Создать свой журнал: инструкция для начинающих, подсказки и секреты. Рождение журнала: репортаж из типографии Создать свой журнал просто

В новейших трендах веб-дизайна легко запутаться: интернет-технологии постоянно совершенствуются, в силу чего дизайнеры сегодня имеют в своем распоряжении огромный набор инструментов. И хотя богатство доступных возможностей формирует почву для инноваций, оно также создает риск отрыва от корней.

В каждом виде искусства существуют традиции. В случае с сайтами — это газеты.

Газеты появились задолго до интернета. И сегодня именно газеты могут нам открыть глаза на многие принципы веб-дизайна — от принципа Гутенберга (Gutenberg Principle) до сеточных систем (grid systems) компоновки и размещения важнейшего контента (above the fold).

Углубившись в изучение основных принципов дизайна бумажных газет, вы можете заметить многократные совпадения с правилами верстки сайтов. Истоки многих самых передовых практик веб-дизайна можно проследить непосредственно до дизайна типографских изданий. Что неудивительно: веб-сайты создаются для того, чтобы пользователи взаимодействовали с ними — и (в идеале) неоднократно возвращались к ним как к источнику информации. Газеты же играли в эту игру веками и выигрывали.

Любой, кто хотя бы немного интересуется веб-дизайном, получит пользу от знания того, как устроен дизайн печатных изданий и почему он работает.

В этом посте будут рассмотрены несколько принципов оформления газет и показана их связь с самыми передовыми практиками веб-дизайна.

С чего все начиналось

Первые рукописные новостные бюллетени, освещавшие политические и экономические события по всей Европе, появились в Италии в XVI веке и были наиболее популярны были в Риме и Венеции. Тогда же вошло в обиход название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты (gazzetta), которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции.

С изобретением печатного станка началась другая эпоха. XVII век принес в мир новую силу — газеты, которые были отчасти похожи на нынешние. У властей появилась возможность своевременно информировать подданных своей империи или царства, рекламировать услуги и публиковать новости, освещать политику государства с выгодной для себя стороны, тем самым влияя на мировоззрение людей.

Создатели газет усердно работали над правилами ведения нового бизнеса, и поскольку содержание выпусков ежедневно менялось, правила должны были быть абстрактными — общими и относящихся ко всем газетам. Эти концепции касались в основном формы — а не содержания — и того, как читатели обрабатывают информацию. Параллели с веб-дизайном скоро станут понятными, и, мы надеемся, уроки тоже. Начнем с очевидного правила — «выше линии сгиба».

«Выше линии сгиба»

Если вы работали с онлайн-версткой, вы, вероятно, слышали выражение «выше линии сгиба», означающее контент, который вы видите в первую очередь, когда заходите на веб-страницу (без прокрутки).

Это газетный термин, и он восходит к давним векам.

Из-за своих размеров газеты выкладывались на прилавки сложенными пополам, поэтому термин «над сгибом» буквально подразумевал контент, видимый над тем местом, где печатные листы были сложены пополам. Это первое, что видят потенциальные читатели. Для газеты часто это единственный шанс произвести впечатление, заставить людей купить выпуск, потому что они захотели узнать больше. Если газету не хочется взять в руки из-за материала на первой полосе, то зачем вообще думать о ее покупке?

Пространство «над сгибом» — область для размещения главной истории, самой важной части информации во всей газете, того, что должно «зацепить» читателя. Это место обычно предназначается для , ключевых статей выпуска и завлекающих изображений. Тем не менее не существует четкого стандарта, что следует размещать в этой области: все то, что — без искажения правды! — может привлечь внимание читателей, может оказаться на этом важном месте.

«Над сгибом» — первый и самый главный ответ газеты на «паб-тест» — находится то, что бы вы упомянули первым делом, если бы пересказывали содержание увиденного случайному собеседнику за кружкой пива в пабе.

То же самое относится и к веб-сайтам, что, несомненно, является причиной заимствования терминологии. «Выше линии сгиба» в веб-дизайне (то, что вы видите на мониторе без использования прокрутки) — это ответ вашего сайта или лендинга на «паб-тест». Что является тем самым единственным важнейшим, что должны знать посетители вашего лендинга/сайта? (Хотя это правило особенно актуально для посадочных страниц, оно применяется повсеместно).

Согласно исследованию 25 миллионов браузеров, проведенному в прошлом году, «выше линии сгиба» — это наиболее часто просматриваемая часть веб-страницы, на область, расположенную как раз под ней приходится пик вовлеченности. От газет до лендингов, онлайн-магазинов и социальных сетей — всюду применяется один и тот же принцип: привлечь внимание.

Принцип Гутенберга

Итак, вы привлекли чье-то внимание. Примите наши поздравления. Но для дальнейшего успеха — конверсии — вам нужно знать о принципе Гутенберга, или Z-паттерне (Z-pattern).

Отстаиваемый «отцом газетного дизайна» Эдмундом С. Арнольдом (Edmund C. Arnold, подробнее о этой выдающейся личности мы поговорим позднее) принцип Гутенберга является хорошим эмпирическим правилом, которому нужно следовать, думая о том, как люди взаимодействуют с вашим контентом, будь он напечатан на бумаге или выведен на экран в виде пикселей.

Принцип Гутенберга гласит, что когда люди сталкиваются с однородным контентом («стеной текста», «простыней»), они начинают изучать его с верхнего левого угла и заканчивают в нижнем правом, «перепрыгивая» взглядом справа налево по мере продвижения на одну строчку вниз. Это вытекает из идеи, известной как «Гравитация чтения» (Reading Gravity). Мы, представители западной цивилизации, проводим свою жизнь, читая слева направо и «перебегая» глазами вниз и налево, чтобы добраться до начала следующей строки. Газетный дизайн, как правило, учитывает эту особенность чтения.

Ниже представлен номер «Учительской газеты» от 13 апреля 1961 года, сообщающий о первом полете человека в космос, скомпонован по описанным принципам: глаза читателя следуют «z-паттерну чтения» (красные стрелки), а главная история размещена над линией сгиба:

Это правило десятилетиями применялось в типографике — задолго до того, как появилась Всемирная паутина.

Сегодня то же самое относится и к веб-дизайну.

Конечно, гравитация чтения не так же неоспорима, как, скажем, гравитация в смысле силы тяжести. Самый проницательный из читателей этого поста мог заметить, что принцип Гутенберга относится в основном к «однородному» контенту. Более того, это правило не основано на каком-то врожденном качестве человека — оно зависит от культуры и правил чтения.

Так, в странах, где люди читают справа налево (например, арабские страны), применяется тот же принцип, но как бы в «отзеркаленном», обратном виде:

Стоит отметить, что это имело меньшее значение во времена типографской печати. Распространение бумажных газет, как правило, ограничено неким географическим регионом, поэтому их можно печатать на основном языке населения, проживающего там. В интернете ваш сайт может посещать кто угодно и где угодно, поэтому важно не только понимать принцип Гутенберга, но и разрабатывать веб-сайты, которые меняют форму представления контента в зависимости от языка, на котором их читают.

Принцип Гутенберга — не единственное правило, описывающее способ взаимодействия людей с контентом. Например, исследования по отслеживанию движения глаз показали, что в интернете также широко распространены , причем по мере продвижения читателей по веб-странице «перескок» увеличивается.

