Судоходные шлюзы Днепропетровского гидроузла (ДнепроГЭС). Судоходный шлюз волжской гэс История строительства и эксплуатации

Только вчера мы еще шли по Каме, а сейчас идем по Куйбышевскому водохранилищу - где "издалека долго течет река Волга". А берег очень красивый - и так отличается от камского! Это Новодевичьи горы, меловые холмы в окрестностях села Новодевичье (Шигонский район Самарской области). В центральной части этих гор расположен поселок Белогорск (бывший Мелзавод) где ранее велась промышленная добыча мела.

Новодевичье - бывшее большое торговое село на Волге. Торговали тут хлебом, дровами, различными кустарными изделиями, свезенными сюда из пяти волостей (Новодевиченской, Усольской, Тереньгульской, Шигонской и Старотукшумской), баржи грузились тут десятками. Село было основано как Новопречистенская вотчина московского Новодевичьего монастыря в 1683 году. В 50-х гг часть села была затоплена при постройке Куйбышевской ГЭС (уровень воды поднялся на 26 м), жители были переселены.

Проходим жигулевский цементный завод - это г. Жигулевск-7, пос. Яблоневый овраг. Завод был построен в 1958 г., дает цемент, кровельный материал, строительный щебень для промышленного и жилищного строительства.

По правому берегу Волги Жигулевские горы. Самая высокая точка - это гора Безымянная (381,2 м над уровнем моря), которая считается высшей точкой средней полосы Европейской России.

А впереди уже видны дома города Тольятти - второго по величине в Самарской области. Изначально назывался Ставрополем (неофициальное "уточненное" название Ставрополь-на-Волге, по аналогии со Ставрополем Кавказским), но летом 1964 г. после смерти итальянского вождя коммунистов Пальмиро Тольятти был переименован.

Буксир "Урал-19" тащит баржу "Бельская-68" - а на барже какой-то интересный прямо строительный вагончик:)

дома Тольятти поближе

и речной вокзал

с судоремонтной верфью

а мы тем временем подошли к шлюзам Жигулевской ГЭС.

Жигулёвская гидроэлектростанция (Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В.И. Ленина) - шестая ступень и вторая по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС. Строительство ее началось в 1950 г., а закончилось в 1957 г. В состав сооружений входят: гидроэлектростанция, сороудерживающее сооружение, водосбросная плотина, земляная плотина, грязеспуск, двухниточный двухкамерный шлюз с межшлюзовым бьефом и причальные сооружения.

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в 1910 г. Но проектно-изыскательские работы начались лишь в 30-е гг, и в 1937 г. было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла поселков Красная Глинка и Переволоки. Строили заключенные ГУЛАГа (Самарский ИТЛ и строительство Куйбышевского гидроузла, где работало более 30 тыс. человек). Но в 1940 гг там были обнаружены нефтеносные площади и строительство было приостановлено. Через 9 лет были возобновлены изыскательные работы и в 1950 г приступили к постройке ГЭС в районе г. Жигулевск.

Швартуемся

закрываются ворота шлюза

сейчас начнем спускаться

это те ворота, которые два кадра назад закрылись:)

а это мы уже внизу

из первой камеры шлюза выходим в межшлюзовой бьеф

и оглядываемся назад

а теперь посмотрим, что у нас в этом самом межшлюзовом бьефе окрест. Вот ремонтируется танкет "Волгонефть-206"

на берегу дома один другого краше

люди переправляются с берега на берег

судно так и называется - "переправа", коротко и ясно:)

Прошел мимо нас сухогруз "Дмитров" из Таганрога

а мы уже подошли ко второму шлюзу, входим в шлюзовую камеру

шлюзоваться будем с забавным суденышком по имени "Дейл"! :))

классно, наверное, вот так компанией плыть под зеленым навесом. Причаливать, гулять, купаться и плыть дальше.

Прошлюзовались - мы с Аней бегом бежим на корму, посмотреть на остающиеся за нами шлюзы. А "Дейл" нас бодро догоняет:)

Сразу после плотины ГЭС по берегу началась прямо местная "рублевка" - особняк на особняке особняком погоняет.

проплыл мимо нас щебенчатый крокодил:)

а вот он в полный рост! Зовут его "Плотовод-687", а тащит он сразу 2 баржи

Проходим мимо Свято-Воскресенского мужского монастыря. Создан он был совсем недавно, в 1996 г.

