Рынок трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы и рынок труда в россии Рынок труда и обеспечение предприятия трудовыми ресурсами

1. СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

Свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

Найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

Независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

Свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА.

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % - обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с торговлей, 15 % - с услугами, 16% - имели высшее или научное образование различного профиля, 10 % - были фермерами.

Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием и административно - управленческого персонала, в США в 1987г. имели 50% торговых служащих- мужчин (30% -женщин), 40% административно - вспомогательного персонала (конторских служащих), 33% - работников услуг (не считая специалистов), 24% - рабочих высокой квалификации, 17% - рабочих средней квалификации.

Черезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Обеспечение занятости и рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны является одной из главных функций ТОН. Для ее выполнения требуется объективная оценка трудового потенциала, которым располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов. К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин -- 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население.

Различают потенциальные и фактически используемые трудовые ресурсы. Трудовой потенциал общества имеет количественный и качественный аспекты. Количественный аспект характеризуется такими параметрами, как: а) общая численность трудоспособного населения; б) количество отработанного рабочего времени при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями, как: состояние здоровья, физическая дееспособность трудоспособного населения; его профессионально-квалификационная подготовка.

В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически неактивное население.

Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Под экономически неактивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству, сюда относят также неработающих пенсионеров и инвалидов. Численность экономически активного населения имеет тенденцию к сокращению. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. она уменьшилась на 3,0 млн. человек. При этом число мужчин сократилось на 2,3 млн., а число женщин -- на 1,6 млн. Аналогичные процессы происходят с населением, занятым трудовой деятельностью, численность которого за этот период сократилась на 5,3 млн. человек (из них мужчины составляют 3,7 млн., женщины -- 1,6 млн. человек).

Противоположная тенденция наблюдается в динамике безработицы. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. общая численность безработных увеличилась на 2,2 млн. человек, в том числе мужчин -- на 1,3 млн., женщин -- на 0,9 млн. Общая численность безработных в 2002 г. по сравнению с 1992 г. увеличилась в 2,3 раза (в том числе мужчин -- в 2,6 раза, женщин -- в 2,1 раза). В общей численности безработных удельный вес мужчин в 1992 г. составил 28,0%, в 2002 г. -- 31,5%; доля женщин составляла соответственно 72,0 и 68,5%.

Число занятых на предприятиях государственной и муниципальной собственности в 1995--2002 гг. сократилось с 49,7 млн. до 24,2 млн. человек, или на 48,2%. Доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с 68,9 до 37,4%. Одновременно резко возросла занятость населения в частном секторе -- с 19,5 до 47,6%. Динамика отраслевой структуры занятости населения в 1992--2001 гг. характеризуется следующими процессами:

  • · возрастает доля занятых в отраслях сферы услуг (с 44,1 до 54,9%); снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 22,6%), строительстве (с 12,0 до 7,8%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 1,9%);
  • · увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 14,6%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,2%), в аппарате органов управления (с 1,9 до 4,5%). В наибольшей мере в последние годы доля занятых сократилась в машиностроении, военно-промышленном комплексе, в науке и научном обслуживании. По ряду причин происходит закрытие многих научно-исследовательских институтов, «утечка умов» в банковские, финансовые, страховые и иные коммерческие структуры, где оплата труда многократно превышает ее уровень в научных и вузовских коллективах. В то же время в мировой практике выделяют две группы отраслей, от развития которых зависит положение страны в мире: наука и научное обслуживание и обрабатывающая промышленность, обеспечивающая конкурентоспособность товаров на внешних и внутренних рынках, а также финансы, кредит, страхование, торговля, транспорт, создающие инфраструктуру рыночной экономики. В соответствии с принятой классификацией по обеспеченности трудовыми ресурсами регионы подразделяются на:
  • * трудообеспеченные -- регионы, располагающие балансом между наличием рабочих мест и обеспеченностью рабочей силой. К таким регионам относят Центральный и Приволжский федеральные округа;
  • * трудоизбыточные -- характеризующиеся высоким уровнем естественного и механического прироста населения и недостатком рабочих мест (Южный федеральный округ);
  • * трудодефицитные -- испытывающие недостаток в квалифицированной рабочей силе.