Все эти модели полезно знать, однако это не правила, а тенденции. Хороший дизайн газеты не слепо следует Z-паттерну, что бы ни случилось — он использует принцип в качестве основы. То же самое относится и к веб-дизайну. В случае возникновения сомнений, помните об этих правилах, но не поклоняйтесь им. Человеческому глазу присуща укоренившаяся гравитация чтения, но отличный дизайн ведет, а не следует.

Адаптируемость интернета открывает новые удивительные возможности для представления контента. Уроки, извлеченные из принципа Гутенберга, являются отправной точкой, от которой можно и нужно начинать игру. Как известно, исключения лишь подтверждают правила.

Шапка страницы или хедер

У каждой газеты есть своя типографская плашка (от англ. nameplate — «табличка с именем») или «шильдик» — шапка издания в виде броской картинки на первой странице, содержащая фирменное название издания и информацию о выпуске, такую как адрес издателя, дата выхода и др..

Это практически единственное, что гарантированно не будет изменяться от одного выпуска газеты до другого.

Многие из таких плашек сами по себе являются знаковыми и запечатлены в общественном сознании. «Шильдик» — это , неотъемлемая частица издания, заявляющая: «Мы — не вон та другая газета. Мы — эта газета». Она сообщает, кто вы и чем вы занимаетесь.

Плашка также служит своего рода каталогом. Газеты часто размещают в своих шапках тизеры, указывающие читателям на статьи, которые не вполне заслуживают места на первой полосе, но о которых все еще стоит знать. «Шильдик» — это ключевая фигура на пространстве «выше линии сгиба», как бы говорящая читателю: «Задержитесь. Продолжайте читать. Здесь есть кое-что интересное для вас». Если принять во внимание принцип Гутенберга, то «шильдик», скорее всего, станет первым, что увидят читатели.

Практически у каждого сайта есть свой «шильдик», только в интернете ее принято называть хедером (Header). Он есть у каждой соцсети, интернет-магазина, развлекательного сайта и, конечно же, у :

Для веб-сайта было бы странным ее отсутствие. В интернете хедер каждой страницы сайта должен иметь в своем составе меню и логотип, ведущий на главную страницу, поскольку многие пользователи приходят на сайт не через корневой домен, а другими путями (если речь не о лендинге).
Это одна из причин, по которой онлайн-«шильдик», как правило, более востребован, чем его печатные «предки». Он способен сделать больше, что даже хорошо, учитывая, что и требования к нему выше. Но в газетах и в веб-дизайне основная цель хедера одна и та же: привлечь внимание к бренду и направить пользователей к тому, что им будет небезразлично.

Сетки и блоки с контентом

Газеты представляют собой чистый контент. От корки до корки они «напичканы» информацией, которая должна быть прекрасно структурирована и хорошо представлена. является основой дизайна газетного листа. Как вода принимает форму сосуда, так и контент газеты укладывается в сеточную систему.

Столбцы являются наиболее важным элементом этой структуры. В зависимости от формата газеты (таблоид, широкополосное издание и т. д.) она может содержать от четырех до четырнадцати столбцов. Редко бывает так, когда содержание газет так или иначе не подстраивается под эти столбцы. Текст «течет» вниз по столбцу, а затем возобновляется в следующем. Изображения могут занимать несколько столбцов, особенно если требуется, чтобы иллюстрация/фотография бросалась в глаза.

Сегодняшние газеты давно вышли за пределы жесткого информационного потока, который вы обнаружите в более ранних версиях. В настоящее время общепризнанно, что газетный контент должен быть организован по блокам, где каждая история формирует свою собственную рамку. Такая организация структуры страницы называется модульной компоновкой, и есть несколько причин, почему подобный подход утвердился в качестве стандарта:

  • Во-первых, таким образом проще структурировать . Если каждая история размещается в чистом, аккуратном пространстве, их можно с относительной легкостью перегруппировать. Когда вы пытаетесь разместить десятки (или сотни) статей на ограниченном пространстве, а время вас поджимает, это — находка.
  • Во-вторых, модульная компоновка упрощает понимание контента. Хорошая информация высоко ценится только тогда, когда она доступно представлена. Блоки создают «страницы на страницах», где каждая часть информации самостоятельна и понятна.

Эти стандарты всегда играли определенную роль в веб-дизайне, но особенно полезным стало их понимание в настоящий момент, когда в арсенале дизайнеров появилась мощная система компоновки CSS Grid. Сеточные системы не только предлагают руководство по максимально читабельной и четкой организации контента, они также показывают, как блоки контента взаимодействуют друг с другом и с рекламой. Неправильное выравнивание может выглядеть действительно очень по-дурацки, в то время как — это радость для глаз.

Но как всегда, тут есть различия. Например, в интернете редко происходят переходы (когда вы достигаете нижней части столбца и продолжаете чтение вверху следующего столбца), поскольку веб-страницы могут прокручиваться вниз бесконечно.

Соответственно, описанный тип макета, как правило, имеет меньше смысла в интернете, потому что он приводит читателей к необходимости прокрутки вверх и вниз, чтобы пролистать один фрагмент контента, что довольно нелогично. Подобные «прыжки» могут быть приемлемы только для списков и небольших объемов контента, но эта практика, как правило, обусловлена физическими ограничениями типографского оборудования. Основная ценность сеточной системы в веб-дизайне вполне может заключаться в «укладке» блоков онлайн-контента, а не в организации его распечатки на бумаге.

Более того, как в печатной, так и в онлайн-формах представления контента отказ от сеточной системы может сам по себе привести к поразительным результатам. Подобно тому, как дадаизм отшатнулся от эстетических норм начала 20-го века, веб-сайты бруталистов вывернули наизнанку сеточную систему, чтобы предложить что-то более... нешаблонное.

Как уже отмечалось, чтобы нарушить правила, сначала нужно их узнать. Для этого и всего остального существует «Справочник дизайнера газет» (The Newspaper Designer’s Handbook) Тима Харроуера (Tim Harrower) — превосходная отправная точка. Для более широкого ознакомления отлично подходит «Использование сеток в полиграфическом дизайне» (Utilising Grids in Print Design) Кэрри Казинс (Carrie Cousins).

Но какое значение будет иметь все вышеупомянутое, когда вы перейдете в сферу веб-дизайна? Что ж, можно ответить: всё увеличивающееся. Свойства CSS, такие как Grid, Shapes и Flexbox, позволяют с небывалой простотой как следовать правилам сеточной системы, так и нарушать их. Как газеты регулярно выходят за рамки невидимых линий своих «каркасов», так и веб-сайты могут раздвигать границы своей среды.

В своей книге «Художественное руководство для интернета» (Art Direction for the Web) дизайнер Энди Кларк (Andy Clarke) погружается, прежде всего, в уроки печатных средств массовой информации (и других), показывая, как достижения в CSS могут добавить совершенно новые измерения в сеточную систему. Как утверждает сам Кларк:

«В течение многих лет мы говорили друг другу, что интернет — это не типография. Мы говорили себе, что решения, которыми мы восхищаемся в других средах применения дизайна, не могут — а иногда и не должны — использоваться онлайн. Нам больше не нужно так думать».

Да, именно так.

Вышеупомянутые принципы были сформированы на основе многолетнего — а в некоторых случаях и многовекового — практического опыта и еще множества вещей, связанных с ним. Все в целом сводится к пониманию того, как люди могут взаимодействовать с контентом.

Газеты в своих лучших проявлениях следуют карикатурно простому принципу: представлять информацию так, чтобы она была как можно более ясной, привлекательной и доступной. Такой же будет достойная цель для любого сайта или .