Трогательный дебаркадер и катерок "Сёмыч"

Монастырь хоть и недавний, а все равно есть у него своя интересная история. На его территории сохранились здания бывшей Ставропольской земской больницы, не попавшие под затопление при строительстве ГЭС. Больница была построена и функционировала силами Ставропольского земства, которое уделяло много внимания развитию образования и здравоохранения, кроме этого занимаясь и всем остальным - дорогами, почтой, ремонтом мостов, сельским хозяйством.

Строить медицинские учреждения надо было с нуля - как обстояло дело с врачами в уездах мы помним еще по истории елабужской медицины. Один врач, кочующий по селам, физически не успевал доехать до всех, кто в нем нуждался.

И вот в 1868 году на средства земства были построены в уезде 3 больницы, медицинский персонал которых состоял из врача и фельдшера. В 1872 году земским врачам удалось расширить до 45 мест ставропольскую больницу, которая принимала не только жителей Ставрополя, но и крестьян из ближайших сёл. С 1872 по 1873 гг. Ставропольской больницей заведовал Евграф Алексеевич Осипов, выпускник Казанского университета, один из основоположников российской санитарной статистики.

К 1902 г. были выделены средства на постройку новой больницы ввиду ветхости старой. Построенная больница имела операционную, родильное отделение, квартиры для персонала. И вот как раз здания этой больницы можно до сих пор увидеть на территории Свято-Воскресенского монастыря. (информация из статьи "Ставропольское земство" на сайте "Музей истории Самарского края").

А закончу я пост старинной открыткой с видом Жигулей (из набора "Волга на старинных открытках", "Полиграфическо-издательский комбинат", г. Казань, 1999.)

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу

Сбылась детская мечта – сходил в гости на Чебоксарский шлюз! На прошлой неделе, я уже рассказывал «Как работает нижегородский шлюз », а сегодня можем сравнить его с чебоксарским. Как обычно, обо всем по порядку. Поехали на очередную закрытую территорию!

#2. Обычно, все привыкли видеть шлюз со стороны дороги-моста через Волгу. А это вид с противоположной стороны шлюза. Для начала просто посмотрите на две фотографии. Это шлюз до сброса воды:

#3. А это после сброса воды. Вот примерно на столько и опускаются\поднимаются суда, проходя шлюзование:

#4. Мы специально прибыли сюда пораньше, т.к. в это время, обычно, много судов. Однако в этот день желающих прошлюзоваться не было... Поэтому отправили местный катер на спецзадание. Верхние ворота шлюза опущены и катер свободно входит в шлюз:

#5. Швартуется и начинается сброс воды... так, стоп на катере не интересно. Нам повезло и на подходе нефтяное судно. Буду рассказывать и показывать на его примере, буквально через пару фоток.

#6. Все считают, что Чебоксарский шлюз – это часть Чебоксарской ГЭС. На самом деле это две разные организации, поэтому попасть сюда не так просто как на ГЭС. Но благодаря Ирине Беликовой (специалист по связям с общественностью Чебоксарской ГЭС), нас пустили и сюда.

Итак, справа сама ГЭС, слева шлюз. Чебоксарский шлюз имеет две нити, или камеры, которые работает независимо друг от друга:

#7. Шлюзы имеют номера 17 и 18:

#8. А теперь вернемся к шлюзованию. В аванпорт, «Капитан Сергеев» уже толкает нефтеналивные баржи и направляется в один из шлюзов:

#9. Верхние ворота опускаются, открывая судну доступ в порт:

#10. Максимальная высота 17,5 метров. Для примера, некоторые трехпалубники не вписываются в эти габариты и вынуждены опускать некоторые мачты:

#11. Для сравнения, в шлюз пока вошла лишь половина баржи:

#12. А вот теперь полностью, я даже боялся, что она туда не влезет:)

#13. Вы думаете, что баржа перевозит нефть? Открою страшную тайну, она перевозит рассаду:). Сами смотрите, огурцы, помидоры, петрушка:

#14. Как только баржа вошла в шлюз, матросы швартуют ее, чтобы исключить раскачивание:

#15. Швартуют вот к таким плавучим буйкам, которые поднимаются и опускаются при наполнении\опустошении шлюза:

#16. Судно глушит двигатель. Начинают закрывать (поднимать) верхние ворота:

#17. Сразу же прилетают чайки, в надежде найти рыбу. К сожалению, в этот раз пусто:

#18. Начинается процесс сброса воды:

#19. Все ниже и ниже:

#20. И еще ниже... перепад уже 10 метров, "бьют фонтаны":

#21. За безопасностью прохода следят судопроводницы. Для них оборудованы небольшие будки:

#22. Здесь все самое необходимое: спасательный круг, жилет, можно даже поспать.