Как правило, эти регионы отличаются сложными природно-климатическими условиями, слаборазвитой социально-производственной сферой, технической и социальной инфраструктурой и недостаточной адаптированностью рабочих кадров. К ним относят Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Рынок труда рассматривается как система общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, куплю-продажу рабочей силы и использование труда. Воспроизводство рабочей силы в условиях рыночной экономики формирует предложение труда, а использование труда предполагает спрос на него со стороны хозяйствующих субъектов. Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для республик бывшего СССР, так и специфических для современной России условий и факторов, оказывающих влияние на современные тенденции занятости населения. Следствием экономического кризиса 1990-х годов является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, но и нарушение ранее существовавшей системы стимулов и мотиваций к эффективной трудовой деятельности, приобретению профессий, росту квалификационного уровня.

Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обследований населения), российский рынок труда еще не сложился. На нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам.

Главная причина разбалансированности рыночных регуляторов -- сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу, заниженным требованием к ее качеству, значительной долей в экономике оборонного комплекса. Одно из обстоятельств, затрудняющих формирование рынка труда, -- существование многих градообразующих предприятий, подавляющая часть которых относится к оборонному комплексу, испытывающему особые экономические трудности. Разбалансированность рынка труда усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспективных в отношении сбыта продукции отраслей хозяйства (угольная и легкая промышленность, частично сельское хозяйство).

Следствием перемен на рынке труда стала существенная диверсификация видов занятости. Это явление способствует формированию гибкого рынка труда, дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвратить массовую безработицу.

Политика Правительства РФ на рынке труда предусматривает решение ряда важнейших задач:

  • * преодоление дефицита рабочих мест, повышение инвестиционной активности, развитие предпринимательской деятельности, корректировка экономических решений с точки зрения эффективности их воздействия на рынок труда;
  • * повышение уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения;
  • * развитие системы переподготовки рабочей силы и непрерывного образования как эффективного инструмента повышения квалификации рабочей силы;
  • * проведение взвешенной миграционной политики, направленной на освоение северных и восточных регионов, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда, стимулирование более полного использования имеющихся рабочих мест и развития малых предприятий.

Как уже отмечалось, главной целью ТОН является создание необходимых условий, обеспечивающих воспроизводство населения страны и регионов, преумножение его демографического и интеллектуального потенциала. Достижение этой цели предполагает включение в систему государственного, регионального и муниципального управления соответствующих критериев, позволяющих осуществлять мониторинг и целеполагание процессов воспроизводства населения. В составе этих критериев, кроме численности населения, следует использовать среднюю продолжительность предстоящей жизни населения, его трудовой потенциал и профессионально-квалификационный уровень. В настоящее время указанные показатели если и принимаются во внимание при проведении прогнозных обоснований программ социально-экономического развития страны и регионов, то их значения рассматриваются не как результат выполнения управляющих воздействий на совершенствование ТОН, а как фиксация сложившегося состояния дел под влиянием факторов, не подверженных воздействию со стороны органов управления.

Не включаются указанные показатели и в состав целевых установок программ социально-экономического развития страны и регионов. Это, в частности, подтверждается и составом целеполагающих установок правительственной программы социально-экономического развития страны на 2003--2006 гг. При таком подходе процессы государственного и муниципального управления социально-экономическим развитием страны и регионов, с одной стороны, недостаточно ориентированы на достижение целеполагающих установок (так как они не обоснованы и не включаются в соответствующие программы), а с другой стороны, нельзя проконтролировать и правильно учесть результаты реализации управляющих воздействий, осуществляемых на разных уровнях управления, на состояние населения, его демографический, трудовой и интеллектуальный потенциал.

численность население территориальный труд

Политика занятости. Оптимальное и эффективное заполнение вакансий - одна из основных задач в управлении персоналом. Для этого необходимо определить потребности в рабочей силе, что зачастую ассоциируется с потребностью в людях. Но потребность в рабочей силе можно удовлетворить разными способами - приемом на работу одного человека, приемом на работу группы людей, заключением контрактов на почасовую работу или неполный рабочий день, кроме того, можно привлекать для работы служащих других компаний.