И не нужно верить нам на слово.

Эти идеи поддерживались Эдмундом С. Арнольдом (Edmund C. Arnold), вышеупомянутым отцом современного газетного дизайна. За годы своей карьеры Арнольд разработал или переработал дизайн сотен газет, в число которых входили The Chicago Tribune, The Boston Globe, The National Observer и Newsday.

Он настаивал на том, чтобы дизайнеры имели больше влияния на газеты — как на стиль, так и на суть. Арнольд также был журналистом и академическим ученым, написавшим множество книг о дизайне газет и типографике. Он знал, что делал. Не случайно, что «Общество дизайна новостных изданий» (Society for News Design — SND), одним из основателей которого он стал в 1992 году, в настоящее время присуждает две ежегодных награды — одну за «бумажный» дизайн, другую —за цифровой.

Газетные дизайнеры — так же, как и веб-дизайнеры — должны изучать классическую типографику. И хотя веб-технологии открывают все новые границы, полезно знать, что было принято в прошлом. В конце концов, все новое — это хорошо забытое старое.

Изучение истории издания газет не предоставит вам все ключи к отличному веб-дизайну, но понимание принципов, которыми руководствовались дизайнеры доцифровой эпохи, не может не принести ничего кроме пользы тем, кто проектирует для интернета. В этих двух мирах много общего. Любой пользователь способен узнать хороший веб-дизайн, когда видит его — частично это происходит потому, что все видели бумажные газеты.

Гуру веб-дизайна Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman) попал не в бровь, а в глаз, когда более десяти лет тому назад написал следующее:

«Контент предшествует дизайну. Дизайн при отсутствии контента — это не дизайн, это декорирование».

Основатель Smashing Magazine Виталий Фридман (Vitaly Friedman) преклонился перед тем же алтарем, когда сказал:

«Хороший дизайн — это эффективная коммуникация, а не оформление в ущерб удобочитаемости».

И он, и Зельдман найдут много союзников в области дизайна печатных изданий. Немногие, — если таковые вообще имеются, — информационные среды имеют более богатую историю «бракосочетания» контента и дизайна, чем газеты. Эта борьба — все, что у них есть.

В направлении неизведанного

Здесь стоит еще раз повторить, что существуют четкие и неоспоримые различия между дизайном новостных изданий и веб-дизайном. В газетах размеры видимого пространства всегда одинаковы, в то время как сайты и лендинги должны адаптироваться к радикально различающимся размерам экранов и типам устройств.

В газетном деле вы сразу же видите то, что вы получаете, в то время как веб-сайты могут скрывать всевозможные полезные функции, пока их не «попросят» появиться.

Цель этой статьи — не убедить вас в том, что газетный и веб-дизайн одинаковы.

Они, однако, часто очень похожи. То, что вы мастерски овладели одним из них, не делает вас одновременно мастером и в другом дизайне, но способствует этому.

Возможно, именно поэтому еще в 2008 году Фридман свел воедино подборку газетных дизайнов, отмеченных наградами. В то время он сожалел о том, что методы полиграфического дизайна не применимы в интернете. Тогда был достаточно простым, сейчас же он кардинально изменился в лучшую сторону, и это сулит веб-дизайнерам действительно захватывающие перспективы.

Процесс никогда не заканчивается. Он не может закончиться. Ни одна газета или веб-сайт, достойные внимания, никогда по-настоящему не «закончены» — они всегда развиваются. При взгляде на первую в истории газету и первый веб-сайт будет справедливо сказать, что с тех пор многое изменилось в обоих мирах:

Оба этих формата значительно улучшились со времени своих скромных дебютов, и им предстоит еще очень многого достичь. Как прекрасно заметил в 2016 году графический дизайнер C Y Gopinath, параметры постоянно меняются: веб-технологии, размеры экранов, устройства, скорость интернета — всего не перечесть. В мобильную эпоху, возможно, плашка с логотипом будет располагаться внизу условной страницы. Кто знает? Это все впереди.

Во многих отношениях эстафетная палочка перешла от дизайна газет к веб-дизайну. Если современные веб-дизайнеры будут создавать свои лендинги и сайты, опираясь на знания традиций печатного дизайна, они достигнут того, о чем предыдущие поколения печатников даже не могли и помыслить.

Нам же остается только следить за тем, как новейшие тренды тесно переплетаются с традиционными правилами верстки, и применять в своих проектах.

Как известно, редакция нашего журнала находится в Москве на Полковой улице, недалеко от метро« Савеловская». Здесь редакторы придумывают темы и пишут статьи, барабаня по клавиатуре своих компьютеров. Однако журнал, отсвечивающий глянцем обложки и пахнущий типографской краской, рождается в другом месте.

Три основных метода печати на бумаге

В пяти минутах ходьбы быстрым шагом от метро «Печатники» расположены неприметные корпуса. Здесь находится крупнейшая в Москве типография «Пушкинская площадь», где печатается несколько десятков ежемесячных и еженедельных журналов. В том числе и тот, который вы держите в руках, — «Популярная механика». К нашему юбилею — сотому номеру- мы решили рассказать, как печатается наш журнал.

Оставить след на бумаге

Существуют несколько способов получить изображение на бумаге. Самый старый способ, восходящий к первопечатнику Гуттенбергу, придумавшему в 1440-х годах способ печати с помощью выпуклых зеркально отраженных букв, из которых набирал строки, по‑прежнему используется, как и в старые времена, для печати книг — это так называемая высокая печать. Части печатной формы, наносящие краску на бумагу там, где нужно оставить изображение (они называются печатными элементами), делаются выпуклыми, а пробельные элементы представляют собой углубления. Таким способом до сих пор печатают текстовые издания, особенно одно-двухцветные — например, книги.

Глубокая печать использует формы, в которых печатные элементы представляют собой углубления, а пробельные — выпуклости (в одной плоскости). После нанесения краски на форму и перед печатью с пробельных элементов краска удаляется. Поскольку этот способ хорошо передает полутона, он используется, например, для получения полиграфической продукции с множеством высококачественных полноцветных иллюстраций.


Способы печати отличаются конфигурацией печатных и пробельных элементов на печатных формах. В высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. На печатные элементы валиком наносится слой краски, который затем переносится на бумагу. В методе глубокой печати печатные элементы углублены относительно пробельных. Краска наносится на всю печатную форму, а затем с помощью ракеля удаляется с пробельных элементов. При этом глубина ячеек печатных элементов может быть переменной, что позволяет очень хорошо передавать полутона. В методе плоской печати пробельные и печатные элементы находятся на одном уровне, но отличаются по своей смачиваемости. Таким образом, краска удерживается только на печатных элементах, откуда переносится на промежуточный (офсетный) цилиндр, а затем — на бумагу.

Наиболее распространена в настоящее время офсетная печать — разновидность плоской печати. В этом методе печатные и пробельные элементы находятся на одном уровне, но отличаются характеристиками смачивания — печатные элементы краску удерживают, а пробельные — нет. Кроме того, офсетный метод относится к непрямым способам печати, то есть изображение с печатной формы сначала переносится на эластичный цилиндр, а с него уже на бумагу. В настоящее время именно офсетным способом печатается большинство газет, журналов и книг.

