспечение условий для поддержки и развития частной системы здравоохранения в городе (районе) путем повышения качества и эффективности мер, принимаемых местной администрацией. Для повышения качества и эффективности поддержки частной системы здравоохранения необходимо обеспечить на муниципальном уровне решение организационных, методических и аналитических задач, организовать обучение и информационное обеспечения кадров, разработать меры финансовой поддержки субъектов частной системы здравоохранения. Особую роль в этой работе играет созданная на муниципальном уровне инфраструктура по поддержке предпринимательства – Фонд поддержки предпринимательства. При его участии необходимо объединить усилия крупных промышленных предприятий, общественных организаций, представителей законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов, направленные на развитие и поддержку частной системы здравоохранения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены на основе анализа современного состояния и тенденций развития частной системы здравоохранения на муниципальном уровне. Мероприятия по реализации Программы систематизируются по следующим приоритетным направлениям:

Информационное обеспечение субъектов частной системы здравоохранения и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов частной системы здравоохранения;

Развитие инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения.

Разработка и развитие прогрессивных финансовых и имущественных технологий поддержки субъектов частной системы здравоохранения.

Развитие инфраструктуры частной системы здравоохранения. Поддержка частной системы здравоохранения в сфере применения ресурсосберегающих новых медицинских технологий.

Научно-методическое, техническое обеспечение подготовки кадров для осуществления деятельности в частной системе здравоохранения.

Продвижение медицинских услуг, оказываемых частнопрактикующими врачами и частными медицинскими организациями на муниципальный, региональный и международный рынки. Взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды.
Информационное обеспечение субъектов частной системы здравоохранения и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Существенной проблемой частной системы здравоохранения на муниципальном уровне является слабая обеспеченность ее субъектов деловой и правовой информацией. Инфраструктура поддержки предпринимательства также испытывает серьезные недостатки в получении и обработке необходимой информации для анализа и прогнозирования рынка товаров, работ и услуг.

Для облегчения доступа к информации субъектов частной системы здравоохранения на муниципальном уровне необходимо оснастить их компьютерами, программным обеспечением, базами данных и подключить к сети Интернат.

Для создания доступных любому представителю частной медицины информационных баз данных, содержащих сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, возможных партнерах, клиентах, внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние рынка медицинских услуг. Необходима модернизация, пополнение и техническое сопровождение существующих баз, организация новых информационных массивов, обеспечение экономичного доступа субъектов частной системы здравоохранения к данным массивам информации за счет расширения сетей. Выполнение данной задачи должны взять на себя организации, специализирующиеся на сборе и обработке информации.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов частной системы здравоохранения
С целью создания благоприятных условий для развития частной системы здравоохранения необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства. В данном направлении Программой предусматривается совместная разработка и экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих интересы представителей частной медицины.

Для устранения необоснованного административного вмешательства в деятельность субъектов частной системы здравоохранения, связанных с неоправданными согласованиями, разрешениями, контрольными проверками, Фонду поддержки предпринимательства необходимо внести предложения в муниципальные органы исполнительной власти об изменении положений контролирующих, согласующих и выдающих разрешения организаций, что будет способствовать упрощению вышеперечисленных процедур.

Для снижения влияния необоснованного административного вмешательства на деятельность субъектов частной системы здравоохранения необходимо объединить усилия общественных организаций и иных некоммерческих организаций, представителей законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов в работе, направленной на поддержку представителей частной медицины.

Благоприятные условия для развития частной системы здравоохранения должны создаваться одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, поэтому необходимо участие представителей частной медицины муниципального образования в нормотворческой деятельности на федеральном и межрегиональном уровнях, в работе Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики и Союзе частных клиник России.
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения
Для инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения большое значение имеет ее развитие на муниципальном уровне. Это могут быть фонды финансовой поддержки и бизнес центры, информационно-консультационные центры и школы начинающих предпринимателей, общественные и некоммерческие организации субъектов частной системы здравоохранения, союзы финансовой взаимопомощи и взаимных гарантий, товарищества по совместной аренде производственных помещений и оборудования. Организация и деятельность муниципальной инфраструктуры поддержки частной системы здравоохранения должны осуществляться в тесном взаимодействии с территориальным Департаментом развития предпринимательства.

Важным элементом инфраструктуры поддержки частной системы здравоохранения является муниципальный бизнес-центр частнопрактикующих врачей. Бизнес-центр позволяет обеспечивать начинающих частнопрактикующих врачей правовой, экономической, профессиональной консультационной помощью, проводить обучение без отрыва от предпринимательской деятельности, предупреждать и вовремя исправлять его ошибочные действия врачей частной практики. Целесообразно организовывать работу бизнес центра частнопрактикующих врачей на базе одного или группы действующих субъектов частной системы здравоохранения в муниципальном образовании.

Оказание финансовой поддержки за счет средств местного бюджета при организации муниципального бизнес центра частнопрактикующих врачей производится на долевой конкурсной основе. При этом указанные средства могут направляться на предоставление оргтехники и оборудования, подключение к сети Интернет, ремонт помещения и на приобретение основных средств.
продолжение
--PAGE_BREAK--

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История развития системы здравоохранения в Великобритании. Структура медицинской службы. Нормирование и контроль в здравоохранении. Финансирование и система оплаты медицинских работников в стране. Сравнение систем здравоохранения России и Великобритании.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Характеристика инновационной политики в системе здравоохранения Республики Казахстан. Внедрение новых схем организации медицинской помощи. Анализ целей государственной программы реформирования и развития здравоохранения. Совершенствование службы крови.