С одной стороны, эти аспекты работы менеджера по персоналу связаны с уже изученным планированием человеческих ресурсов, с другой стороны, с рынком труда, теорией трудовых ресурсов. Смысл рынка труда и распределения трудовых ресурсов, с точки зрения экономистов, - это предложение рабочей силы и то, каким образом это предложение рабочей силы встречает спрос; а также отношения между теми, кто продает свою рабочую силу и теми, кто является работодателями, то есть покупает рабочую силу.

Думать, что рынок труда справедлив - крайне нереалистично, тем более верить в то, что он дает равные возможности. Даже при высоком уровне безработицы на рынке труда существует деление на классы, трудовые ресурсы рассортированы и классифицированы, например, как профессионалы, и непрофессионалы.

К трудовым ресурсам в практике планирования и учета относят население в трудоспособном возрасте, т. е. Мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 года, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1, 2 групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчин 50-59 лет, женщин 45-54 года). Кроме того, принято относить к трудовым ресурсам население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения трудоспособности. При этом различают общую и профессиональную трудоспособность.

Но понятие трудовые ресурсы не нацелено на изучение человека как работника и как личности, поэтому было введено понятие человек труда.

Формирование на рынке человека труда предполагает выдвижение на первый план социально-психологических качеств, позволяющих более полно реализовать потенциал индивидуума. Сегодня необходимым условием решения проблемы формирования человека труда на рынке и персонала предприятия является их рассмотрение в комплексе.

Важной частью работы с персоналом является анализ его адекватности требуемому уровню, т. Е. Степени его соответствия потребностям предприятия и интересам каждого работника. Для этого целесообразно проведение совместной аттестации работников и рабочих мест, в результате чего выявляются излишки и дефицит тех и других.

Одновременно анализируется состояние внутреннего рынка труда по категориям персонала, исходя из его профессиональной, функциональной и социальной структуры. При этом выясняются возможности обращения на региональные рынки труда для восполнения недостающих работников, высвобождаемых в связи со структурными изменениями предприятия (создание, преобразование и ликвидация подразделений), применением новейшей техники и технологий и т. д.

Принципиально важное значение имеет выбор альтернативных решений, связанных с различными взглядами на роль и взаимодействие внутренних и внешних рынков труда. В случае ориентации на собственный внутренний рынок, предприятие осуществляет необходимые меры по обеспечению потребностей в квалифицированных работниках одновременно с обновлением основных фондов и совершенствованием организации труда. При этом исключается или ограничивается возможность перехода работников на другие предприятия, поскольку они жестко привязаны к определенной системе деятельности. Кроме того, на закрепление работников влияют такие сильнейшие мотивы, как высокая заработная плата, с одной стороны, и угроза увольнения, с другой. Это, в первую очередь, характерно для крупных предприятий, что сужает сферу деятельности местных рынков труда и служб занятости. По мере развития этих рынков предприятия имеют возможность производить существенные изменения в структуре персонала вплоть до сокращения групп работников определенных профессий и замены их другими за счет местных рынков. Очевидно, что оптимальное решение вопроса формирования персонала должно быть основано на эффективном сочетании возможностей внутренних и внешних рынков труда.

Задача определения потребностей в работниках и источников ее удовлетворения решается на основе результатов анализа адекватности персонала и прогнозирования его динамики, исходя из ожидаемых изменений в структуре предприятия, номенклатуре, качестве продукции, организации производства, труда и управления, состояния внутренних и внешних рынков труда.

Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений, которая формирует экономический механизм, обеспечивающий соответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном, структурно-отраслевом и социально-демографическом аспектах.

Рассмотрим рынки труда как регуляторы занятости и безработицы. Прежде всего, необходимо уточнить два понятия - трудовые ресурсы и занятость, определить, как они соотносятся между собой и каким образом можно количественно оценить их. Исходя из определения человека труда, трудовые ресурсы - это не само население страны, а совокупность способностей той или иной категории людей к трудовой деятельности. Тогда занятость можно определить как ту или иную форму реализации этих способностей. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов.

Различают понятия полной и эффективной занятости. Если полная занятость отражает занятость с точки зрения количественных характеристик, то эффективная - с качественных.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости.

Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица.

В зависимости от характера и причин, вызывающих безработицу, принято различать три ее типа: фрикционная, структурная, циклическая безработица.

Позиция международной организации труда (мот) в отношении занятости и безработицы выражена в конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991 г.