Печатные революции

Почти до конца XIX века печатные издания — газеты и журналы — изготавливались с помощью технологии высокой печати, причем печатники вручную набирали печатные формы в виде строк по буквам. В 1884 году американский инженер Оттмар Мергенталер произвел вторую (после Гуттенберга) крупную революцию в печатном деле — он изобрел линотип, строкоотливную машину, которая в значительной степени автоматизировала труд наборщиков. Эта технология применялась до середины XX века, но с появлением офсетной печати и фотонабора вынуждена была потесниться. Последний шаг к современной технологии изготовления печатных изданий произошел в конце 1980-х — начале 1990-х годов — им стало начало массового использования компьютерной техники в допечатных и полиграфических процессах.

Сейчас представить себе редакцию, отдел допечатной подготовки или типографию без компьютеров просто невозможно. Между тем еще в 1970-х создание журналов выглядело в упрощенном виде примерно так: авторы отдавали свои статьи в виде рукописей в редакционное бюро, где их перепечатывали на пишущих машинках и отдавали в набор, с которого изготавливались пробные оттиски. Их фотографировали для создания оригинал-макета — изображения на пленке. Это изображение проецировали на покрытые светочувствительным слоем металлические пластины, которые затем подвергались химическому травлению. В результате этих процессов получались формы для офсетной печати. С появлением машин для фотонабора технология упростилась, а когда компьютеры заняли свои места на рабочих столах, она приняла практически современный вид — верстка изданий выполнялась с помощью компьютерных программ, после чего на специальных принтерах выводились фотоформы для изготовления офсетных печатных форм. Сейчас технология выглядит еще проще — почти повсеместно используется технология CTP (computer-to-plate, непосредственно от компьютерного макета к печатной форме).


Устройства вывода печатных форм представляют собой специализированные лазерные принтеры, которые печатают не на бумаге, а на алюминиевых пластинах, покрытых термочувствительным веществом (на фото — слой синего цвета). Инфракрасный лазер формирует изображение, нагревая слой, который под действием тепла изменяет свои свойства. Проявитель растворяет экспонированные участки, образуя пробельные элементы. Затем пластины сушат и обжигают в специальной печи для повышения тиражестойкости.

По следам макета

Современная технология вкратце выглядит так. Чтобы читатели смогли взять в руки журнал, авторы и редакторы пишут статьи — разумеется, в электронном виде. Дизайнеры превращают текст и картинки в макет, который после проверки отправляется прямо в типографию, где его подвергают входному контролю. После того как макет проверят на соответствие техническим требованиям типографии, начинается вывод форм. Макет компонуют специальным образом — соответствующей формы страницы печатаются не по одной, а сразу целыми тетрадями (в случае «Популярной механики» тетрадь — это 48 страницы, то есть 24 с каждой стороны листа), и расположить их нужно так, чтобы после печати и фальцовки (складывания) они оказались в правильном порядке. Макет также делят по цветам в соответствии с принятой в полиграфии субтрактивной системой CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, blacK- голубой, пурпурный, желтый, черный).

«Вывод офсетных печатных форм — это, в общем-то, распечатывание макета на принтере, — объясняет Мария Кондрашова, начальник технологического отдела полиграфического комплекса «Пушкинская площадь».- Разумеется, не обычном, а специальном — в нашей типографии для этого используются устройства вывода форм семейства Kodak Trendsetter. Они печатают с разрешением 2400 dpi, но не на бумаге, а на алюминиевых пластинах толщиной 0,2−0,3 мм со специальным термочувствительным покрытием. Там, где лазерный луч попадает на покрытие, оно нагревается и меняет свои свойства. После экспонирования пластину проявляют, смывая разрушенное покрытие. Затем формы проходят через специальную печь для сушки и обжига, в процессе которого покрытие упрочняется, а следовательно, повышается ресурс печатных форм. Если ресурс обычных офсетных форм составляет несколько сотен тысяч экземпляров, то подвергнутые обжигу по этому показателю уже могут конкурировать с формами для высокой печати — до миллиона и больше».


После всех этих процессов на форму наносится временное защитное покрытие, которое смывается уже перед печатью (оно необходимо, чтобы защитить формы от попадания пыли и грязи до печати). Для того чтобы подготовить пластины к печати, остается только загнуть и перфорировать края пластин — за эти крепежные элементы формы будут крепиться к цилиндру печатной машины.

От формы к бумаге

Готовые формы устанавливают в печатную машину для рулонной печати Heidelberg Sunday 4000, на которой и печатается наш журнал. Каждую пластину помещают в соответствующую секцию, по числу используемых красок — черную, голубую, пурпурную и желтую, именно в таком порядке происходит печать (на печатный цилиндр форма устанавливается автоматически).

И вот машину запускают — бумажная лента начинает разматываться с рулона, проходя через печатные секции. Табло над машиной показывает скорость печати — около 12 000 оттисков (каждый из них — тетрадь, то есть 48 страниц, 24 на одной стороне листа, 24 на другой) в час. Но это только начало: поскольку цвета печатаются последовательно, их нужно точно совместить, иначе вместо полноцветных качественных иллюстраций мы увидим в журнале нечто размытое с цветными окантовками. Чтобы такого не происходило, машина оснащена обратной связью — бумага, после того как на нее нанесены краски, проходит через спектрофотометр (сканер, измеряющий интенсивность цветов). На полях бумаги нанесены специальные знаки — цветовые шкалы и метки для позиционирования. Измеряя их положение и интенсивность, компьютер формирует сигналы для системы управления, которая сдвигает печатные формы в соответствующих секциях в ту или иную сторону и при необходимости изменяет подачу краски.


Первоначальная установка положения форм (приладка) в полностью автоматическом режиме занимает около 10−15 минут, при этом машина успевает напечатать около 3500 тетрадей — и все они отправляются на переработку после измельчения в огромных шредерах и прессовки. Когда качество получившихся оттисков выходит на необходимый уровень, скорость печати увеличивают — в штатном режиме она составляет около 70000 оттисков в час. Печать идет практически без остановок, многие необходимые технологические операции (например, промывка офсетных цилиндров) производятся прямо «на ходу», чтобы не сбивать настройки, — только на пониженной скорости (бракованные тетради опять уходят на переработку). Все это происходит автоматически, хотя при необходимости в процесс может вмешаться оператор, наблюдающий за показателями печати и отклонениями различных параметров от установленных величин на контрольных мониторах. Но необходимость в таком вмешательстве возникает нечасто.

Климат-контроль

Качество печати зависит от многих факторов, не последний из которых — влажность окружающего воздуха (при различном содержании влаги бумага ведет себя по‑разному). Поэтому в цехах «Пушкинской площади», где установлены печатные машины, можно увидеть увлажнители воздуха. Небольшие диски, похожие на диковинные НЛО, стройными рядами «парят» под потолком, выбрасывая струи мельчайшей водяной пыли. Включаться они могут автоматически или вручную.

Поскольку скорость печати велика, краска не успевает высохнуть естественным образом, поэтому бумага проходит через секцию сушки, а затем через фальцаппарат, который производит фальцовку — складывание листа так, чтобы после разрезания порядок страниц в тетради оказался правильным. Машина оснащена также системой проклейки корешка и трехсторонней обрезки, так что может выдавать готовые 48-полосные издания или 32-страничные издания, прошитые скрепкой. Но в случае с «Популярной механикой» это неприменимо, поскольку журнал состоит из нескольких тетрадей и, кроме того, для обложки используется другая бумага и отдельный процесс.