    презентация , добавлен 03.02.2014

    Роль здравоохранения в социально-экономической сфере, показатели прогноза здравоохранения и основные методы прогнозирования данной отрасли. Анализ современного состояния здравоохранения России и муниципального образования на примере Владимирской области.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Состояние здоровья населения и организация медицинской помощи в Республике Беларусь. Проблемы и недостатки системы здравоохранения Беларуси. Концепция развития и совершенствования нормативно-правовой базы Республики Беларусь в сфере здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Государственная политика по реорганизации системы здравоохранения, перспективы ее развития. Социально-экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования. Характерные особенности частной и государственной систем здравоохранения.

    презентация , добавлен 30.09.2014

    Основные модели и тенденции развития здравоохранения в мире. Анализ современного состояние и концепций развития здравоохранения в России. Особенности реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2010

    Сущностные характеристики государственного регулирования в здравоохранении. Общая характеристика системы здравоохранения Оренбургской области. Основные причины высокой смертности. Совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2015

Введение


Изучаемая тема является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено рядом следующих причин.

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные организационно – правовые формы в здравоохранении.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Охарактеризовать понятие «предпринимательство в сфере здравоохранения».

2. Описать организационно-правовые формы организации здравоохранения.

В процессе написания данной работы нами были использованы в основном следующие методы:

1. Сравнительный анализ литературных источников.

2. Системный.

В процессе написания данной работы нами в основном были использованы учебные и монографические источники.


1. Понятие «предпринимательство» в здравоохранении


Неотъемлемое право не только на здоровье, избавление от физических страданий, – недугов, но и на нравственное сострадание к своим болезням, то есть на милосердие .

Ведь врач имеет дело с человеческой болью, которая в каждом случае индивидуальна, и лечит не только тело, но и душу. Вернее – и тело, и душу. Иначе он не врач, а механик, а лечение – это ремонт.

Больной немощен и ему надо помочь. Вот главное, а все остальное – потом. Возьмем теперь рынок. По большому счету, нравственность рынка – соблюдение определенных правил, направленное на то, чтобы доверие между партнерами сохранилось, а сделка – повторилась. Ради ее конечного результата и самоцели – прибыли. Это аксиома: коммерсант, промышленник ставит свой экономический интерес на первое место. Его партнер чаще всего здоров, энергичен и желает купить услугу или товар для того, чтобы приумножить свое благополучие.

Но значит ли, что в медицине всякое предпринимательство при таких «возвышенных», целях ее деятельности – несостоятельно? Следует ли, говоря проще, целиком поместить ее на чье-то содержание: посадить, скажем под «крылышко» государства на бюджетный паек или целиком отдать благодетелю-спонсору?

Применительно к здравоохранению понятия предпринимательской деятельности, прибыли, рынка вызывают одинаково стойкое неприятие у граждан и должностных лиц, как в России, так и за рубежом.

Такое неприятие предпринимательства в здравоохранении объясняется субъективными и объективными факторами .

Субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении обусловлено следующими факторами.

Прежде всего, отечественное здравоохранение основано на традиционном принципе бесплатности медицинской помощи.

В условиях социалистического распределения здравоохранение признавалось непроизводственной сферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета .

Здравоохранение могло освоить столько бюджетных средств, сколько в него вкладывалось. Если бы в здравоохранение вкладывалась половина государственного бюджета, и такие вложения оно могло бы полностью освоить.

Существовавшие в прежние времена хозрасчетные поликлиники считались исключением. В аптеках же лекарства всегда отпускались за плату.

Товарообменный характер деятельности одних учреждений здравоохранения (аптек) не распространялся на деятельность других (стационаров и поликлиник).

С изменением конституционного строя принцип бесплатности медицинской помощи сохранился, но на фоне поменявшихся юридических и экономических реалий. Возникла юридическая категория услуги.

Появилось законодательство о медицинском страховании граждан. Государство стало плательщиком за медицинские услуги, оказываемые гражданам бесплатно.

Если услуги оказываются гражданам бесплатно, то производители медицинских услуг получают за это плату. Плата за медицинские услуги для их производителей является доходом .

Деятельность по оказанию медицинских услуг экономически стала производственной деятельностью, а юридически – деятельностью, приносящей доходы.

Если прежде бесплатность медицинской помощи была принципом здравоохранения, то в настоящее время она стала конституционной гарантией гражданам со стороны государства.

Гарантией того, что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения они получат медицинскую помощь бесплатно для себя.

Однако поскольку медицинская помощь приобрела экономическую форму услуги, постольку процесс ее оказания стал подвержен экономической оценке .

Если прежде медицинская помощь оказывалась не в товарных отношениях, то в настоящее время медицинская помощь стала оказываться в соответствии с оплатой медицинских услуг, в состав которых она входит.

Между государством в качестве плательщика и государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в качестве производителей медицинских услуг стали складываться отношения товарообмена в пользу граждан, для которых медицинская помощь остается бесплатной.

При этом юридически одинаковые медицинские услуги оказываются за юридически одинаковую плату юридически одинаковыми хозяйствующими субъектами – государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и частными организациями. Их деятельность одинаково основана на извлечении доходов от оплаты медицинских услуг.

Вне зависимости от того, приносит она прибыли или убытки, деятельность в экономическом обороте с результатом, имеющим форму товара, является предпринимательской.

Различия лишь в том, что по общему правилу медицинские услуги гражданам частными организациями оказываются за плату, которую производит сам гражданин, а государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения – за плату, которую за гражданина производит государство.

Будучи бесплатными для граждан, оказываемые им медицинские услуги равно для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и частных организаций бесплатными не являются.

Тем самым детерминантой субъективного неприятия гражданами (обществом) предпринимательства в здравоохранении является не характер деятельности медицинских организаций и не их имущественная принадлежность (государственная, муниципальная или частная собственность), а лишь бесплатность получения медицинской помощи.

