Метод «мозговой атаки. Метод мозговой атаки Методы типа мозговой атаки

Метод «мозговой атаки»

Концепция «мозговой атаки» получила широкое распространение с начала 50-х годов как "метод систематической тренировки творческого мышления", направленный на "открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления". Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГИ).

Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой игры.

На практике подобием сессий КГИ являются разного рода совещания - конструктораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемых временных комиссий.

В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых правил, создать "атмосферу мозговой атаки", на конструкторатах и советах мешает влияние должностной структуры организации: трудно собрать специалистов на межведомственные комиссии. Поэтому желательно применять способы привлечения компетентных специалистов, не требующие обязательного их присутствия в конкретном месте и в конкретное время и устного высказывания своих мнений.

В ходе заседания эксперты, "заражаясь" друг от друга, высказывают все более экстравагантные соображения. Часа через два записанное на магнитофон или видеокамеру заседание заканчивается, и начинается второй этап мозгового штурма - анализ высказанных идей. Обычно из 100 идей 30 заслуживают дальнейшей проработки, из 5-6 дают возможность сформулировать прикладные проекта, а 2-3 оказываются в итоге приносящими полезный эффект - прибыль, повышение экологической безопасности, оздоровление окружающей природной среды и т.п. При этом интерпретация идей - творческий процесс. Например, при обсуждении возможностей защиты кораблей от торпедной атаки была высказана идея: "Выстроить матросов вдоль борта и дуть на торпеду, чтобы изменить ее курс". После проработки эта идея привела к созданию специальных устройств, создающих волны, сбивающиеся торпеду с курса.

При «мозговом штурме» идеи могут осенить какого-либо участника и нужное решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12 человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких десятков человек.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации процесса «мозгового штурма».

  • 1. Нельзя критиковать либо одергивать говорящего. Бескомпромиссные заключения также неприемлемы, т.к. для одного позиция бесспорна, а для другого неоднозначна.
  • 2. Никогда не говорите, что идея нереальна либо абсурдна.
  • 3. Набирайте количество идей, не обращая внимания на качество. «Мозговой штурм» создает предпосылки для творческого мышления, поэтому, чем больше предложений, тем лучше.
  • 4. Приветствуйте творческие порывы. Каждый участник может развить идеи, предложенные выступающим ранее.

Обычно время «мозгового штурма» ограничено. Все предложенные идеи фиксируются, и решение по ним принимает человек, который в процессе «мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а только один из способов подготовки решения.

Существуют некоторые принципы, сформировавшиеся в процессе использования метода «мозгового штурма».

  • 1. Цели и ограничения должны быть четко обозначены.
  • 2. Всем участникам метода должна быть предоставлена максимальная свобода, выражающаяся в:
    • * безграничной свободе идей;
    • * обязательном высказывании мнения каждого участника.
  • 3. Формирование состава участников должно быть тщательным, необходимо помнить:
    • * об ограничении количества группы;
    • * об определении наименований специальностей, необходимых для выполнения поставленной задачи;
    • * о создании соответствующей психологической атмосферы;
    • * об определении уровня квалификации участников;
    • * о возможности целенаправленного введения в группу инакомыслящего участника.
  • 4. Нужно заранее определить, как будет протекать «мозговой штурм». Например, сбор всех вариантов на каждом уровне, затем оценка жизнеспособности каждого варианта и выбор лучшего, а затем «расширение» каждого одобренного варианта.
  • 5. Роль ведущего в группе подразумевает следующее:
    • * наличие навыков создания необходимой атмосферы;
    • * наличие навыков управления группой.

В процессе использования метода «мозгового штурма» в различных ситуациях во многих сферах жизнедеятельности, данный метод разделился на девять видов, которые могут быть использованы в соответствии с предъявляемыми требованиями области исследования.

Виды «мозгового штурма»:

  • - индивидуальный метод;
  • - письменный метод;
  • - прямой метод;
  • - массовый метод;
  • -двойной метод;
  • - «мозговой штурм» с оценкой идей;
  • - обратный метод;
  • -«корабельный совет»;
  • - «конференция идей».
  • - Индивидуальный метод

При использовании данного метода число участников может быть сведено до минимума, до одного человека. Суть его в том, что в течение десяти минут сотрудник должен зафиксировать на диктофон или на бумагу свою идею, но без оценки.

Положительный эффект индивидуального метода заключается в экономии и оперативности получения результата.

Письменный метод

Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

Прямой метод

Прямой метод характерен тем, что его проведение сведено к минимуму времени и максимуму общения. Другими словами, ведущий может прямо спросить каждого участника, ограничив при этом его время и область изысканий. В группе создается неформальная атмосфера, что должно расположить участников к общению и творчеству.

Массовый метод

Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

Метод «конференции идеи»

Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

Метод «корабельного совета»

Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие - это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

Обратный метод

При использовании этого метода - разновидности «мозгового штурма» - весь процесс поиска новой идеи делится на отдельные этапы, которые должны быть выполнены правильно, иначе произойдет срыв всего процесса из-за неверного выполнения одного этапа. Чаще всего данный метод может содержать следующие этапы:

  • * Составление перечня всех вероятных недостатков, которые уже существуют, могут появиться, а могут не появиться в будущем.
  • * Последующее их ранжирование по уровню сложности или объему возможного ущерба.

Метод называется обратным, так как он используется не для создания новых идей, а для анализа уже существующих явлений или планов на предмет наличия недостатков.