Офсетная печатная машина состоит из нескольких красочных секций, каждая из которых отвечает за печать своим цветом: четырьмя основными типографскими — CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, blacK — голубой, пурпурный, желтый, черный), а также дополнительными — нестандартными цветами типа золотого или серебряного, УФ-красками и т. п. Краска с формного цилиндра с закрепленном на нем печатной формой переносится сначала на изготовленный из эластичного материала промежуточный офсетный цилиндр, который и дал название методу (от англ. offset — смещение, сдвиг), а затем уже с офсетного цилиндра на бумагу.

Товар лицом

Обложка, без всякого сомнения, лицо журнала, и о ее печати стоит сказать отдельно. Для обложки используется более толстая и более плотная бумага, сложенная в пачки листов. Поэтому здесь применяется листовая печатная машина семейства Heidelberg Speedmaster. Принцип печати ее такой же, как и рулонной, отличие только в бумаге — она уже не бежит сквозь печатные секции непрерывной лентой, а подается специальным устройством, хватающим листы с помощью присосок. Это более медленный процесс — максимальная скорость печати составляет порядка 16 000 оттисков в час. На листе такой бумаги одновременно печатается (с двух сторон) четыре комплекта обложек «Популярной механики».

«Многие журналы покрывают свои обложки лаком, — говорит Мария Кондрашова. — Поэтому в машине предусмотрена лакировочная секция с сушкой. Кроме того, у нас есть несколько машин, которые позволяют печатать не четырьмя красками, а пятью или шестью, то есть с использованием одной или двух дополнительных нестандартных красок из каталога Pantone или, например, серебряной, золотой». Подобным образом была напечатана (хотя и не в «Пушкинской площади») одна из тетрадок в номере «Популярной механики» за апрель 2008 года — там в качестве дополнительной использовалась флюоресцентная краска, которая светилась под воздействием ультрафиолетового излучения.


Сборка на конвейере

Последний этап создания нашего журнала — собственно сборка. На линии клеевого бесшвейного скрепления специальная машина складывает тетрадки в нужном порядке, выполняет обрезку и проклейку со скоростью около 8000 экземпляров в час. Путь от макета до готового журнала занимает у «Популярной механики» приблизительно неделю.

Рекламные приложения и буклеты при необходимости вкладываются в журнал на линии поэкземплярной упаковки, после чего готовые журналы упаковываются в пленку и складываются в пачки. Правда, по словам Марии Кондрашовой, у машины есть свои ограничения — она умеет размещать вложения либо под первую страницу обложки, либо в случайное место внутри журнала. Если же необходимо сделать вложение на конкретную страницу, роботы здесь бессильны — эту задачу может решить только ручной труд.

В мире существует огромнейшее количество самых разных изданий. Они могут быть печатными, а могут функционировать исключительно в виртуальном пространстве. Они пользуются самым разным спросом, одни могут похвастать миллионами подписчиков, а другие имеют лишь несколько читателей. Темы данных изданий также различаются. Одно из них посвящено политике и экономике, а другое описывает такие вещи, как прихожая мебель и мебель для ванной комнаты. Кстати, если вам требуются мебель для прихожей или мебель для ванной комнаты, то совсем недорого найти их вы можете в www.divanov500.ru/catalogue/prihozhaya/ .

Так или иначе, но каждый создатель журнала всегда мечтает, чтобы его детище приобрело максимальную популярность. Но вот, что для этого необходимо сделать, порой не знает.

Итак, в первую очередь, необходимо определиться с тематикой своего издания. Порой слишком узкоспециализированные журналы не находят большого отклика у читателей, но издания широкого профиля, в свою очередь, теряются среди огромнейшего количества себе подобных. А потому нужно очень четко обдумать этот вопрос, чтобы принять действительно грамотное решение.

Затем необходимо позаботиться о регулярном наполнении своего журнала материалами соответствующей тематики. Поначалу справиться с этим вы можете и самостоятельно, но со временем вам понадобится помощь других людей. Другими словами, вам придется позаботиться о штате опытных и грамотных журналистов. Очень важно, чтобы они имели хотя бы приблизительно понятие о той отрасли, в которой должны работать. К примеру, если ваш журнал посвящен таким вещам, как прихожая мебель и мебель для ванной комнаты, то о шкафах, стульях и диванах ваши сотрудники должны знать по возможности много. Кстати, если вам требуются мебель для прихожей или мебель для ванной комнаты, то совсем недорого найти их вы можете на www.divanov500.ru/catalogue/mebel-dlya-vannoy/ .

Следующим моментом, на который необходимо обратить свое внимание, является оформление журнала. Речь идет о шрифтах, разметке страниц, картинках, титулках и не только. Особое внимание следует уделить обложке. Помочь как следует оформить ваше издание поможет хороший дизайнер. Кстати, найти достойного дизайнера совсем не сложно. По сути, с ним даже не нужно проводить долгого собеседования. Все, что вам требуется, - это лишь посмотреть на примеры его предыдущих работ.

Если вы работаете над выпуском печатного издания, то заранее продумайте тираж, а также обсудите с типографией то, на какой бумаге печатать ваш журнал. Тут необходимо грамотно провести грань между бумагой дорогой и качественной, чтобы не переплачивать за то, что вам не требуется, но и не получить в результате продукт непрезентабельного внешнего вида.

Таким образом, сделать свое издание популярным вовсе не так уж и сложно. Все, что для этого нужно, - лишь приложить необходимые усилия.

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете

  • Как создать свой журнал
  • Для чего нужно создавать свой журнал
  • Какой тираж выбрать при создании журнала
  • Где заказать печать журнала

Долгое время чтение было одним из самых распространённых способов времяпровождения. Однако с появлением новых технологий «живые» газеты и журналы во многом отошли на второй план. Сейчас основным источником актуальных новостей, знаний различной тематики, развлекательных и познавательных материалов стал Интернет. Но всё же печатные СМИ продолжают своё существование. Некоторые люди обращаются к их изданиям в случае, когда нет доступа к сети, например, во время путешествий на самолётах и поездах. Другие же просто предпочитают иногда отдохнуть от компьютера и полистать бумажные страницы. Так или иначе, жизнь напечатанных газет и журналов ещё не кончилась, и в этой сфере можно развить свой бизнес. Как создать журнал, который будет интересен аудитории и принесёт прибыль владельцу, вы узнаете в этой статье.

Как создать свой журнал с нуля: 13 шагов

Шаг 1. Решите, какой журнал создать.

Чтобы создать собственный журнал, нужно для начала определиться с темой. Любое печатное издание стремится занять свою нишу, найти свою аудиторию. Для этого оно должно отвечать интересам выбранной группы читателей и удовлетворять её потребности в информации. Другой вариант – формат жёлтой прессы. Здесь нет определённой тематики, и аудитория таких изданий достаточно широка. Чтобы создать один номер подобного журнала, необходимо несколько сенсационных материалов о личной жизни звёзд с уникальными фотографиями.

Отличительной особенностью жёлтой прессы является, прежде всего, отсутствие критерия достоверности информации. Вопрос в том, планирует издатель создать журнал о звёздах и печатать в нём лишь реальные факты и фотографии либо он хочет заниматься «горячими» материалами и провокациями.

  • Определитесь, планируете вы отдельный журнал или целую серию. Если это серийное издание, у всех номеров должна быть общая тематика.
  • Название журнала должно, так или иначе, соответствовать его смысловому наполнению, а также подсказывать идеи оформления. Как правило, название состоит из одного или двух слов (TIME, Guardian, Cosmopolitan, National Geographic).
  • Каков основной посыл каждой публикации? Каким образом можно связать её с остальными?
  • У каждого номера журнала может быть своя тема, соответствующая его направленности. Например, неделя моды для модного журнала или организация свадьбы для женского.
  • Важно чётко формулировать тему каждого номера или серии номеров.
  • В известных изданиях были такие примеры названий выпусков: «Купальники» у Sports Illustrated, «Голливуд» у Vanity Fair, «Сентябрь» у Vogue.