Однако неприятие предпринимательства в здравоохранении свойственно не только гражданам (обществу) . Предпринимательство вызывает неприятие со стороны публичного института здравоохранения.

Прежде единая государственная система здравоохранения в настоящее время представлена государственной и муниципальной системами здравоохранения и включает соответствующие органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. И те, и другие связаны единством финансирования из казны государства и муниципальных образований.

Противопоставлением финансированию здравоохранения из публичных источников являются поступления от любых частных лиц. Тем самым предпринимательством в публичном институте здравоохранения признается не деятельность, приносящая доходы, а лишь деятельность, доходы от которой происходят из частных источников.

Если следовать логике субъективных факторов неприятия предпринимательства в здравоохранении в совокупности, предпринимательской является деятельность частных организаций, оказывающих медицинские услуги гражданам за плату, не происходящую из казны государства или муниципальных образований.

В соответствии с российским законодательством предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

Чтобы выявить объективные причины неприятия предпринимательства в отечественном здравоохранении, необходимо раскрытие понятий, связанных с предпринимательством вообще и в здравоохранении в частности.

Предпринимательской является деятельность:

– самостоятельная, направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное с бременем утрат (несение рисков);

– систематично осуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;

– субъекта, имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения


2. Организационно-правовые формы в сфере здравоохранении


В современном здравоохранении при усилении роли на результативность работы и экономическую эффективность деятельности актуализируются вопросы выбора организационно-правовых форм, правового статуса производителей «бюджетных» и возмездных медицинских услуг .

Пока предложения о развитии новых, юридически самостоятельных и разрешенных законодательно форм ведения предпринимательской деятельности часто рассматривается в отрасли как покушение на отчуждение собственности, оплачиваемой государством.

Однако, несмотря на то, что отношения между плательщиком и производителями медицинских услуг имеют экономический характер, отношения между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения сохранили административный характер.

Как и прежде, деятельность учреждений здравоохранения в качестве бюджетных учреждений подчинена нормативным предписаниям. В результате, если деятельность производителей медицинских услуг экономического характера сводится к извлечению доходов, то их распределение в учреждениях здравоохранения происходит в административном порядке.

Выйдя за пределы механизма государства, учреждения здравоохранения не обрели свое место в экономическом обороте. Получая плату за медицинские услуги из государственных внебюджетных фондов, от страховщиков и от иных плательщиков, учреждения здравоохранения дистанцируются от понятия предпринимательской деятельности. Будучи юридическими лицами с предоставленными законом правомочиями хозяйствующих субъектов, учреждения здравоохранения позиционируются в административной подчиненности органам управления здравоохранением .

Юридически различающиеся характером и сферой деятельности, правовым положением и целым рядом других признаков, государственные и муниципальные органы управления здравоохранением и государственные и муниципальные учреждения здравоохранения искусственно объединены в единый публичный институт здравоохранения.

Кроме того, в соответствии с нормативно-правовым регулированием деятельности в РФ, предоставлением медицинских услуг населению могут заниматься хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), которыми признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Правовое положение хозяйственных обществ, права и обязанности его участников регулируются ГК РФ и соответствующими специальными законами. Главной имущественно-правовой особенностью открытых акционерных обществ (ОАО) признается то, что все участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) все его акции распределяются среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Существующая в современных условиях законодательная база по приватизации государственной и муниципальной собственности (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) дает процедуры по переходу НКО в коммерческий и частный сектор экономики.

Однако для объектов социальной сферы предусмотрена специальная процедура «золотая акция» или специальное правило по ограничению свободы подобного перехода. Признавая низкую экономическую целесообразность собственно приватизации объектов здравоохранения, о ней следует говорить лишь в контексте особенностей частной системы: защита производителя от жестких административно-командных методов управления в отрасли и наличие свободного права распоряжения доходами от предпринимательской деятельности в медицинских организациях.

Однако свободная рыночная среда деятельности коммерческих медицинских организаций той или иной организационно-правовой формы требует смены менталитета медицинских работников, а также кардинального пересмотра функций менеджмента, особенно связанных с управлением финансами и планированием экономических результатов.



Заключение


Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.

Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимость здравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособность населения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация в государственном секторе позволяет рассчитывать на развитие целевых программ, финансируемых государством.

Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени.

Медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения.

Законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года установлен статус субъекта правоотношений – некоммерческих организаций (НКО), к которым относится и распространенная в государственном секторе здравоохранения организационная форма – бюджетное учреждение.

В нормативных актах, регулирующих деятельность НКО, в том числе и в бухгалтерских, четко не указывается на то, что возможно самостоятельное распоряжение доходом от основной и разрешенной предпринимательской деятельности, в отличие от коммерческих организаций, у которых доход при реализации товаров, работ или услуг появляется в результате всегда только предпринимательской деятельности и попадает в самостоятельное распоряжение организации.

Другие, кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО – автономная некоммерческая организация (АНО), некоммерческие партнерства и фонды пока не так часто встречаются в здравоохранении.

Муниципальные (государственные) унитарные предприятия (далее – УП) также начинают появляться в отрасли.



Задача

Решено организовать дневной стационар на базе обычного стационара с мощностью не более 22 коек (две палаты на пять и две на шесть коек). Затраты на коммунальные платежи (тепло, электричество), содержание здания и оборудования, зарплату для врачей постоянные. Затраты на медикаменты, питание больных растут прямо пропорционально числу пациентов. На каждые 12 коек требуется дополнительно одна медсестра, на каждые 11 коек – санитарка.