Метод с «оценкой идей»

Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

  • * генерации идеи;
  • * выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;
  • *отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;
  • *обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;
  • * отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;
  • * проведения презентаций каждого варианта;
  • * коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

Использование этого метопа возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

Двойной метод

Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:

  • * «мозговой штурм»;
  • * обсуждение каждого выдвинутого варианта;
  • * выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.

polemikos - воинственный враждебный Одним из наиболее известных и широко применяемых методов поиска идей путем творческого сотрудничества группы специалистов является метод мозговой атаки. Одним из наиболее известных и широко применяемых методов поиска идей путем творческого сотрудничества группы специалистов является метод мозговой атаки. Его сущность состоит в том что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи: генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса анализ и оценка...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 3

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История происхождения мозговой атаки……………………………………..5

2. Понятие и сущность метода «мозговая атака»……………………………….8

3. Метод мозговой атаки и его модификации………………………………….10

4. Достоинства и недостатки метода «мозговая атака»……………………….20

5. Особенности применения метода «мозговой атаки» на пищевом предприятии……………………………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………28


Введение

Обмен мнениями по спорным вопросам имеет давнюю традицию в истории человечества (вспомним античную Грецию, Индию). До наших дней дошли литературные памятники, связанные с обсуждением спорных вопросов (например, «Искусство спорить» Протагора, работы софистов) и послужившие первоосновой диалектики - науки вести беседу, спорить, развивать теорию. В самом слове дискуссия (от лат. discussio - исследование) содержится указание на то, что это метод научного познания, а не просто споры (для сравнения: полемика, от греч. polemikos - воинственный, враждебный)


1. История происхождения мозговой атаки

При разработке корпоративных систем управления знаниями самое узкое место - не программный аспект, как думают многие, а задача извлечения, формулирования, структурирования и представления информации, т.е. данных и знаний. Групповые методы активно помогают в извлечении необходимой информации и знаний.

Основное достоинство групповых методов - это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких специалистов предприятия или экспертов, взаимодействие которых вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции существенно обогащают общее поле знаний. Однако следует отметить, что эти методы гораздо более трудоемки и дороги, чем индивидуальные, по причине сложности их организации.

Активные групповые методы обычно используются как своего рода острая приправа на стадии извлечения знаний, сами по себе они не могут служить источником более или менее полного знания. Их применяют как дополнение к традиционным индивидуальным методам (наблюдения, интервью и т. д.), ради активизации мышления и поведения специалистов предприятия.

Обмен мнениями по спорным вопросам имеет давнюю традицию в истории человечества (вспомним античную Грецию, Индию). До наших дней дошли литературные памятники, связанные с обсуждением спорных вопросов (например, «Искусство спорить» Протагора, работы софистов) и послужившие первоосновой диалектики - науки вести беседу, спорить, развивать теорию. В самом слове дискуссия (от лат. discussio - исследование) содержится указание на то, что это метод научного познания, а не просто споры (для сравнения: полемика, от греч. polemikos - воинственный, враждебный).

Одним из наиболее известных и широко применяемых методов поиска идей путем творческого сотрудничества группы специалистов является метод «мозговой атаки». Будучи единым мозгом, группа старается штурмом преодолеть трудность, которая мешает решить рассматриваемую проблему.

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации мышления.

Это наиболее древний метод, появился он еще в XVI—XVII веках — во время расцвета смелых морских путешествий. В это время в морской практике выработался порядок действий на случай, когда судно терпит аварию или бедствие. В таких экстремальных ситуациях капитан судна (или оставшийся в живых старший по положению) проводит со всей оставшейся командой непродолжительный корабельный совет, на котором каждый должен высказывать свои предложения по устранению возникших затруднений и опасностей. При этом соблюдался строгий порядок выступавших. Сначала высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и т. д. до капитана. Такая процедура стимулировала мышление более старших и опытных людей, которые приходили к более толковым и приемлемым идеям.

Современные методы мозгового штурма (мозговой атаки) возникли и были развиты в США. Их основателем считается морской офицер А. Осборн, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды судно под его командованием везло груз в Европу и оказалось без надежной охраны и прикрытия. В это время была получена радиограмма о скором нападении немецких подводных лодок. А. Осборн собрал всех на палубе, сообщил о готовящемся нападении и попросил каждого подумать и высказать свои соображения по поводу того, что необходимо сделать, чтобы предотвратить гибель судна, которое не имело эффективных средств защиты. Один из матросов сказал, что нужно всей команде встать вдоль борта, к которому будет приближаться торпеда, дружно дуть на торпеду и «отдуть ее в сторону».

На этот раз встреча с подводными лодками не была роковой. Однако высказанная матросом смешная абсурдная идея оказалась плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, А. Осборн по разработанным в пути эскизам изготовил вентилятор, создающий мощный направленный поток воды, и этим вентилятором в одном из рейсов действительно «отдул» торпеду от борта.

Уже после войны А. Осборн начал детальную проработку метода. Его книга «Прикладное воображение» легла в основу курсов лекций во многих высших учебных заведениях, в НИИ и промышленных компаниях США.

2. Понятие и сущность метода «мозговая атака»

«Метод мозговой атаки подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов». Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

· генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса

· анализ и оценка выдвинутых идей

В условиях мозговой атаки средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговая атакаявляется, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозговой атаки зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики.

Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозговой атаки от любой другой технологии.


3. Метод мозговой атаки и его модификации

У мозговой атаки есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговая атакана доске, мозговая атакав стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговая атакапо-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

1.Обратный мозговой штурм

Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

· выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;

· максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

«Цель метода обратного мозговой атаки заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика».

В результате обратного мозговой атаки составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2.Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозговой атаки на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозговой атаки могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговая атака заключается в том, что после проведения прямого мозговой атаки делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозговой атаки выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговая атакас целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Индивидуальный мозговой штурм

Данный метод, по - существу, не отличается от метода коллективного мозговой атаки и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозговой атаки необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

6. Мозговая атака на доске

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

7. Мозговая атака в стиле «соло»

Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

8. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

· Скорость и гибкость мышления

· Отсутствие преждевременной критики

· Быстрая реакция

9. Мозговая атака по-японски

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений — «кингисё», суть, которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

Дальнейшим развитием метода мозговой атаки является синектика или «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активации творчества.

Идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.

«Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации, когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов».

Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение, каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозговой атаки состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

Превращение незнакомого в знакомое

Превращение знакомого в не знакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

Цель синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

Чтобы идея появилась, нужен инсайт или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время, избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

В синектике реализуется последовательно следующая цепочка действий:

· Разбор проблемы;

· Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);

· Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;

· Постановка наводящих вопросов;

· Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;

· Превращение обычного в привычное;

· Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.

Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

· Первоначальная постановка проблемы;

· Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;

· Выяснение возможностей решения проблемы;

· Переформулирование проблемы;

· Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;

· Выдвижение образных аналогий;

· Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы.

стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.

1.3. Этапы мозговой атаки

1) Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы

Находим людей для генерацию идей, (примерное количество 7+- 2)

Сообщаем им о том, какая задача стоит.

Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозговой атаки на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.

Таблица 1.

«Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решении»

Сложность

Вариант решения

Неподходящее время для проведения группового мозговой атаки или нет людей для его проведения.

Проводить индивидуальный мозговой штурм .

Желательно заранее, планируя мозговой штурм, предупредить начальство о том, что данное мероприятие предназначено для рядовых сотрудников. Для руководства стоит проводить отдельные мозговые штурмы.

Во время мозговой атаки повышается энергетика голоса. Всем хочется, чтобы их услышали. Особенно актуально, если участников в группе много.

Найти помещение, где можно громко говорить. Модератор следит за тем, чтобы обсуждение не превратилось в «базар».

2) Сам мозговая атака(генерация идей)

· Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.

· Модератор записывает задачу на доске.

· Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.

· Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

Таблица 2.

Сложность

Вариант решения

У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада.

Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно.

Предложить подумать на отвлеченную тему. Сделать разминку, походить, сесть поудобнее, желательно в позу мечтателя, откинувшись на спинку кресла.

Участники вялые ничего не хотят делать.

Предложить поиграть в игру: «Как еще можно использовать пластиковую бутылку». Берётся любой простой предмет, например, пластиковая бутылка, стержень от ручки и т.п. Далее задача за 5 минут придумать как можно больше вариантов применения данного предмета (пусть даже самых абсурдных и нереалистичных). Предложить приз за большее количество придуманных вариантов. Далее переходить к основной теме мозгового штурма.

Люди не могут удержаться от критики

Модератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Нет ни хороших, ни плохих идей. Все идеи хороши по-своему.

Идей очень много, как все успеть записать?

Записывает модератор, используя технику ментальных карт . Запись в таком виде подарит еще больше творческих идей, плюс поможет сконцентрироваться на задаче.

3) Выбор подходящей идеи (анализ идей)

Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.

Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д.

Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Таблица 3.

«Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения»

Сложности

Варианты решения

Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей.

Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.

На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной.

Проработать слабые места или взять следующую идею.

Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.

Использовать метод ментальных карт при решении дилемм.

Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.

Метод мозговой атаки является эффективным способом решения множества задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговая атака бывает нецелесообразно. Как вариант – индивидуальное применение метода мозговой атаки при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как своё, так и других людей, она более доступна и практична.

4. Достоинства и недостатки метода «мозговая атака»

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозговой атаки заключается в том, что во время мозговой атаки поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговая атака- это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.

Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Итак, рассмотрев методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозговой атаки основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.


5. Особенности применения метода «мозговой атаки» на пищевом предприятии

Рассмотрим применение метода «мозговой атаки» на примере предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания».

Компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» была основана в 1992 г.

ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», являющееся на сегодняшний день ведущим производителем соков и молочных продуктов в России, занимает лидирующее место среди родственных компаний на протяжении вот уже целого десятилетия. Эта торговая марка широко известна на российском рынке и давно полюбилась не только детям, но и взрослым. В основу деятельности компании заложен главный принцип — выпуск высококачественных натуральных продуктов питания, пригодных для длительного хранения, максимально освобожденных от искусственных добавок, примесей и консервантов, что сразу же было отмечено российским потребителем.

Это дало возможность быстро выйти на рынок, завоевав высокие устойчивые позиции. Как минимум 1100 видов молочной продукции, свыше 170 наименований соков, нектаров, прохладительных напитков успешно поставляется в Канаду, США, Германию, Израиль, Нидерланды, Великобританию. В «Вимм-Билль-Данне» количество давно переросло в качество.

Сегодня в компанию входит 33 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ, а торговые филиалы компании открыты в 26 крупнейших городах России и стран СНГ. В компании работает более 18 тысяч человек.

Дистрибьюторы компании работают более чем в 40 городах.

За десять лет в него вошло двадцать три производственных предприятия в девятнадцати городах России, в двадцати шести открыты ее торговые филиалы (в том числе и в странах СНГ). Порядка семнадцати тысяч человек считают престижным работать в фирме, которая создает все условия для нормального, полноценного труда, одновременно заботясь и об их социальных гарантиях.

Показатели деятельности «Вимм-Билль-Данна» давно получили отличную оценку у международных экспертов. Так, компания заняла второе место по России в рейтинге прозрачности агентства Standart and Poors, и четвертое в проведенном Brunswick UBS Warburg исследовании качества корпоративного управления в России, получила награду Best European Equity of 2002 журналов Euroweek и Institutional Investor.

«Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» постоянно находится на подъеме, неустанно расширяя сферы деятельности и рынок сбыта выпускаемой ею продукции. Все это обуславливает применение такого эффективного метода принятия управленческих решений как «мозговая атака».