Как создать журнал, чтобы он приносил прибыль? Источников дохода у издания только два: поступления от продажи номеров и от рекламы, которая в них размещается. Поиск рекламодателей для журнала начинается с определения их сферы деятельности. Вашей аудитории должно быть интересно то, что вы будете рекламировать – тогда все стороны будут иметь успех. Например, в модных журналах редко предлагают мебель или бытовую технику, а вот косметика, одежда и ювелирные изделия подойдут.

Чтобы создать эффективную систему взаимодействия с рекламодателями, издатели нанимают специальных сотрудников. Разрабатывается прайс-лист с ценами на размещение различных сообщений. Конечно, первое время вы будете получать за публикацию рекламы гораздо меньше, чем раскрученные конкуренты. Но если вам удастся создать журнал, привлекающий внимание, доход со временем возрастёт.

Шаг 3. Определитесь, как вы будете составлять ваш журнал.

Чтобы создать научный журнал, развлекательное или любое другое издание, важно определиться с методом сбора и объединения информации. Вот несколько важных аспектов:

  • Наиболее привычны для людей издания, созданные при помощи компьютерных программ. Однако можно оформить журнал и без их использования – это один из модных трендов печати. Конечно, для этого понадобится намного больше сил и времени, а воплотить эту идею в реальность под силу только достаточно опытному человеку.
  • Создать журнал можно в нескольких программах. Наиболее популярной, хотя и достаточно дорогой, является InDesign. Помимо неё, используются InCopy, Quark и некоторые другие технические средства.
  • Самым экономичным способом создать журнал является программа Office Publisher.

Шаг 4. Найдите офис и нужных сотрудников.

Чтобы создать глянцевый журнал, необходимо рабочее помещение для коллектива в количестве от 5 до 10 человек. Выгодное расположение офиса не является важнейшим критерием, поскольку поначалу ездить будете, в основном, вы, а не к вам. Оформить рабочее пространство поможет оборудование. Для офиса СМИ стандартный набор включает: рабочие столы и стулья, телефоны, компьютеры, принтер и факс, различные канцелярские принадлежности.

Неважно, создаем мы журнал о литературе или о моде, основой любого издания являются профессиональные работники. Заведует всем происходящим в офисе главный редактор. К подбору человека на эту должность нужно отнестись с особым вниманием. Он должен иметь большой опыт работы в СМИ и хорошие рекомендации.

Главный редактор создаёт и корректирует всю структуру журнала. Он решает вопрос о том, какие статьи и в каком количестве разместить в каждом номере, в каком порядке их расположить, какие рубрики ввести или закрыть, с какими рекламодателями сотрудничать и т.д. Он отвечает также за то, чтобы регулярно выяснять уровень спроса на издание, проводить опрос читателей относительно его достоинств и недостатков и менять стратегию в соответствии с полученными результатами. Главный редактор должен хорошо чувствовать современные веяния, быть в курсе новых тенденций и следить, чтобы журнал шёл в ногу со временем.

Не менее важными сотрудниками являются авторы статей. В их качестве могут выступать ваши друзья или знакомые, также их можно найти по объявлениям или среди студентов гуманитарных вузов. Автор должен уметь создавать уникальный текст, обладающий грамотностью и связанностью, объективно освещающий факты, но вместе с тем передающий авторскую индивидуальность.

Невозможно подготовить журнал без такого сотрудника, как дизайнер. Именно от него зависит внешний вид издания, а значит, и первое впечатление о нём. Дизайнер должен:

  • придумать обложку, способную привлекать внимание читателей;
  • сконструировать брендовый дизайн журнала;
  • разработать символику, различные детали оформления и т.д.

Как показывает практика, возможность создать успешный журнал наполовину зависит от того, насколько правильно смоделирован дизайн обложки.

Также в офисе обязательно нужны секретарь, корректор, специалист по рекламе и некоторые другие работники.

Шаг 5. Просчитайте будущий тираж.

Если вы захотите создать журнал тиражом менее 1000 экземпляров, то по закону вы можете его не регистрировать. Если же тираж выше, издание должно иметь свидетельство о регистрации СМИ. Для его получения необходимо отправить в Роскомнадзор заявление, содержащее информацию о журнале: название, тип, тираж, способ распространения и многое другое. Также необходим паспорт человека, который создаёт издание, или копия устава юридического лица, выступающего учредителем. Кроме того, заявитель оплачивает установленную пошлину. Срок рассмотрения такого заявления – один месяц.

Шаг 6. Установите сроки.

Важно не только знать, как создать журнал, но и когда его необходимо выпустить. Временные рамки особенно важны для тех изданий, тематика которых связана с новостями или актуальными вопросами. Нужно продумать этапы подготовки СМИ и понять, будет ли ваш журнал готов в назначенный срок.

Шаг 7. Приступаем к написанию статей.

  • Обратитесь к темам, которые волнуют вас самих и других сотрудников редакции. Может быть, это будут актуальные проблемы вашего города или всей страны? Или основой станут интервью с интересными личностями?
  • Можно создать журнал, включающий литературный элемент в виде коротких рассказов. Неважно, основаны они на реальных событиях или нет, главное – интересный сюжет и уместность в данной концепции.
  • Ещё один жанр – стихотворение. Авторами могут быть как известные поэты, так и сам издатель и его друзья.
  • Чтобы создать журнал, интересный аудитории, разумно привлечь к обсуждению тематики как можно больше окружающих людей.

Шаг 8. Делаем иллюстрации.

Как бы ни была важна текстовая составляющая, создать успешное издание без иллюстраций просто невозможно. Сейчас люди всё больше воспринимают информацию именно визуально, и это имеет огромное значение.

  • Нельзя обойтись без тематических фотографий, дополняющих содержание. Также полезными будут фотографии с нейтральным пространством, которые помогут создать интересный фон для текста.
  • Если в вашем штате есть хороший фотограф, он может вести целый проект по фотожурналистике. Необходимо выбрать тему, которая хорошо раскрывается с помощью визуальных образов, и публиковать несколько снимков в каждом номере.
  • Можно использовать и чужие снимки с лицензией Creative Commons. За них не нужно будет платить, однако условия использования иногда предполагают запрет на изменение, обязательную подпись и т.д.
  • Как создать журнал, если у вас нет необходимых снимков? Их можно приобрести на так называемых стоках. Эти сайты содержат огромное количество изображений, среди которых вы наверняка найдёте что-то подходящее.
  • Создать красочное издание можно также с помощью авторских иллюстраций, если вы или ваши сотрудники имеют необходимый навык.

Шаг 9. Готовим обложку журнала.

Обложка должна создать интригу, заинтересовать читателя, чтобы он захотел открыть издание и изучить материалы. Для этого есть несколько приёмов.