Заполните таблицу:



свет, врачи

Медсестры

Санитарки

Медикаменты,

Маржинальные


Решение


Полные затраты – это отнесенная на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая сумма зависящих и не зависящих от объема производства затрат, то есть в нашем случае полные затраты представляют собой сумму постоянных и переменных затрат.

Средние постоянные затраты – постоянные издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Средние постоянные затраты определяются делением постоянных затрат на количество произведенной продукции.

Маржинальные затраты – это дополнительные затраты, которые несет предприятие, то есть сумма переменных затрат.

Результаты расчетов занесены в таблицу.



Список используемой литературы

1. Войцекович, Б.А., Редько, А.Н., Козиева И.С. Предпринимательская деятельность в здравоохранении/Б.А. Войцехович,

А.Н. Редько, И.С. Козиева. – М.: Высшее образование, 2008. – 208 с.

2. Вялков, А.И., Райзберг, Б.А., Шиленко, Ю.В., Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов/ А.И. Вялков, Б.А. Райзберг, Ю.В. Шиленко. – М.: ГЕОТАР – МЕД, 2002. – 328 с.

3. Ковалевский, С.С., Гладков, Ю.М. Математические методы в управлении обязательным медицинским страхованием/С.С. Ковалевский,

Ю.М. Гладков. – М.: Высшая школа, 2008. – 800 с.

4. Колосницына, М.Г., Шейман, М.М. Экономика здравоохранения: Учебник/ М.Г. Колосницына, И.М. Шейман. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 479 с.

5. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран. /ред. Солтман Р.Б., Буссе Р.,

Моссиалос Э. /Пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2002. – 272 с

6. Стародубов, В.И., Лозовский, А.В., Тихомиров, А.В. Предмет оплаты труда в здравоохранении // Главный врач: Хозяйство и право. – 2004. – №3. – с. 13–17

7. Щепин, О.П., Галуева, Л.А. Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении/под ред. В.И. Стародубова. – М.: МЦФЭР, 2006. – 432 с.

Кошелева ТатьянаНиколаевнаК.э.н., доцент кафедры ЭТиЭП СПбУУиЭ, СанктПетербург[email protected]

Малое предпринимательство как элемент накопления предпосылок становления национальной инновационной системыв условиях предстоящих преобразований здравоохранения

Аннотация–В статье рассмотренапроблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества, включающей становление малого предпринимательства в данной отрасли без ущерба для самого смысла оказания медицинских услуг, анализируются проблемы обязательного медицинского страхования, предлагаются направления повышения конкурентоспособности учреждений здравоохранения –становление малого предпринимательства, реализующего свой инновационный потенциал. Рассматриваются показатели оценки эффективности развития предпринимательских структур в сфере здравоохранения.Ключевые слова–малое предпринимательство, инновационное развитие, конкурентоспособностьмедицинских учреждений, рыночная инфраструктура, показатели оценки эффективности.