Мозговая атака на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» обычно применяется как прием для сбора информации, когда необходимо:

  • Собрать воедино все возможности для улучшения и /или проблемные области (предмет).
  • Провести причинно-следственный анализ.
  • Предложить возможные контрмеры.
  • Определить помехи и вспомогательные средства и методы.

Как правило, штурм длится недолго (около 40 мин). Участникам (до 10 человек) предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему (критика запрещена). Обычно высказывается более 50 идей. Регламент выступлений - до 2 мин. Самый интересный момент штурма - это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т. е. происходит непроизвольная генерация гипотез участниками.

При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», не участвовавшая в генерации.

Ведущий «мозгового штурма» - аналитик, который должен свободно владеть аудиторией, подобрать активную группу специалистов предприятия «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» - «генераторов», не зажимать плохие идеи - они могут служить катализаторами хороших. Искусство ведущего - это искусство задавать вопросы аудитории, «подогревая» генерацию. Вопросы служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи. Вопросы также могут останавливать излишне многословных экспертов и служить развитию идей других.

Основной девиз штурма на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»- «Чем больше идей, тем лучше». Фиксация хода сеанса на предприятии традиционная (протокол или магнитофон).

Мозговая атака на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» включает в себя следующие этапы:

Первый этап – формирование группы участников «мозговой атаки» (по численности и составу).

Оптимальная численность группы участников находится эмпирическим путем: наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек. Состав группы участников предполагает их целенаправленный подбор:

1) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг
друга;

2) из лиц разного ранга, если участники не знакомы друг с другом
(в этом случае следует нивелировать каждого из участников присвоением
ему номера с последующим обращением к участнику по номеру).

Второй этап – составление проблемной записки участника мозговой атаки.

Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание проблемной ситуации.

Третий этап – генерация идей.

Продолжительность мозгового штурма на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» длиться не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников. Запись высказываемых идей ведется на магнитофон, чтобы не «пропустить» ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

Четвертый этап – систематизация идей, высказанных на этапе генерации.

Систематизацию идей группа анализа проблемной ситуации на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» осуществляет в такой последовательности:

  • составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; каждая из идей формулируется в общеупотребительных терминах;
  • определяются дублирующие и дополняющие идеи;
  • дублирующие и (или) дополняющие идеи объединяются и формируются в виде одной комплексной идеи;
  • выделяются признаки по которым идеи могут быть объединены;
  • идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам;
  • составляется перечень идей по группам (в каждой группе идеи записываются в порядке их общности от более общих к частным, дополняющим или развивающим более общие идеи).

Пятый этап – деструирование (разрушение) систематизированных идей (специализированная процедура оценки идей на практическую реализуемость в процессе мозговой атаки, когда каждая из них подвергается всесторонней критике со стороны участников мозговой атаки).

Основное правило этапа деструирования – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею. Особенно ценным является то обстоятельство, что в процессе деструирования может быть генерирована контридея, формулирующая имеющиеся ограничения и выдвигающая предположение о возможности снятия этих ограничений.

Шестой этап – оценка критических замечаний и составление списка
практически применимых идей.

Форма положительно-отрицательной оценки идей приведена ниже.

Таблица 4.

«Форма отрицательно-положительной оценки идей»

Описание идей

Достоинства идей

Недостатки идеи

1...

1.1...

1.1...

1.2...

1.2...

2...

2.1...

2.1...

2.2...

2.2...

Таким образом, на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» метод коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта прогнозирования, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы.


Заключение

Применяя метод «мозговой атаки», группа может быстро создать внушительный лист идей, проблем, задач, требующих разработки, быстро их объяснить и сделать оценку. Существуют следующие фазы мозговой атаки: генерация идей, уточнение и оценка. Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве идей, а не на их качестве. Мозговая атака - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды.

Замечено, что боязнь критики мешает созидательному мышлению, поэтому основная идея штурма - это отделение процедуры генерирования идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных идей.

Мозговая атака помогает нам узнать себя как команду, документально оформить то, что мы, как команда, знаем. Также он стимулирует творческую активность команды, позволяет каждому быть включенному в деятельность.