  • Обратите особое внимание на название журнала. Как правило, из номера в номер оно выполняется в одном стиле. Название должно быть понятным, оригинальным и запоминающимся и, конечно, отражать тематическое направление издания.
  • Традиционно название помещают в верхней части обложки, на самом видном месте. Однако можно создать свою концепцию расположения, как это сделали, например, издатели журнала Harper"s Bazaar.
  • Продумайте, какое изображение будет на обложке нового номера. Оно также должно быть привлекательным и соответствовать предложенной теме. Очень часто на обложку помещается фотография известного человека, материал о котором фигурирует в журнале. Формат может быть разным – от скрытой съёмки до профессионального портрета.
  • На обложку также можно поместить краткие пояснения о содержании номера. Можно обозначить только основную тему, как это делает, например, TIME, или более подробно рассказать о нескольких материалах, как Cosmopolitan. Важно не переборщить с количеством текста, чтобы обложка, которую вы создаёте, не была перегружена.

Шаг 10. Выбираем окончательный вид для вашего журнала.

Как создать журнал, имеющий привлекательный и законченный вид? Необходимо обратить внимание на:

  • Шрифт. Он должен обеспечивать удобное чтение и не напрягать глаза, а также сочетаться с общей стилистикой. Важно, чтобы все используемые шрифты подходили друг к другу.
  • Бумагу. Прежде всего, необходимо сделать выбор между глянцевой и матовой основой.
  • Цвета. Здесь есть множество вариантов. В целях экономии некоторые журналы выходят в чёрно-белом формате или сочетают цветную и чёрно-белую печать. Однако наиболее успешные издания выпускаются исключительно цветными. Выбор зависит от финансовых возможностей и от направленности журнала, который вы хотите создать.

Шаг 11. Решаем, как расположить содержимое.

Размышляя о том, как создать журнал, нельзя забывать о композиции. Разное взаимное расположение материалов создаёт разный конечный продукт.

  • В начале издания часто помещают оглавление. Перед ним также можно расположить несколько страниц с рекламной информацией.
  • Следующий элемент – колофон. Это информация о журнале: название, том, номер, место издания, список сотрудников, которые работали над выпуском и т.д.
  • Нужно также правильно расположить друг за другом статьи. Обычно самое интересное помещают во второй части номера, чтобы читатели просмотрели его до конца.
  • Можно также поиграть с оформлением задней обложки. Как правило, она служит неким украшением издания: туда помещают что-то интересное или забавное, заставляющее читателей улыбнуться. Так вы сможете создать запоминающееся

Шаг 12. Создаем макет журнала.

Теперь вы знаете, какой с точки зрения содержания и оформления вы хотите создать журнал. Программа для вёрстки поможет вам расположить содержимое на макете. При подготовке макета следует помнить несколько правил:

  • Форматирование должно быть единым на всех страницах. Применяйте небольшое количество сочетающихся шрифтов, располагайте границы и нумерацию в одних и тех же местах. Необходимо создать издание, обладающее целостным стилем.
  • Не забывайте о нумерации страниц.
  • Проверьте, чтобы конечный вариант макета содержал чётное число страниц. Это важно, поскольку нечётное количество приведёт к образованию пустого листа.
  • Если вы хотите создать журнал без использования специальных программ, нужно определиться со способом. Напечатаете ли вы его или напишете от руки, как прикрепите фотографии и т.д.

Шаг 13. Публикуем журнал.

Для начинающих издателей оптимальным способом печати СМИ является обращение в типографию. К выбору фирмы нужно отнестись ответственно, ведь от качества её работы зависит и качество вашего журнала. Однако есть несколько советов относительно характеристик издания, которые стоит знать всем:

  • Наиболее удобен для использования журнал средних размеров. С одной стороны, вы сможете расположить в нём достаточное количество текстовых и иллюстративных материалов. С другой, его всегда будет удобно носить даже в небольшой сумочке.
  • Не стоит делать страницы слишком яркими и «стеклянными». Отражение света от них затрудняет чтение журнала и восприятие изображений.
  • здание не должно быть слишком толстым. Большое количество страниц вам сложно будет заполнить интересным материалом, а читатели не успеют изучить их до следующего номера.
  1. Соотносите внешний вид и принцип создания своего СМИ с его нравственным образом. Так, многие читатели уверены, что производство глянцевых журналов вредит окружающей среде. Соответственно, подобный журнал на экологическую тематику вызовет массу вопросов. Несмотря на возможность выполнить эту задачу без вреда для экологии, лучше всё же предпочесть матовую бумагу.
  2. Используйте такие способы продвижения, как бесплатная передача экземпляров в библиотеки. Так о вас узнает большее количество людей.
  3. Как создать журнал, приносящий стабильную прибыль? Поможет гибкая стратегия подписки. Благодаря ей вы будете иметь постоянную группу читателей и сможете общаться с ними.
  4. Программа Quark считается одной из самых сложных в использовании, но широкий спектр предоставляемых возможностей заставляет задуматься о её изучении.
  5. Чтобы донести свой журнал до широкой аудитории, попробуйте самостоятельно публиковать его.
  6. Перед редакторской колонкой можно поместить вводную страницу. Используйте её, чтобы рассказать о своём издании, создать правильное впечатление о том, как и для кого оно работает. Попробуйте установить контакт с аудиторией, уделите внимание интересным фактам и т.д.
  7. Чтобы создать журнал, можно использовать несколько программ. Например, Text-Edit позволяет быстро и просто готовить и редактировать статьи. Располагать текст и иллюстрации на макете можно с помощью программы InDesign.
  8. Как создать журнал, интересный большой аудитории? Сразу выполнить эту цель бывает очень сложно. Разумнее начать с небольшой группы читателей, интересы которой проще просчитать. Также это убережёт вас от затрат на большой тираж, которые могут не окупиться.
  9. Чтобы создать успешный журнал, необходимо установить хорошие взаимоотношения с рекламодателями. Для этого им предоставляется макет издания и прайс-лист размещения рекламы. Определение цен зависит от многих факторов, в том числе тиража, стоимости экземпляра и т.д.
  10. Реклама – очень важный элемент в деятельности журнала. Создать прибыльное СМИ без рекламных материалов не представляется возможным. Определившись со своей целевой аудиторией, необходимо начать поиск компаний, которые заинтересованы в обращении к ней. Рекламируемый товар должен быть интересен тем людям, которые купят ваш журнал. Важно также понять, сколько страниц вы сможете отдать под размещение рекламы. Издатель должен знать, какой процент от всех материалов она должна составлять, чтобы продажа тиража принесла прибыль.
  11. Не стоит верить убеждению, что печатные СМИ переживают закат своего существования. Несмотря на развитие технологий, многие журналы до сих пор популярны среди аудитории. Важно лишь понять, какая тема будет интересна читателям, какую нишу вы сможете занять. Для этого, прежде чем создать журнал, следует досконально изучить рынок печатных изданий. Важно также правильно соотнести тему с форматом, например, подходит для неё цифровая печать или бумага.

Вконтакте

Как открыть новый журнал и не прогореть. Ежемесячное издание должно приносить прибыль в $100 тыс. Заманчивый результат, но достичь его непросто. Почему из 13 тысяч зарегистрированных журналов реально выходят только 300 и как войти в их число.

В России успешный журнал, выходящий с периодичностью один раз в месяц, должен приносить прибыль не меньше $100 тыс. Достичь такого прекрасного результата можно двумя путями: купив лицензию на иностранное издание или раскручивая отечественный бренд.

Перспективы

В России зарегистрировано 37 тысяч печатных изданий, из них журналов – почти 13 тысяч. Огромное количество, переварить которое сложно даже «самой читающей» стране мира. Для сравнения – в Германии издается около 2 тыс. журналов, а в США – приблизительно 8 тыс. Правда, подавляющее большинство изданий, зарегистрированных в Минпечати, не выходят. Только каждый третий журнал можно считать условно живым, а реально работают не больше 300 журналов.