#23. Как только судно швартуется, судопроводница связывается с центральным пунктом и разрешает начать шлюзование. Если что-то пойдет не так, то у нее есть большая красная кнопка, при нажатии на которую, весь процесс сразу же останавливается

#24. Сброс воды из шлюзовой камеры, происходит частично за нижние ворота:

#25. Другая часть воды сбрасывается в нижний бьеф Чебоксарской ГЭС:

#26. Как только вода достигает уровня нижнего бьефа, судно отшвартовывают, открываются нижние ворота шлюза:

#27. и судно покидает шлюзовую камеру. Напомню, что весь процесс шлюзования полностью бесплатен. Однако, есть график начала\окончания навигации (середина апреля и октября), и если судно опаздывает и не вписывается в этот график, то за шлюзование придется платить. Стоимость примерно 240 тыс.руб - это стоимость работы одного дня шлюза (если за день пройдет несколько судов, то сумму между ними поделят)

#28. В чем особенность Чебоксарского шлюза. Если на Нижегородском шлюзе наполнение воды происходит через верхние ворота, то на чебоксарском используется донное наполнение. Т.е. вода не бьет напором спереди, а равномерно наполняет камеру шлюза снизу. Это позволяет практически исключить раскачку судов. Наполнение воды происходит через подземные галереи:

#30. Теперь отправляемся в центр управления шлюзом, который находится в этой башне:

#31. На каждую нить шлюза, установлено отдельное оборудование: слева и справа, соответственно:

#32. Все стенды собраны вручную, сотрудниками шлюза

#34. Общение с капитаном судна производится посредством раций:

#35. Никакие самые современные системы не заменят надежного друга:

#36. Блогеры за работой

#37. А это пространство между двумя камерами шлюза. Так сказать склад запасных частей. Если летом сотрудники шлюза заняты непосредственно шлюзованием, то зимой они занимается полным техосмотром и ремонтом механизмов

#38. Думаете зонтик здесь для человека? Нет, это для точности работы прибора. С помощью него, сотрудники измеряют на сколько "продавливаются" верхние ворота, когда вода сбрасывается из шлюза. В этот момент вода с верхнего бьефа давит на них и они прогибаются, вот за этим прогибом они и следят. Сотрудник сообщил, что все в норме:

#39. Помощник в это время находится на верхних воротах, его задача установить\убрать метку, на который наводится прибор:

#40. Машзал Чебоксарского шлюза

#42. Еще немного интересных наблюдений. Что необычного видите?

#43. А так? Видите ворота и рельсы?

#44. А это с другой стороны шлюза. Недостающая часть, поднималась и опускалась (да и сейчас может) и по этим рельсам завозились все механизмы при строительстве ГЭС

#45. За возможность попасть и увидеть как работает объект, огромное спасибо Сергею Олеговичу Марченко, всем сотрудникам Чебоксарского шлюза и специалисту по связям с общественностью ф илиала ОАО «РусГидро » – «Чебоксарская ГЭС », Ирине Беликовой.

Приятно, что дочитали до конца. Буду благодарен за обратную связь!

Изобретателем судоходного шлюза можно считать помощника министра транспорта китайской провинции Хуайнань по имени Цяо Вэй-Юэ. Решив раз и навсегда покончить с кражами зерна, он велел соорудить конструкцию, позволявшую судам преодолевать перепад высот без риска повреждения корпуса. Историческую эстафету подхватили голландцы, чуть позже - итальянцы. Собрали несколько фото и видео о том, как эти гидротехнические сооружения поживают в наши дни
Шлюзовая камера Угличской ГЭС ночью. Гидроэлектростанцию в Угличе запустили в 1940 году и она сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время войны. А ещё именно её сооружение способствовало затоплению старой части Калязина, который сейчас знаменит одиноко стоящей на воде колокольней.

Шлюзы №7 (передний план) и №8 Канала имени Москвы - на пути из Химкинского водохранилища в Москва-реку.

Один из деревянных шлюзов на реке Теза в Ивановской области - от устья до города Шуя этот приток Клязьмы был сделан судоходным для катеров. С 2000 года исторические деревянные шлюзы постепенно заменяют на современные конструкции.