Список литературы

  1. Альманах "Золотая книга московского предпринимательства. Год 2003-й". АСМО-пресс, 2013
  2. Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Под ред. А.А. Емельянова. – М.: ФиС., 2011.-450 c.
  3. Армстронг М.: Основы менеджмента; - Ростов на Дону, 2012
  4. Афанасьев М.Ю., Суворов Б.П. Исследование операций в экономике: модели, задачи, решения: Учеб. пос.. – М.: ИНФРА-М, 2011.-450 c.
  5. Веснин Р.Р.: Основы менеджмента; - М: Институт международного права и экономики, 2011
  6. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. — М.: МП «Сувенир», 2012
  7. Демидова А.В. Исследование систем управления: Конспект лекций/ А.В. Демидова. - М.: Приор-издат, 2011.-320 c.
  8. Игнатьева А.В. Исследование систем управления Учеб пос. – М.: Юнити-Дана, 2011.-469 c.
  9. Исследование операций в экономике: Учеб. пос. для вузов. / Н.Ш. Кремер, Б,А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2011.-320 c.
  10. Казанцев А.К.: Менеджмент в предпринимательстве; - Москва,2012
  11. Кравченко А. И.: История менеджмента; - М: Академический проект, 2012
  12. Макашева З.М. Исследование систем управления Уче. пос. – М.:Кнорус, 2012.-469 c.
  13. Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2011.-469 c.
  14. Мыльник В.В. Исследование систем управления: Учеб. пос./ В.В. Мыльник, Б.П. Титаренко. - М.: Академический Проспект, Трикста, 2011.-320 c.
  15. Ползунова Н.Н. Исследование систем управления. Учеб. пос. - М.: Академический проект, 2011.-469 c.
  16. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления. Учеб. пос. – М.: Омега-Л, 2011.-469 c.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16062. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА СТАТИСТИКИ АПК 17.23 KB
Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность отраслей экономики, тесно взаимосвязанных в единой технологической цепи, начиная с производства сырья, получения готового продукта и заканчивая доведением его до потребителя.
17848. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА КЕЙСОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 13.08 KB
1 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА КЕЙСОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В статье рассматриваются особенности метода кейсов при обучении иностранным языкам в вузах негуманитарного профиля. Ключевые слова: кейс метод кейсов кейс-стади профессионально ориентированное обучение иностранный язык инновационные технологии На данном этапе развития общества не вызывает сомнения тот факт что современная система образования должна расширять инновационный и креативный потенциал студентов. Как достаточно эффективный инновационный...
16056. Особенности использования метода проектов в педагогическом процессе обучения иностранному языку 61.78 KB
Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
13843. Методы анализа инвестиционного проекта на действующем предприятии: характеристика, условия применения 31.36 KB
Оценка эффективности инвестиций является наиболее ответственным этапом принятия инвестиционного решения, от результатов которого в значительной мере зависит степень реализации цели инвестирования. В свою очередь, объективность и достоверность полученных результатов во многом обусловлены используемыми методами анализа.
6492. Особенности применения цифровых микросхем 237.08 KB
Входы и выходы элементов могут быть подключены к дискретным элементам (диоды, транзисторы) или другим ИМС. При этом важно соблюдать соответствие уровней и значений сигналов
13190. Особенности электронного учебника и возможности его применения в обучении 935.57 KB
Для просмотра результатов прохождения студентами тестов нужно выбрать вкладку Отчет по результатам в меню Отчеты. Она вопервых позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения вовторых дает возможность получить образование лицам лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин в третьих использовать в обучении новые информационные технологии в четвертых в определенной степени сокращает расходы на обучение. Таким образом развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения...
12202. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФИКСАЦИИ ПОПЫТОК АТАКИ НА ЗАЩИЩАЕМЫЙ ОБЪЕКТ 1.7 MB
Описание таблиц СУБД MySQL. Можно для этих целей использовать эмуляторы типа Денвера или бесплатный хостинг но гораздо проще и удобней на мой взгляд использовать связку именуемую LMP что означает Linux pche MySQL PHP. Исходя из выбранного набора инструментов будет использоваться СУБД MySQL 5.php маленький конфигурационный файл содержащий информацию необходимую для подключения к СУБД MySQL и используемый другими файлами сценариев.
18824. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ PR В СОВРЕМЕННОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ КАЗАХСТАНА 86.08 KB
Стоит отметить тот факт что увеличение роли информационных потоков в современном обществе способствует постоянному поиску теми же политиками новых эффективных средств воздействия на электорат. Результатом подобного рода коммуникативной интеграции является взаимопроникновение текстов друг в друга что выражается в заимствовании отдельных фрагментов либо черт других текстов. Трудность же анализа языка газеты заключается в том что социальная ситуация переживаемого нами периода как впрочем и ситуация складывавшаяся ранее представляет собой...
10026. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В СООТВЕТСТВИИ С КНИЖКОЙ МДП В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ 37.89 KB
Международные перевозки товаров – это перевозка грузов между двумя и более государствами на условиях предусмотренных теми или иными соглашениями, заключенными между государствами, на территории которых осуществляется такое перемещение. Международные перевозки играют огромную роль в развитии внешнеторговых связей.
11113. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ТФК «КАМАЗ» 80.81 KB
При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет а при безналичных право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам. Сущность значение и виды безналичных расчетов Безналичные расчеты это расчеты совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов на основе платежных документов составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и или Банк России по счетам...

ВВЕДЕНИЕ

При разработке корпоративных систем управления знаниями самое узкое место - не программный аспект, как думают многие, а задача извлечения, формулирования, структурирования и представления информации, т.е. данных и знаний. Групповые методы активно помогают в извлечении необходимой информации и знаний.

Основное достоинство групповых методов - это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких специалистов предприятия или экспертов, взаимодействие которых вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции существенно обогащают общее поле знаний. Однако следует отметить, что эти методы гораздо более трудоемки и дороги, чем индивидуальные, по причине сложности их организации.

Активные групповые методы обычно используются как своего рода острая приправа на стадии извлечения знаний, сами по себе они не могут служить источником более или менее полного знания. Их применяют как дополнение к традиционным индивидуальным методам (наблюдения, интервью и т. д.), ради активизации мышления и поведения специалистов предприятия.

Обмен мнениями по спорным вопросам имеет давнюю традицию в истории человечества (вспомним античную Грецию, Индию). До наших дней дошли литературные памятники, связанные с обсуждением спорных вопросов (например, «Искусство спорить» Протагора, работы софистов) и послужившие первоосновой диалектики - науки вести беседу, спорить, развивать теорию. В самом слове дискуссия (от лат. discussio - исследование) содержится указание на то, что это метод научного познания, а не просто споры (для сравнения: полемика, от греч. polemikos - воинственный, враждебный)

Одним из наиболее известных и широко применяемых методов поиска идей путем творческого сотрудничества группы специалистов является метод «мозговой атаки». Будучи единым мозгом, группа старается штурмом преодолеть трудность, которая мешает решить рассматриваемую проблему.

Цель работы - рассмотреть метод мозговой атаки при анализе работы пищевого предприятия.