Основным механизмом, регулирующим занятость и безработицу в целях поддержания их на желательном уровне, является система внутренних рынков труда предприятий, взаимодействующих с местными и региональными рынками. Рынки труда как регуляторы занятости реагируют на изменение спроса и предложения на рабочую силу. Важно отметить, что наблюдается взаимодействие местных и региональных рынков труда.

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и использование механизма, регулирующего динамическое равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

Ш оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамического движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

Ш совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Для лиц предпенсионного и пенсионного возраста по-прежнему актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту и т.д. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения, давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет значительно уменьшено, так как 60% пенсионеров изъявляют желание работать из-за материальных проблем.

Национальный рынок труда в российской федерации находится пока на стадии формирования (нет еще полноценного рынка жилья, ограничен свободный выбор места жительства и т.д.). Именно эта особенность диктует необходимость регулирования рынка рабочей силы и рынка рабочих мест таким образом, чтобы не допустить перерастания безработицы в массовую и хроническую.

Основной задачей в работе центров занятости должно стать содействие безработным в их трудоустройстве, так как только работа, а не пособие позволяет им почувствовать себя полноценными членами общества. Как показывают исследования, большинство руководителей не прибегают к услугам центров занятости при поиске и найме работников даже при избытке рабочей силы на рынке труда. Однако именно в этой сфере для наилучших результатов необходимо тесное сотрудничество таких центров с предприятиями и организациями, у которых появляются вакансии, а, точнее, с менеджерами по персоналу этих предприятий.

Главной особенностью процессов на рынке труда в последние годы стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватных колоссальному спаду производства. Объясняется это тем, что спад производства более выразился в резком снижении производительности труда, чем в росте явной безработицы.

Важно отметить и такую особенность российского рынка труда, как принудительные отпуска по инициативе администрации без сохранения содержания или с частичной оплатой, которые фактически являются проявлением скрытой безработицы. Этот вид безработицы характерен в наибольшей степени для предприятий легкой промышленности и машиностроения.

Анализируя особенности и состояние современного рынка труда, нельзя не упомянуть и о таком чисто российском феномене, как невыплаты заработной платы.

К числу ярко выраженных тенденций российского рынка труда можно отнести растущую вторичную занятость. Кроме этого, наблюдается вынужденный уход женщин из общественного производства в домашнее хозяйство. Специфика российского рынка труда заключается и в его значительной регионализации, которая определяется исходной неравномерностью экономического развития регионов, а также различиями в демографической ситуации.

Говоря о регионализации рынка труда, следует констатировать, что единого российского рынка труда в полном смысле слова не существует и что он представляет собой совокупность относительно замкнутых локальных рынков, весьма слабо связанных между собой.

Существенное влияние на ситуацию на рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Учебные заведения готовят работников, практически не учитывая ситуацию на рынке труда. В то же время, работодателя, в первую очередь, интересует вопрос, что конкретно умеет делать нанимаемый работник, а не какой у него диплом. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации на рынке труда России.

При использовании понятия “человеческие ресурсы” формы занятости расширяются, включая не только работу по найму на предприятиях, в организациях, учреждениях, но и предпринимательство, само занятость, индивидуальную трудовую и творческую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнением государственных и общественных обязанностей, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Необходимо учитывать, что занятость и безработица возникают по инициативе как работодателей - субъектов спроса, так и работников - субъектов предложения. Тем не менее, решающее влияние на формирование внутреннего рынка труда, естественно, оказывает позиция работодателей.

Как известно, в процессе деятельности предприятий возникает потребность в оперативных изменениях условий занятости работников, предусмотренных трудовым договором. Для этой цели в зарубежной практике менеджерами по персоналу применяются гибкие формы регулирования занятости и безработицы, основанные на использовании различных способов введения частичной безработицы или частичной занятости.

Организация играет большую роль в повышении занятости и снижении безработицы на рынке труда путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы.

Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося основным мотивом - обеспечение конкурентоспособности возглавляемого им предприятия для получения прибыли.

Рынок труда - совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. В "Экономической энциклопедии" рынок труда рассматривается шире, как "сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг".

Рынок рабочей силы включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны. Таким образом, в этот рынок включаются безработные.

Рынок трудовых ресурсов - совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это понятие раздвигает размеры рынка еще шире, т.к. включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв).