Шлюз номер 5 на реке Теза - один из двух, который оставили деревянным как памятник инженерному искусству XIX века. Сама система гидроузлов функционирует здесь более 170 лет.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать»
На фото: первый шлюз на канале Волга-Дон, находится в черте города Волгоград

Рыбаки на шлюзе «Северка» в низовях Москва-реки. Коломна.

На Волго–Доне, шлюз №2.

Москва, один из шлюзов Канала имени Москвы.

Видео: небольшое судно проходит первый шлюз Волго-Дона.

Чайки - неизменные спутники речных судов в умеренных широтах. Рыбинск.

Другой вид на шлюз в Рыбинске. Цитируем источник:

«Шлюз вблизи ГЭС работает по принципу двухкамерных резервуаров. В них поступает половина всего объёма воды из водохранилища. Вода постепенно переливается из одной камеры в другую, а затем суда спускаются в Волгу. Наличие второй камеры позволяет сэкономить время при прохождении шлюз. Перепад воды в них составляет 18 метров, их длина – 300 метров, а ширина – 30. Нижние ворота шлюза имеют две створки, а верхние представляют собой цельный щит, уходящий на дно и способный поворачиваться вокруг горизонтальной оси.»

Два мрачноватых человека курят около технического сооружения рядом со шлюзом №3 Беломорканала.

Проход шлюза на парусном судне, Беломорканал.

Канал имени Москвы участок Покровское - Стрешенево.

Река Свирь, соединяющая Ладожское и Онежское озеро. Теплоход "Михаил Шолохов" в шлюзе Верхнесвирской ГЭС

Скульптурная группа «Казаки» у 15-го шлюза Волго-Донского канала (в черте города Волгодонск, Ростовская область)

Шлюз на судоходном канале Брюссель-Шарлеруа, Бельгия. 2005 год.

Руины Петровского шлюза Мариинской водной системы. Цветное фото 1909 года, автор - Сергей Прокудин-Горский. Мариинская водная система была сооружена в годы царствования Павла I и на момент, когда была сделана фотография, функционировала, но некоторые участки были закрыты и заменены новыми. В результате нескольких реноваций в течение XIX века Волго-Балтийский путь сильно сократился. А в 1963 году Мариинскую водную систему окончательно сменил Волго-Балт.

Другой снимок Мариинской системы от Прокудина-Горского: Черниговский шлюз за Дубно на Новоладожском канале (ныне на территории Волховского района Ленинградской области)

Тверецкий шлюз в черте города Вышний Волочёк - когда-то здесь начиналась первая в России искуственная водная система - Вышневолоцкая. Она была сооружена при Петре I. На месте старого шлюза сейчас уже даже нет русла реки - там находится дачный посёлок.

Памятный знак недалеко от старого местоположения Тверецкого шлюза Вышневолоцкой системы. Кстати, движение по системе было односторонним, от Волги к Петербург. Обратно суда идти не могли: Боровицкие пороги на Мсте были непроходимы при плавании вверх по течению.

Бухтарминский шлюз, ГЭС на реке Иртыш, ниже устья реки Бухтарма вблизи города Серебрянска, Восточно-Казахстанской области, Казахстан. Входит в Иртышский каскад ГЭС.

Про Бухтарминский шлюз с фото выше даже есть песня!


Судоходный шлюз - гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода кораблей из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. Например, из водохранилища в реку. Посмотрим, как проходят шлюз большие корабли.

1. Это Волжская ГЭС. В составе гидроузла здесь есть две шлюзовые камеры. Вот сухогруз входит в подводной канал

2. Сухогруз «Сормовский 3064» заходит в шлюзовую камеру

3. По команде из диспетчерской он прижимается к одному из бортов шлюзовой камеры

4. Створки камеры закрываются под наблюдением сотрудника

5. Сотрудник шлюза смотрит, чтобы во время закрытия между створок не попал посторонний предмет:

6. Створки шлюзовой камеры закрыты. В шлюзовую камеру начинает поступать вода

7. Через несколько минут шлюзовая камера заполняется водой

8. Лишняя вода перетекает в водосброс

9. Швартовочная команда сухогруза

10. Вид с диспетчерской башни на верхние камеры шлюза

11. Нижние камеры шлюзы

12. Пассажирский теплоход «К.Минин» выходит из верхней шлюзовой камеры

13. Вид на водоотводный канал нижних шлюзовых камер

14. Ворота шлюза, общий вес которых составляет 390 тонн. За полвека здесь было осуществлено почти 423 тысячи шлюзований, через створки главных ворот прошли 950 тысяч судов. Общий объем грузоперевозок превысил 802 миллиона тонн