Сущность методы «мозговой атаки»

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации мышления. Другие методы (метод фокальных объектов, синектика, метод контрольных вопросов) применяются гораздо реже из-за меньшей их эффективности.

Чтобы обеспечить максимальный эффект, мозговой штурм должен подчиняться определенным правилам, в противном случае мозговой штурм превращается в обычное совещание. Метод мозгового штурма очень эффективен при решении организационных и управленческих проблем, например найти новое применение для выпускаемой продукции, придумать соответствующую реакцию на действие конкурента, усовершенствовать рекламу и т.д.

Мозговая атака является методом увеличения числа предложений. Цель этого метода -- создать как можно больше любых, даже “безумных”, идей, часть которых может оказаться на удивление полезной.

Создавать новое, полагаясь на собственные силы, трудно. Гораздо проще (как в маркетинге, так и вообще в любой работе) искать решение всем коллективом или командой единомышленников.

Если группу людей запереть с утра пораньше в каком-либо помещении, то единственное, что они смогут выдумать -- это новые проклятья по поводу своей работы вообще и поставленной задачи в частности. Или еще хуже: кого-нибудь из них осенит мысль, которая вообще никуда не годится, а остальные с восторгом ухватятся за нее и будут ее отстаивать с единственной целью -- избавить себя от необходимости думать. Если же вы надеетесь пробудить творческий потенциал своих коллег, лучше использовать структурированный коллективный метод. Это значит, что вы должны убедить группу принять участие в мероприятиях, известных под названиями мозгового штурма и мозговой атаки. При применении данного метода люди очень часто сопротивляются попыткам вовлечь их в обсуждение. Но не надо вдаваться в панику. Не сдавайтесь без боя. Спросите у коллег, что они потеряют, потратив полчаса на обсуждение вашей идеи. Применив одну из предлагаемых ниже методик выработки идей, они сами убедятся, насколько продуктивнее коллективное творчество, и примут участие в групповом обсуждении.

Метод “мозговой атаки” был разработан в 1953 г. американским консультантом в области рекламы Осборном. Основной принцип этого метода заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. Для успешного применения этого метода необходимо выполнить ряд условий:

В заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;

Оптимальная продолжительность заседания -- от 15 до 30 мин.;

Количество предложений важнее, чем их качество;

Любой участник может перенять и развить идеи другого;

Критика в любом виде запрещена;

Логика, опыт, аргументы “против” только мешают;

Иерархический уровень участников не должен слишком отличаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций.

Метод мозговой атаки -- одна из наиболее эффективных форм групповых дискуссий. Этот метод предназначен для коллективной генерации большого количества идей по решению той или иной проблемы. Исследования выявили тот факт, что количество и качество выдвигаемых альтернатив существенно возрастают, когда начальная генерация идей четко отделена от их оценивания и окончательной формулировки. Именно данный принцип положен в основу метода мозговой атаки, который известен также под названиями «мозговой штурм» (брэйнсторминг), «коллективная генерации идей», «конференция идей», «метод обмена мнениями».

Всех участников решения проблемы предварительно разделяют на две группы, -- «генераторов идей» («фантазеров») и «критиков». Дело в том, что одни люди больше склонны к генерации идей, другие -- к их критическому анализу. При обычных обсуждениях «фантазеры» и «критики» оказываются вместе и мешают друг другу. Поэтому во время мозговой атаки этапы генерирования и анализа идей строго разделены. Задача «генераторов идей» -- выдвинуть как можно больше предложений по поводу решаемой проблемы. Среди полученных идей может оказаться много глупых, фантастических и даже абсурдных, но «глупые идеи легко исключаются последующей критикой, ибо компетентную критику легче получать, чем компетентное творчество». Задача «критиков» заключается в систематизации и критическом анализе полученных предложений с последующим отбором среди них наиболее ценных идей, используемых для решения проблемы. Не исключено, что отдельные участники обсуждения могут работать в обеих группах.

К основным правилам проведения мозговой атаки относятся следующие положения: полный запрет любой критики и замечаний в адрес участников и их выступлений; необходимость избавиться от представления, что обсуждаемая проблема имеет только одно решение; необходимость высказывать как можно больше разных идей; рассмотрение всех идей, даже самых невероятных и абсурдных, независимо от их авторства; краткость и четкость высказывания экспертов, необязательность подробного обоснования; право каждого из участников выступать много раз; предоставление слова, прежде всего, тем лицам, у которых возникли идеи под влиянием предыдущего выступления; запрет на зачтение подряд списка предложений, которые могут быть подготовлены заранее.

Можно выделить шесть основных этапов проведения мозговой атаки. На подготовительном этапе формируются группы участников мозговой атаки. Как показывает опыт, оптимальная численность группы «генераторов идей» составляет 10-15 человек. Группа «критиков» может насчитывать до 20-25 человек. Наиболее жесткие требования предъявляются к персональному составу первой группы. Главными принципами отбора в эту группу являются широкая эрудиция, гибкость мышления, воображение, склонность к фантазированию, а также разнообразие профессий, квалификации и опыта участников. Не рекомендуется приглашать людей, мыслящих категорически, а также посторонних наблюдателей и сотрудников, имеющих сильные различия в служебном положении. Вместе с тем в эту группу желательно включать и активно мыслящих дилетантов, способных предложить свежее, оригинальное решение. Группа «критиков», как правило, формируется из числа узких специалистов, обладающих аналитическим складом ума и трезво оценивающих реальные возможности осуществления предложенных идей.

На этапе постановки проблемы участники мозговой атаки должны ознакомиться с решаемой проблемой и настроиться на активную мыслительную деятельность. Для этого организаторы мозговой атаки предоставляют им всестороннее описание проблемной ситуации, включающее в себя: изложение сути проблемы; анализ причин возникновения проблемы и возможных последствий развития проблемной ситуации; анализ опыта решения подобных и смежных проблем; классификацию возможных подходов и путей решения проблемы; формулировку основных ограничений и целей принятия решения.