С учетом данных определений мы будем пользоваться термином "рынок трудовых ресурсов".

Трудовые ресурсы - население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

Занятыми являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, не по найму, самостоятельно или с несколькими компаньонами, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больным, отпуска, забастовки и т.д.).

Безработными считаются лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы в государственных или коммерческих службах занятости, предпринимали шаги к открытию собственного дела, были готовы приступить к работе.

Особое значение в настоящее время имеет понятие "рынок трудовых ресурсов", в котором раскрывается суть отношения по поводу обмена функционирующих способностей к труду (функционирующей рабочей силы) на жизненные средства, т.е. на заработную плату. В более общем смысле рынок труда выступает как конкретное выражение системы общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в перераспределении рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.

На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники (продавцы рабочей силы), формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Основными компонентами рынка трудовых ресурсов являются:

  • совокупный спрос или общая потребность экономики в наемной рабочей силе;
  • совокупное предложение, включающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения; стоимость (цена) рабочей силы;
  • конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями);
  • резервирование рабочей силы. Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда и включает как укомплектованные работниками, так и свободные рабочие места. При этом различают: эффективный спрос, определяемый числом экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий в себя заполненные работниками неэффективные рабочие места. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность занятых, составной частью которой является скрытая безработица. Спрос на рабочую силу на текущем рынке определяется потребностью в работниках для заполнения вакантных мест на условиях основной деятельности или совместительства, а также для выполнения разовых работ.

Совокупное предложение рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих.трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства. Предложение рабочей силы на рынке труда имеет три основные составляющие: лица, не занятые трудовой деятельностью и ищущие работу; лица, намеревающиеся сменить место работы; лица, желающие трудиться в свободное от работы или учебы время, Предложение рабочей силы качественно и количественно меняется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и общей подготовки, от силы влияния внешнего рынка труда на внутренний и т.д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, а это, несомненно, сказывается на способности выполнять конкретную работу.

Совокупность понятий, регламентирующих рынок трудовых ресурсов, показана на рис. ниже.

Основная часть совокупного предложения и спроса на труд в рыночной экономике удовлетворяется, что и обеспечивает функционирование общественного производства (удовлетворенного спроса). Меньшая его часть в силу движения рабочей силы и рабочих мест - выбытия людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и ввода новых рабочих мест - оказывается свободной (вакантной) и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка труда, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы. В своем единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.

Рабочая сила - способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил, применяемых им в процессе производства. Рабочая сила является в рыночной экономике товаром и имеет потребительскую и денежную стоимость (цену).

Труд - умственный и физический процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Различают следующие разновидности труда: интеллектуальный и производственный, простой и сложный, полезный и абстрактный, прибавочный и прошлый.

Стоимость рабочей силы - это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи.

Процесс превращения трудовых ресурсов проходит три стадии: потенциальное трудоспособное население; профессиональное обучение с занятием рабочих мест на предприятиях; рабочая сила реализуется в производстве и создает потребительскую стоимость.

Как действует рынок трудовых ресурсов в рыночной экономике?

Совокупное предложение трудовых ресурсов поступает на рынок и после цикла воспроизводства населения получает оплату за труд. Полученные деньги, включая пенсии и пособия от государства, используются населением для покупки товаров и услуг, уплаты подоходного налога государству, и на этой основе формируется потребительский спрос на рынке товаров и услуг.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает рабочей силой предприятия и организации, которые формируют спрос на производственный и интеллектуальный труд. Государственные органы управления определяют госзаказ на продукцию предприятий и услуги организаций, осуществляют нормативное регулирование производства (законы, инструкции, требования) и получают от производственной сферы налоги и взносы (долю прибавочного продукта).

Предприятия и организации взаимодействуют с рынком товаров и услуг, формируя совокупное предложение (потребительские стоимости), и взамен получают выручку от реализации товаров и услуг.) Государственные органы реализуют рынок товаров и услуг путем предоставления земли и государственных ресурсов, установления цен и тарифов на услуги естественных монополий (РЖД, РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ) и правового регулирования (ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, федеральные законы) общественного производства. Воздействие на рынок труда со стороны государства осуществляется путем установления минимальной заработной платы и пенсии, регулирования занятости (общественные работы, обучение) и трудового законодательства (Трудовой кодекс РФ и федеральные законы).