Существует много подходов к определению сущности «малого бизнеса». В широком смысле «малый бизнес» представляет собой совокупность юридических и физических лиц (в лице частных предпринимателей), самую активную их часть, не входящих в монополистические структуры. В узком смысле «малый бизнес» представляет собой коммерческое частное предприятие, основанное на предпринимательской идее, обладающее достаточно высоким риском, критерии отнесения к которым определяется соответствующими законодательными актами. Малое предпринимательство –это элемент конкурентного механизма, включающий в себя малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, взаимосвязи между субъектами малого предпринимательства, взаимоотношения субъектов малого предпринимательства с государственными органами, а также инфраструктуру малого предпринимательства, все остальные механизмы, в том числе,производственный, ресурсный, инновационный, финансовый и т. д. присущи и функционируют только на уровне составных элементов малого предпринимательства, т. е. на уровне малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.В странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан на сегодняшний день заняты в сфере малого предпринимательства . Половина ВВП США сегодня производится предприятиями малого бизнеса, но при этом малый бизнес в США также нуждается в постоянной поддержке. Это объединяет их малый бизнес с нашим российским. Малые и средние предприятия США действуют во всех сферах экономики страны: в торговле, в производственной сфере, в финансовом секторе, в консалтинге, в сфере инноваций, в области социальных услуг, в том числе и в здравоохранении. Китай входит в число крупных внешнеэкономических партнеров России, однако львиную долю деловых контактов составляют крупные компании. В этой связи необходимо понять механизмы, с помощью которых можно успешно стимулировать развитие малых и средних предприятий, обеспечивая субъектам предпринимательства благоприятные условия для ведения бизнеса, в том числе и с Китаем. По статистике, малый и средний бизнес в Китайской народной республике составляет 60% ВВП и дает 50% налогов, обеспечивает свыше 75% рабочих мест и такую же долю инноваций на производстве . Проводимые с 1978 года реформы, узаконившие в КНР «не общественную собственность», постепенно позволили сформироваться слою предпринимателей в 42 млн. человек, из которых 99,8% составляют именно представители малые и средние предприятия . С 2004 года неприкосновенность частной (необщественной) собственности закреплена в Конституции КНР, благоприятный правовой климат обеспечен рядом нормативноправовых актов, стимулирующих развитие малых и средних предприятий. Вместе с тем в КНР существует немало проблем в развитии малых и средних предприятий. Это и выживание в борьбе за рынки сбыта за счет демпинга, и нещадная эксплуатация человека и природы, и несоблюдение прав интеллектуальной собственности, и нечестность в сделках, а также недостатки кредитной системы КНР. Китайское правительство планирует в ближайшем будущем акцентировать внимание на качестве малого и среднего бизнеса, его инновационности и конкурентоспособности. В этой связи должны быть расширены специальные фонды по финансовой поддержке определенных категорий китайских коммерсантов, усовершенствовано информационноправовое сопровождение бизнеса, в том числе за границами КНР. Основными способами решения проблем развития малого и среднего бизнеса в КНР являются: непрерывность государственного участия в развитии человеческого капитала, содействие росту деловой культуры и правосознания китайских бизнесменов, а также введение жестких санкций на законодательном и административном уровнях, нацеленных на борьбу с проявлениями бюрократизма. Уровень развития малого бизнеса и активности инновационного предпринимательства определяет уровень демократизации государства и уровень развитости его экономики. Конкуренция является основным условием эффективной деятельности малых инновационных предприятий в рыночной экономике, побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес, в том числе и инновационный, частично решает в государстве и социальные проблемы, в том числе проблемы безработицы путем самозанятости населения и его творческой самореализации. Важнейшим социальным результатом деятельности малого предпринимательства является формирование среднего класса -гаранта социальной и политической стабильности общества, а также создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства. Но у малого инновационного предпринимательства есть и другие преимущества, такие как:малое инновационное предпринимательствоиграет заметную роль в повышении общественной производительности труда; малое инновационное предпринимательстводинамично и подвижно в плане внедрения инноваций, чем предприятия крупного бизнеса;малоеинновационноепредпринимательствоиспользует преимущественно местные источники сырья; малые инновационные предприятиядостаточно оперативно и гибко реагируют на запросы рынка и реагируют на запросы потребителей; малое предпринимательствоиспользует только необходимые для своего функционирования и развития основные и оборотные средства (т.е. работает в режиме строжайшей экономии); малые инновационные предприятия обладают высокой приспособляемостью к изменениям рынка;относительно невысокие расходы малых предприятий на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на их управление; малое инновационное предпринимательствопрактически не подвержено бюрократизации. Из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны намалых и средних предприятиях, 8085% разработок малых предприятий внедряются в течение одногодвух лет . Эффективные системы анализа состояния и развития малого предпринимательства, в том числе и оценки экологической обстановки, в процессе формирования стратегии его инновационного развития, должны отвечать трем основным принципам: превентивности, комплексности и демократичности. Принцип превентивности означает, что анализ состояния и развития малого предпринимательства проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что его результаты используются при выработке и принятии решений. Оценка экологической обстановки должна проводиться, в том и до принятия важнейших решений по формированию механизма экономического управления развитием малого предпринимательства, в том числе и в процессе формирования стратегии инновационного развития государства в целом и региональной экономической политики РФ в частности. Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех сферах деятельности малого предпринимательства, в социальной сфере, а также в природной среде. На процедурном уровне отражением принципа комплексности является рассмотрение различных воздействий намечаемой деятельности в рамках единой процедуры, а также представление информации о них в едином документе. Принцип демократичности отражает тот факт, что анализ состояния и развития малого предпринимательства является инструментом принятия взаимоприемлемых решений и, в конечном счете, инструментом механизма экономического управления им. Предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на внешнюю рыночную среду деятельности малого предпринимательства, затрагивает интересы потенциально неограниченного круга лиц и организаций. Инструментом защиты интересов этих сторон могут служить разного рода системы разрешений и лицензирования. Еще одно важное следствие принципа демократичности состоит в том, что для обеспечения возможности участия заинтересованных сторон, анализ состояния и развития малого предпринимательства должен проводиться в соответствии с определенными правилами, т. е. при наличии регламентированной процедуры анализа. “Демократические” процедуры анализ состоянияи развития малого предпринимательства обычно противопоставляются “технократическим”, в которых решения принимаются закрытым образом. В таких системах предполагается, что проблема воздействия намечаемой деятельности на внешнюю рыночную среду малого предпринимательства носит преимущественно научнотехнический характер, и при ее рассмотрении значимы только мнения экспертовпрофессионалов, а также компетентных лиц, принимающих решения. Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решения часто приводит к тому, что на практике решения в таких системах принимаются на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересованных сторон. В результате нередко страдает объективность анализ состояния и развития малого предпринимательства, что негативно влияет на весь процесс формирования стратегии его инновационного развития.В совсем недалеком будущем (68 лет), как обещает нам руководитель государства, Россия станет страной, которая поднимется на 20 место (со 112) в рейтинге «Doing business» Всемирного банка . Это будет подтверждаться и тем, что в малом бизнесе будет 50% занятых. В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества, включающей становление малого предпринимательства в данной отрасли без ущерба для самого смысла оказания медицинских услуг. Существует множество классификаций систем здравоохранения, однако, как правило, эксперты сводят их к трем классическим моделям Бисмарка (немецкая), Бевереджа (английская) и Семашко (советская) . В настоящее время системы здравоохранения развитых стран не укладываются ни в одну из этих моделей. Реформы эволюционируют, заимствуя друг у друга идеи и отдельные элементы. Современные системы здравоохранения стали, по сути, настолько сложными, что, порой, трудно сказать, какая модель взята за основу.Конкурентоспособность медицинских учреждений рассматривается с позиций взаимодействия внутри отрасли с медицинскими организациями, выступающими в роли реальных конкурентов, а также в рамках самостоятельной деятельности учреждения, в сфере его внутренней среды. В проблеме формирования предпринимательских структур в сфере оказания медицинских услуг и управления ими в условиях становления конкурентной среды необходимо учитывать негативную роль существующих стимулов в современной российской системе здравоохранения, способствующих развитию непродуктивной конкуренции. Среди важнейших факторов, порождающих обозначенную проблему и не позволяющих сформировать конкурентную среду в медицине, можно назвать :многоуровневую систему посредников оказания медицинских услуг (государство, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, администрации лечебнопрофилактических учреждений, врачи);противоречивые и не всегда совпадающие интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг;посредники не несут юридической ответственности за результаты лечения пациентов;отсутствие сформированных объективных показателей качества медицинской помощи, как для пациентов, так и для производителей этих услуг, а также сложность, а порой и невозможность установления однозначной взаимосвязи и взаимозависимости между ценой и качеством оказываемой медицинской услуги;недостаточная информированность пациентов об услугах и о ценах на медицинские услуги.Все вышеперечисленное подводит к мнению, что в формирующейся сфере производства и потребления медицинских услуг отсутствует основополагающая системная структура и соответствующие рыночные отношения субъектов такой системы, позволяющие практически реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг как конкуренция. Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения должна опираться на собственную материальную базу, которой естественно не достаточно для стратегического развития таких специфических и достаточно дорогих услуг. Значительную поддержку становлению и развитию предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения, особенно в таких не привлекательных для государства и крупного бизнеса сферах отрасли здравоохранения, как дома сестринского ухода, хосписы, подвижные медицинские лаборатории, психлечебницы, центры реабилитации и дома для пожилых и престарелых.В настоящее время наиболее распространенная практика деятельностиучреждений здравоохранения, получивших ограниченную предпринимательскую самостоятельность, создание подразделений для оказания платной медицинской помощи. Граница между платной и бесплатной помощью устанавливается произвольно. Свертывание общественных обязательств приобретает нерегулируемый характер. Нарушается равно выгодность разных видов услуг.Некоторые авторы считают, что наиболее перспективной формой организации учреждения здравоохранения выступает некоммерческое учреждение, работающее по договорамс органами местной власти и самостоятельно определяющее основные параметры своей деятельности. Но, по мнению автора, такая форма организации учрежденийздравоохранения не сможет эффективно развиваться. Так как в перспективе, с увеличением продолжительности жизни и повышению требований населения к качеству удлиняющейся жизни, возрастет нагрузка на лечебные учреждения и соответственно вырастут объемы оказываемых услуг по договорам, что увеличит финансовую нагрузку на местные бюджеты и без того не всегда самодостаточные и сводящие концы с концами. Поэтому, необходимо рассматривать несколько иные стратегические формы развития сферы здравоохранения, в том числе и с применением частногосударственного партнерства, о котором сегодня начали активно говорить. Но, частногосударственное партнерство также не сможет решить всех проблем, так как его основой выступают государственные программы, при решении которых государство прекращает выделение финансовых средств. И такие программы, как предупреждение и профилактика заболеваний на основе проведение постоянных обследований населения разных возрастных групп, в качестве наиболее массовых медицинских мероприятий, необходимо финансировать и организовывать на основе несколько иных взаимоотношений государства, общества и предпринимательского сектора, включая элементы рыночных взаимоотношений. В данном направлении автор предлагает рассмотреть возможность использования элементовсамоорганизующейся хозяйственной системы, использующей механизмы активизации предпринимательской активности крупных и средних предпринимателей в направлении предупреждения заболеваний своих сотрудников, а также стимулирования самих сотрудников к поддержанию своего здоровья и ведению здорового образа жизни, с целью повышения качества жизни на максимально возможный продолжительный период активной жизни.Среди мер по разгосударствлению в здравоохранении можно рассмотреть также модель индивидуальной и групповой практики. Статус предпринимательской организации могут приобретать выделившиеся из состава поликлиник независимые групповые практики или индивидуальные врачебные практики. Сохраняя обязательства по бесплатному обследованию и лечению пациентов, такие организации могут вести предпринимательскую деятельность в направлении лечебно –оздоровительных и гимнастических процедур, в направлении лечебного питания и разработки индивидуальных программ повышения качества жизни населения. Врач или бригада могут выделяться из состава поликлиники на правах арендаторов с правом выкупа арендованного имущества. Врачи могут сами набирать сестринский и вспомогательный персонал. Такая модель экономически раскрепощает врача и формирует конкурентную среду. Создание групповых и индивидуальных врачебных практик меняет роль медицинских учреждений с лечебных на оздоровительные, которые превращаются в диагностические, консультационные и обслуживающие центры.Для поддержки предпринимательской деятельности нужна особая рыночная инфраструктура отрасли: система контроля качества медицинской помощи, информационная база, система аккредитации лечебнопрофилактических учреждений, лицензирование и сертификация врачей, биржи медицинской техники, ассоциации пациентов и врачей, больниц.В условиях предстоящих преобразований в системе здравоохранения возникает необходимость в усилении роли малого предпринимательства, в первую очередь его инновационной составляющей, в деятельности страховых компанийна рынке медицинских услуг. Также возникает необходимость организации эффективного взаимодействия лечебнопрофилактических учреждений не только со страховыми компаниями, но и с самими потребителями медицинских услугпутём разработки механизмов для потребителя по контролю качества предоставляемых ему услуг.