На этапе генерации идей организаторы мозговой атаки должны создать атмосферу благожелательности и поддержки, освобождающую участников от излишней скованности. Обстановка, в которой проводится обсуждение, должна способствовать открытому и свободному высказыванию различных идей, мнений и предположений. Ведущий должен еще раз довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей, и что участники мозговой атаки должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, выдвинутые другими.

Вначале каждый член группы работает самостоятельно, обдумывая поставленную проблему. Затем ведущий дискуссии просит участников высказываться. При этом он может использовать принудительный опрос, чтобы быстрее возбудить их активность. После этого процесс генерации идей развивается, как правило, спонтанно и лавинообразно. Ведущий в этом процессе играет пассивную роль, передавая слово для выступления желающим высказаться и координируя работу группы. Очередной выступающий зачитывает свои идеи, остальные слушают и записывают на отдельных карточках новые идеи, возникшие под влиянием услышанного. Кроме того, все идеи могут фиксироваться секретарем на специальной доске или экране. После вспышки активности в процессе обсуждения может наступить некоторое затишье. Это не означает, что все идеи закончились -- просто идет обдумывание. Ведущий снова может активизировать участников, предложив им прочитать записи на доске или заранее подготовленные вопросы по теме обсуждения на специальных карточках. Причем эти карточки с вопросами могут выдаваться как перед началом работы, так и непосредственно в ходе мозговой атаки. После непродолжительной задержки обычно вновь наступает подъем творческой активности. Поток новых идей нарастает подобно снежному кому. Идеи каждого из участников порождают в умах остальных специфическую реакцию, которая в силу запрета критики формируется как новая, отсутствующая идея. Причем наибольшую ценность имеют идеи, которые непосредственно связаны с ранее высказанными мыслями или возникли в результате их объединения. Эффективность мозговой атаки поразительна. Исследования показывают, что коллективное мышление в условиях запрета критики производит на 70 % больше ценных идей, чем простая сумма идей, полученных индивидуально. За один час работы группа может выдвинуть до 150 новых идей. Это объясняется основной концепцией мозговой атаки -- дать новым идеям выход из подсознания. На этапе систематизации идей выполняются следующие действия: составляется общий список всех высказанных идей; каждая идея формулируется в общепринятых терминах; выявляются повторяющиеся и дополняющие идеи, которые затем объединяются в одну комплексную идею; формируются признаки, по которым различные идеи можно объединить в группы; идеи объединяются в группы; происходит систематизация идей в группах. При этом в каждой группе идеи записываются от более общих к более частным, дополняющим или развивающим общие идеи.

На этапе критики идей начинает работать группа «критиков». На этом этапе каждая идея подвергается всесторонней критике, благодаря чему происходит «разрушение» (деструктурирование) неперспективных и нереалистичных идей. Основной принцип -- рассмотрение каждой идеи только с точки зрения препятствий к ее осуществлению, т.е. участники дискуссии должны выдвигать доводы, которые опровергают обсуждаемую идею. Но в процессе «разрушения» идеи важно сохранить ее «рациональное зерно» (если оно есть) и получить на его основе контридею, содержащую реальное предложение по решению проблемы. Результат этого этапа -- перечень критических замечаний относительно каждой идеи или группы идей, а также список контридей.

И наконец, на этапе разработки альтернатив производится опенка всех полученных идей, контридей и критических замечаний с тем, чтобы составить окончательный список практически приемлемых альтернатив, направленных на решение проблемы. С этой целью разрабатывается перечень показателей для оценки реалистичности и приемлемости каждой идеи. Например, идеи могут оцениваться по таким показателям, как оперативность, человеческие ресурсы, технологии, затраты финансовых средств, полезный эффект, этические и правовые аспекты. В окончательный список попадают только такие идеи, которые удовлетворяют всем установленным ограничениям. Эти идеи играют роль альтернативных вариантов выбора и предъявляются ЛПР (руководителю организации) для более глубокого анализа и принятия решения.

Метод мозговой атаки имеет много разновидностей и модификаций. В частности, одним из его вариантов является так называемый метод 635. Этот метод характеризуется фиксированным числом участников и определенной процедурой взаимодействия между ними на этапе генерации идей. В работе группы принимают участие 6 человек. Каждому из них выдается специальный бланк сбора идей. Все участники записывают в свой бланк по 3 основных идеи и передают его по кругу следующему участнику, который изучает полученный бланк и дополняет его тремя новыми идеями и т.д. После 5 итераций все бланки заполняются и в итоге содержат 108 идей, которые передаются «критикам». Практика использования «метода 635» показывает, что представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем высказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными.

Несмотря на то, что данный метод является групповой процедурой, тем не менее, он может применяться и индивидуально. Иногда идеи летят так быстро, что рекомендуется использовать магнитофон. В последующие два или три дня идеи, извлеченные в результате “мозговой атаки”, могут быть отпечатаны для тщательного анализа. Затем устанавливается сеть заранее установленных критериев и отбираются наиболее обещающие нормативы.

Исследования показывают, что значительно больше хороших идей получается путем процедуры “мозговой атаки” (как индивидуальной, так и групповой), чем более обычными подходами к их генерации.

Таким образом, дocтoинcтвoм мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" являeтcя выcoкaя oпepaтивнocть пoлyчeния тpeбyeмoгo peшeния. Оcнoвным нeдocтaткoм eгo - cлoжнocть opгaнизaции экcпepтизы, тaк кaк инoгдa нeвoзмoжнo coбpaть вмecтe тpeбyeмыx cпeциaлиcтoв, coздaть нeпpинyждeннyю aтмocфepy и иcключить влияниe дoлжнocтныx взaимooтнoшeний.