Простая модель рыночной экономики, показывающая взаимодействие рынка трудовых ресурсов, предприятий и организаций, рынка товаров и услуг, населения и государственных органов, показана на рис. ниже.

Рынок труда – это система экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Как и на других рынках (капиталов, товаров, ценных бумаг), на нем действует закон спроса и предложения: спрос существует в виде потребности в рабочей силе, а предложение – в наличии рабочей силы, которая хочет изменить свое состояние. Отличительной чертой рынка труда является добровольность работника и работодателя и обеспечение государственных социальных гарантий.

Величина рынка труда зависит от трудовых ресурсов и масштабов развития производительных сил. Под трудовыми ресурсами понимается экономически активное, трудоспособное население, т.е. часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. В России это мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины в возрасте от 16 до 54 (кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях), а также фактически работающие пенсионеры и подростки.

В развитых странах существуют две модели рынка труда: внешний (или профессиональный) и внутренний. Внешний рынок труда основан на движении рабочей силы между фирмами, внутренний – на движении кадров внутри предприятия: это перемещение работника на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников, их перемещение с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. Среди них можно выделить социальные факторы, такие как меняющиеся потребности работников на протяжении трудовой жизни в условиях труда, режиме рабочего времени, карьерном росте и т.п. Международный рынок труда расширяет возможности работника в поисках удовлетворяющих его условий работы.

Занятость населения – это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и т.д. В соответствии с Законом РФ от 20.04.96 № 36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" к занятым относятся лица, работающие по трудовому договору (контракту), а также имеющие иную оплачиваемую работу; занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются и лица, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка).

Различают следующие виды занятости:

  • полная занятость – это состояние наибольшей вовлеченности в общественно полезную деятельность;
  • при неполной занятости общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения;
  • при скрытой занятости часть людей, находящихся в отпуске без сохранения содержания или безработных, занимается челночным и торговым бизнесом, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство) вне рамок учета в качестве занятых;
  • сезонная занятость – вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность в определенных географических условиях;
  • маятниковая занятость связана с большими по географическим меркам и продолжительными по времени периодически возвратно-поступательными перемещениями в период общественно полезной деятельности (геологи, летчики, водители дальних авторейсов);
  • при периодической занятости происходит чередование периодов общественно полезной деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты нефте- и газодобытчиков).

Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди готовы выполнить. Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Умеренный (нормальный) уровень безработицы в большинстве стран современного мира составляет от 3 до 7%.

К безработным относятся трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества, к потерям работниками квалификации при продолжительной безработице; к снижению жизненного уровня населения и подрыву психического здоровья нации.

Различается безработица естественная и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые неустранимы и соответствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной – формы безработицы, существующие помимо естественной и повышающие общий уровень безработицы.

Естественная безработица включает такие виды, как фрикционная, институциональная и добровольная. Фрикционная (или текущая) безработица вызвана текучестью кадров, увольнениями с предприятий в большинстве случаев по собственному желанию. Институциональная безработица порождена правовыми нормами, особенностями устройства рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Добровольная безработица наблюдается тогда, когда часть трудоспособного населения по каким-то причинам не желает работать.

Вынужденная безработица включает технологическую, структурную, региональную и скрытую формы безработицы. Технологическая безработица наблюдается в развитых странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такое сокращение рабочих мест экономически эффективно и носит постоянный характер. Структурная безработица также связана с научно-техническим развитием, в результате которого возникают новые производства, а старые сокращаются. Это ведет к постоянной профессиональной переподготовке высвобождающихся кадров, которые не сразу находят работу из-за происходящих структурных изменений. Региональная безработица обусловлена избытком рабочей силы в районах, относительно неблагоприятных для экономической деятельности. Скрытая безработица характерна для российской экономики, когда предприятия в условиях сокращения производства не увольняют работников, а отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска или переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполный рабочий день или неделю). В состав скрыто безработных входят и те, кто утратил право на пособие и не регистрируется на биржах труда.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики, но она не должна выходить за определенные границы, чтобы сохранялся режим экономической стабильности и оптимального роста. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка груда в виде программ по увеличению числа рабочих мест, по подготовке и переподготовке кадров, стимулированию роста занятости.