Такими механизмами могут выступать выбор потребителем того или иного лечебного учреждения, того или иного медицинского персонала в данном лечебном учреждении, а также уровень повторных обращений к одному и тому же врачу или иному медицинскому персоналу одним и тем же потребителем по одному и тому же вопросу за определенный период времени в сравнении с такими же обращениями в иные лечебные учреждения или к иному медицинскому персоналу. Развитие таких механизмов в рамках обязательного медицинского страхования(ОМС)уже началось, но происходит настолько медленно и сложно, что можно отметить о его практически нулевом развитии. В настоящее время основной проблемой системы обязательного медицинского страхования в РФ является недостаток финансирования, что связано в первую очередь с несбалансированностью программ обязательного медицинского страхования по видам и объемам медицинской помощи с размерами финансирования, не выполнение субъектами РФ своих обязательств за счет отсутствия оплаты страховых взносов не работающего населения, отсутствие механизмов реализации этих обязательств, не гибкий и сложный механизм управления системой обязательного медицинского страхования. Согласно Программе госгарантий на систему ОМС возлагается 85% всего объема медицинской помощи, а за счет средств региональных бюджетов –всего 15% . Фактически, в финансовом выражении это соотношение представляется как 38% и 68% соответственно. В нашей стране самый низкий тариф на медицинские услуги, в связи с чем, низкая оплата труда медицинских работников является одной из основных задач наравне с реализацией прав застрахованных; в связи с недостаточностью финансирования жители многих регионов не полностью обеспечиваются бесплатными медицинскими услугами в рамках федерального законодательства о здравоохранении. Быстрыми темпами увеличивается приток средств за счет ДМС и оказания платных услуг. Доходы лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ) за счет этого уже сравнялись с объемом средств ОМС, получаемых за счет взносов работодателей. В 2006 году этосоотношение составляло 1012% . На современном этапе стратегической задачей Федерального фонда ОМС является обеспечение повышения наполняемости Фонда ОМС (ФОМС), за счет чего жители регионов смогут полностью получать бесплатные медицинские услуги в рамках федерального законодательствао здравоохранении и, это будет выступать своеобразной гарантией сохранения и укрепления финансовой устойчивости территориальных программ системы ОМС в регионах, имеющих разный уровень социальноэкономического развития. За все время существования системы ОМС остается неразрешенной проблема перечисления взносов на ОМС не работающего населения. В 5 субъектах РФ задолженность прошлых лет перед Территориальным Фонд ОМС (ТФОМС) превышает 4,4 млрд. рублей, что в сумме составляет 55% к уровню задолженности в целом по РФ . В качестве основной причины данного факта можно назвать отсутствие в существующем законодательстве действенных механизмов стимулирования субъектов РФ на снижение накопленной задолженности. В настоящий момент единственной возможностью ТФОМС воздействовать на органы исполнительной власти является обращение в суд. Однако, в таком случае складывается парадоксальная ситуация, когда исполнительный директор ТФОМС, назначенный органами исполнительной власти субъекта РФ, должен выступать в суде с иском к назначившему его органу исполнительной власти субъекта РФ. На практике осуществления ОМС в субъектах РФ явно прослеживается тенденция ограничения доступа страховых медицинских организаций на данный рынок. Помимо прочего действующее законодательство ограничивает возможности расчетов страховых медицинских организаций и ЛПУ за медицинскую помощь, оказываемую за пределами места проживания больного, а также, не содержит четких критериев для разграничения обязательного и добровольного медицинского страхования,и, не устанавливает четкой границы между бесплатными и платными медицинскими услугами. Отсутствие четких дефиниций для разграничения обязательного и добровольного медицинского страхования влечет, в том числе и неблагоприятные налоговые последствия для страховых медицинских организаций, осуществляющих добровольное медицинское страхование в случае, если медицинским учреждением по договору ДМС оказана услуга, предусмотренная Программой ОМС субъекта РФ, налоговые органы могут не признать оплату данной услугив качестве страховой выплаты, а значит, и в качестве расхода страховой медицинской организации. Все перечисленные проблемы системы ОМС происходят в связи с тем, что до сих пор механизм функционирования ОМС подчинен и полностью зависит от механизма и достаточности финансирования, а более приемлемым механизмом, на наш взгляд, должна выступать организация системы ОМС на основе принципа рискового страхования. Необходимо развивать добровольное медицинское страхование на основе становления малого предпринимательства в данной сфере услуг, а конкурентоспособность можно усилить только за счет реализации инновационного потенциала малого предпринимательства в данной сфере. Инновации могут быть как организационные, инфраструктурные, так и технологические (новое современное оборудование) и лекарственные (наиболее оперативное внедрение новых лекарственных препаратов). Кроме формирования рыночной инфраструктуры отраслинеобходимо также сформировать и показатели оценки эффективности деятельности малого предпринимательства с целью анализа готовности к дальнейшему качественному росту. А также оценки уровня достаточности накопления предпосылок для становления национальной инновационной системы. По мнению многих ученых, в данном блоке помимо двух основных показателей, синтезирующих различные На сегодняшний день оценка качественной эффективности системы здравоохранения в России учитывает только некоторые аспекты качества жизни, − реальную и ожидаемую продолжительность жизни и коэффициент младенческой смертности. Но для оценки эффективности деятельности малого предпринимательства, и в первую очередь уровня реализации его инновационного потенциала, следует оценивать и показатели, отражающие соотношение заболевших и поправившихся, разработанных вакцин и количество известных вирусов, уровень обеспеченности прививками и уровень выявленных заболеваний после прививок, уровень обеспеченности медицинской помощью и уровень заболеваний и смертности, уровень выявленных заболеваний на наиболее ранних стадиях, частота повторных обращений за медицинской помощью и т. д. Приведенные показатели характеризуют наличие инновационных подходов в фармацевтике и оперативную связь достижений фармацевтической науки и здравоохранения, которая может быть реализована только при помощи развития малого предпринимательства в здравоохранении. Ссылки на источники.1.Кошелева Т. Н.Стратегии развития малого инновационного предпринимательства (монография). –СПб: ГУАП, 2009. 204 с.2.Тогунов И. А.Конкуренция в здравоохранении и медицине.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/health_system.shtml. [Дата обращения –05.05.12.]3.ХандриковИ.Всероссийское движение "За честный рынок". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bishelp.ru/vlast/vlast1/itogi150113.php. [Дата обращения –05.01.13.]4.Гордиенко С. М.Модели здравоохранения.Мед. газета "Здоровье Украины", № 76, 2003 г. Реформы здравоохранения: обязательное медицинское страхование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bonoesse.ru/blizzard/RPP/M/m_02.html. [Дата обращения –05.02.11]5.Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 461 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год»//Российская газета от 9августа 2005 г. № 1736.Донин В. М., Маркова О. П. «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации с различных точек зрения»// Менеджер здравоохранения, № 5, май 2006 г.7.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования«Информационно аналитическая справка о формировании доходов по обязательному медицинскому страхованию в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в 1 полугодии 2008 года»//Официальный сайт ФФОМС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ffoms.ru.