Остальные или уже обанкротились, или готовы к банкротству. Это наглядное свидетельство того, что печатному изданию для сохранения жизнеспособности мало сформировать штат журналистов и фотографов, нужно еще уметь выгодно продать плоды своего творческого труда.

Как известно, многие предпочитают учиться на собственных ошибках, наверное, поэтому ежегодно на российском рынке появляется несколько новых журналов, рассчитывающих занять свое место под солнцем. Большинство новоиспеченных – глянцевые ежемесячники, которые сегодня относятся к динамично развивающемуся сегменту масс-медиа.

В перенаселенном сегменте деловых еженедельников и любых газет все места давно заняты, а вот организовать новый ежемесячный журнал вполне реально, а при правильном подходе журнал может приносить прибыль.

Свои среди чужих

Около четверти всех российских журналов выпускаются по иностранным лицензиям. Это означает, что название, концепция, часть материалов в журнале – калька иностранного аналога. Именно зарубежные женские глянцевые журналы занимают нишу наиболее прибыльных. У этих изданиях всегда изобилие рекламы и большие тиражи.

Читательницы с удовольствием покупают такие журналы, и это не удивительно – высокое качество исполнения и выдержанная концепция делают этот продукт востребованным. Рекламодателей привлекает раскрученный на рынке бренд. Из российских журналов к глянцевым лидерам можно отнести, пожалуй, только «Караван историй».

Зарубежный «глянец» в России представляют издательские дома Independent Media (Cosmopolitan, Men"s Health, FHM, Harpers Bazar, «Домашний очаг», Yes), ИД Conde Nast (Vogue, GQ), ИД «Бурда» (Plаyboy), ИД АФС (Elle), Gruner + Jahr («Гео»).

Отечественных журналов на рынке в 2,5 раза больше, чем западных, но конкуренцию с иностранными брендами выдерживают единицы. Отечественные бренды представлены издательскими домами «7 Дней», «Апрель», «Орбита Медиа Сервис», «За рулем» и некоторыми другими.

Перспективы

Исконно отечественные проекты окупаются гораздо дольше лицензионных СМИ, этим объясняется их весьма скромное присутствие на рынке. Даже самым известным российским журналам пришлось пробиваться с немалыми усилиями, затрачивая крупные суммы на рекламу. Cosmopolitan, Vogue, MensHealth смогли взобраться на вершину рейтинга куда быстрее.

Нельзя сбрасывать со счетов фактор своевременности. Cosmopolitan в свое время сумел стать прибыльным уже с третьего номера во многом потому, что был первым женским глянцевым журналом в России. Сегодня же даже у лицензионных изданий возникают трудности с запуском.

Основные международные бренды уже представлены на российском рынке, а ожидать появления каких-то совершенно новых лидеров не приходится. Западные новинки в подавляющем большинстве представляют собой просто клоны уже популярных изданий. Российские журналы лишены проблем с перенасыщением информационного пространства, но у них есть другая беда – отсутствие первоначального капитала.

Основной источник доходов глянцевого журнала – прибыль от рекламы (до 80%). При работе с лицензионным журналом издатель получает рекламный бюджет. Крупные рекламодатели при работе на местном рынке используют для рекламы деньги материнских компаний, находящихся за границей. Обосновать в головном офисе затраты на рекламу в никому не известном журнале было бы проблематично, поэтому рекламной площадкой становятся лицензионные брендовые издания.

Очевидный и неизбежный недостаток лицензионного бизнеса – обязанность выплачивать роялти владельцу бренда. Размер этих отчислений находится в диапазоне от 10 до 25% с рекламы и продаж. Если речь идет о суперпопулярном издании, цифры роялти могут быть шестизначными.

У отечественных журналов подобных проблем нет совершенно. Задача «наших» журналов – дождаться прибыли и не «протянуть ноги» раньше времени. По разным оценкам, проект может окупиться в самом лучшем случае через три года после запуска.

Ареал

От 20 до 30% прибыли ежемесячники получают от правильного выбора и расширения области распространения журнала. Многие издатели знают, что путь на прилавок проходит через вступительный взнос оптовику.

По сплетням, чтобы выйти на московский рынок, нужно заплатить $40-50 тыс. без учета рекламной кампании. В регионах процесс выхода на рынок значительно дешевле, но проблем не меньше. Из провинции можно вообще не дождаться денег, да и возвратить тираж бывает непросто.

Общая почти для всех проблема – банальное отсутствие места на прилавках киосков и лотков. Обилие журналов просто не позволяет разместить новое издание так, чтобы на него обратили внимание. В результате активно реализуются только явные фавориты, вроде Cosmo или "Каравана историй", о которых покупатели спрашивают, не пытаясь найти их на прилавке.

Если издатель считает, что читатель не сможет остаться равнодушным к художественным достоинствам журнала, и этого вполне достаточно, чтобы полюбиться публике, он глубоко ошибается. Прежде всего, нужно заинтересовать потенциального читателя, а только потом поддерживать его привязанность к журналу содержательными материалами и удачным дизайном.

Читатели по лицензии

Вместе с известным именем лицензиаты получают доступ к архивам владельца. Вечная проблема издателей глянца – подбор высокопрофессиональных фотографий. В несколько меньшей степени это касается статей. Глянец без материалов о западных звездах выжить не сможет.

Особенно дефицит интересных и информативных материалов чувствуется в модных журналах, которые невозможно себе представить без знакомства с коллекциями haute couture и интервью с ведущими дизайнерами. Модное сообщество настолько закрыто, что бренд местного пошиба не имеет никаких шансов проникнуть в него.

Право пользования "закромами" бренда предоставляется издателю при подписании лицензионного договора, жестко регулирующего существование бренда на рынке. Нарушение этих правил приводит к лишению лицензии.

Основная проблема иностранного глянца – адекватный перевод, вернее, конвертация продукта. Ни структура, ни запросы нашей аудитории пока еще не соответствуют структуре западного общества, под которое пригнаны концепции. Отечественный читатель по привычке считает журнал инструментом развлечения, а не пропуском в социальный круг, в котором принято носить носки определенного производителя и ездить на машинах признанных марок.

Давайте посмотрим, чем русская версия журнала Playboy отличается от оригинала? Мы пересмотрели подшивки американского и нашего журнала за один год. Вот несколько наблюдений в разных рубриках.

«Девушка месяца»

Американский идеал – блондинка с полуоткрытыми блестящими губами. Школьница-переросток в форменной клетчатой юбочке, как у Бритни Спирс. Немного уступает образ Бритни Спирс, повзрослевшей на 10 лет – блондинка в откровенных позах. Русская "Девушка месяца" – обязательно стройная барышня без силикона. Очевидный избыток косметики – плоды усилий старательных визажистов.

«Герой номера»

У американцев – как правило, певцы, например, Fred Durst. Основная тема – творчество и секс. Стилистика сродни текстам песен: «Она спала с моим другом, а со мной была только из-за денег. Она отняла у меня сердце и бросила его в блендер, потому что я идиот. Я терпел все это ради секса».

В российской версии герои беседуют с читателем зрелых лет. «Мои амбиции удовлетворены. Мне нечего доказывать моей женщине, потому что она меня любит и предана мне. Чтобы окончательно самоутвердиться, мне нужно рисковать. Например, я приступил к съемкам нового фильма».