[Дата обращения –05.05.12.]

Kosheleva Tatyana Nikolaevna

Small business as an element of the accumulation of the prerequisites for formation of the national innovation system in the upcoming transformation of the health

The article considers the problem of finding the model of the national health system, adequate to modern realities of the society, including the formation of small businesses in the industry without prejudice to the very meaning of the delivery of health services, analyses the issues of compulsory medical insurance, proposed directions of increasing competitiveness of the public health institutions the formation of small businesses, realizing its innovation potential. Are considered indicators of evaluation of efficiency of business structures in the field of health.Keywords small business, innovative development, the competitiveness of medical institutions, the market infrastructure and indicators of efficiency assessment.

Десятого ноября председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление правительства об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль. Решение освободить малый бизнес, работающий в сфере образования и здравоохранения, от налога на прибыль, начиная с этого года, стало очень важным и знаковым событием, которое будет способствовать улучшению положения предпринимателей. Хорошо, что государство старается создать определенные льготные условия для работы бизнеса, занятого в социальной сфере, это, с одной стороны, подтверждает социально ориентированную политику страны, а с другой - свидетельствует о том, что поддержка малого предпринимательства также является одним из приоритетных направлений развития России.

Хочу напомнить хронологию событий. В прошлом году правительство вышло с инициативой полностью освободить малый бизнес, работающий в сфере услуг образования и здравоохранения, от налога на прибыль. Эта мера была направлена на поддержку предпринимателей в связи с заменой единого социального налога страховыми взносами и, как следствие, повышением налоговой нагрузки для бизнеса. В результате в конце прошлого года был принят Федеральный закон N 395-ФЗ, который предоставляет право организациям, осуществляющим образовательную и медицинскую деятельность, применять нулевую ставку по налогу на прибыль с 1 января 2011 года до 1 января 2020-го. Правда, для того чтобы закон заработал, правительство должно было утвердить своим постановлением Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, на которые эти льготы распространяются. Год шел, а необходимого документа все не было и не было. Более того, последовавшие за тем разъяснения со стороны минфина дали понять, что претендовать на льготное налогообложение малый бизнес может только с 1 января 2012 года. Это означало весьма туманные перспективы и фактически ставило на грань выживания малые предприятия, работающие в социальной сфере.

Отчаявшиеся предприниматели обращались с коллективными обращениями к председателю правительства с просьбой принять именно в этом году необходимое постановление. Обращения направлялись от руководителей крупнейших общественных организаций: "ОПОРЫ России" и "Деловой России", Стоматологической ассоциации России, ассоциации частных клиник Москвы и Санкт-Петербурга и многих других общественных объединений.

Голос предпринимательского сообщества был услышан, и 10 ноября правительство выпустило долгожданное постановление, которое дает возможность социально ориентированному бизнесу не платить налог на прибыль уже в этом году. Правительство также обозначило условия, при которых компании смогут воспользоваться своим правом на нулевой налог. Основное требование - наличие лицензии на образовательную и медицинскую деятельность. В штате должно быть не менее 15 сотрудников, прибыль компании от медицинской или образовательной деятельности должна составлять не менее 90%, компании не должны совершать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Чтобы не платить налог на прибыль в этом году, необходимо до 31 декабря представить в налоговую службу заявление на использование льготы в произвольной форме с указанием вида деятельности и приложить к этому копию лицензии. Чтобы воспользоваться в следующем, нужно поторопиться и сдать документы в налоговую до 1 декабря 2011 года.

Конечно, освободить медицинские организации от налога на прибыль стоило уже давно, потому что, например, малый бизнес в отрасли здравоохранения объективно несет очень большие финансовые затраты помимо налогов. К примеру, чрезвычайно высокими до сих пор являются тарифы на услуги ЖКХ. Все это в итоге отражается на конечной стоимости услуг учреждений негосударственного здравоохранения. Поэтому любые налоговые послабления со стороны государства - это хорошая поддержка не только для бизнеса, но и соответственно для всех пациентов негосударственных клиник. Отмененный налог на прибыль позволит организациям инвестировать средства в модернизацию медицинского оборудования, в обновление основных средств и отчасти компенсировать рост расходов, связанных с выплатой налоговых отчислений.

Недавнее повышение страховых взносов значительно осложнило положение негосударственного образования и здравоохранения. И отмена налога на прибыль, конечно, кардинально не изменит ситуацию. Если государство намерено действительно серьезно поддержать социально ориентированный бизнес, то нужно снижать страховые взносы на фонд оплаты труда. Например, мало кто знает, что фонд заработной платы в негосударственных учреждениях здравоохранения составляет более 60% от выручки, в негосударственном образовании достигает 80%. Так что эти сферы бизнеса являются не самыми рентабельными.

Во всем мире здравоохранение и образование - это отрасли, которые находятся в более привилегированном положении, в том числе в плане налоговой нагрузки. Хочется надеяться, что в России эта тенденция тоже начала реализовываться и отмена налога на прибыль в целом положит начало корректировке и оптимизации налоговой политики государства по отношению к предпринимателям, работающим в социальной сфере.

Александр Грот,

председатель Комиссии по здравоохранению "ОПОРЫ России"