Мозговая атака - метод, который сегодня пользуется невероятной популярностью. С его помощью можно найти альтернативные пути решения сложных задач. К тому же он позволяет личности раскрыть свой внутренний потенциал. Применяется данный метод чаще всего в больших коллективах на совещаниях, когда требуется прийти к какому-то определенному решению.

Мозговая атака - метод, который подразумевает, что все участники процесса будут проявлять выраженную активность. Ситуация, когда сотрудники одного предприятия по очереди высказывают свое индивидуальное мнение, позволяет каждому не оставаться в стороне и быть услышанным. В условиях современной действительности, когда у начальника часто отсутствует возможность уделять время каждому работнику, данный метод является просто находкой.

История и описание

Метод мозговой атаки (мозгового штурма) впервые появился в 1930 году, а описан он был значительно позднее - в 1953-м. Автор данной концепции - американский исследователь Алекс Осборн. В свое время этот ученый выступил в защиту свободного высказывания и рекомендовал свой метод преимущественно для правильного планирования любой предпринимательской деятельности. Мозговая атака до сих пор используется ведущими бизнесменами для организации и ведения дел. Отмечается ее полезность: производительность труда растет, прибыль увеличивается, новые идеи появляются как будто сами собой.

Суть метода мозговой атаки заключается в следующем: в зале совещаний собираются руководители и сотрудники. Озвучивается общая задачи, которая должна решиться в ходе собрания. Каждый из участников имеет возможность открыто выражать свою точку зрения, оспаривать концепцию партнера, обсуждать полученные результаты, строить дополнительные предположения. Со стороны создается впечатление, что коллеги намеренно противопоставляют друг другу разные концепции, чтобы выйти на новое понимание сути вещей.

Прямая мозговая атака

Это самый распространенный вариант, позволяющий быстро решить насущную проблему. Прямая мозговая атака подразумевает, что в ходе процесса будут обсуждаться наиболее значимые и актуальные вопросы, касающиеся внедрения тех или иных проектов, развития деятельности и т. д. Не многие современные руководители догадываются о том, что проводить обычные совещания, планерки и различные сборы можно, используя творческий подход. Стоит только немного внести разнообразие в скучное течение профессиональных будней, как сотрудники начинают сами генерировать сногсшибательные идеи. Руководителю остается только удивляться тому, где весь этот потенциал скрывался до сих пор. Применение данного метода позволяет улучшить взаимоотношения в устоявшемся коллективе, преодолеть различные психологические преграды и барьеры.

Обратная мозговая атака

Используется в том случае, когда определенная концепция оказалась по каким-то причинам невыгодной, зашла в тупик, и срочно требуется разработать новую. При этом подразумевается, что участники процесса будут активно оспаривать мысли друг друга. Здесь допустимы споры, вступления в полемику. Метод обратной мозговой атаки полезен в том случае, когда на предприятии имеются неразрешимые противоречия, требующие радикального вмешательства.

Сотрудники могут высказывать все, что они думают на самом деле, их свобода ничем не ограничивается. Вряд ли можно найти что-то столь эффективное и действенное, чем метод обратной мозговой атаки. Описание проблемы, сосредоточенное внимание к деталям сразу нескольких человек позволят вовремя и с наилучшей стороны подойти к решению вопроса.

Индивидуальная мозговая атака

Она может быть применена в том случае, когда человеку срочно требуется выйти на конкретный результат, но по каким-то причинам его постиг профессиональный кризис. Мозговая атака - метод, которым может пользоваться творческий человек в моменты временной потери продуктивности. Его уникальность заключается в том, что он эффективно действует даже на одного человека, находящегося наедине с собственными мыслями. Вы можете устраивать внутренние диалоги с самим собой и приходить к смелым, неожиданным решениям. Результат таких действий вскоре приятно удивит. Все, что требуется, - это позволить себе мыслить в ограниченном временном промежутке (скажем, длительностью по несколько минут), имея перед собой конкретную, четко сформулированную задачу. К сожалению, многие люди с самого детства привыкают мыслить распространенными стереотипами. Методы мозговой атаки позволяют преодолеть шаблонное восприятие мира и выйти на более высокий уровень мировоззрения.

Технология проведения

Данная концепция включает в себя три основных периода. Они должны осуществляться последовательно и с большим вниманием.

1. Формулировка идей. На данном этапе происходит формулирование цели, осуществляется сбор необходимой информации. Участники процесса должны быть осведомлены в том, какого рода информация им предлагается к размышлению. Все озвученные идеи, как правило, фиксируются на бумаге, чтобы не упустить ничего важного.

2. Формирование рабочей группы. Участники делятся на генераторов идей и экспертов. Первые - люди, имеющие развитую творческую направленность, фантазию. Они предлагают нестандартные способы в качестве решения проблемы. Эксперты обнаруживают ценность каждой выдвинутой идеи, соглашаются с ней или нет, мотивируя свой выбор.

3. Анализ и отбор предложений. Здесь уместна критика, активное обсуждение предложений. Сначала высказываются генераторы идей, после этого слово предоставляется экспертам. Предложения отбираются, основываясь на логическом выводе и креативности. Любой нестандартный подход приветствуется и потому рассматривается с особенным интересом.

Руководитель должен контролировать процесс, наблюдать за ходом обсуждения проблемы. В случае возникновения спорных моментов он обязательно вносит ясность, уточняет детали, направляет дальнейшее развитие мысли.

Дополнительные условия

Несмотря на возникающее желание молодых и перспективных руководителей сразу же начать пользоваться данным психологическим инструментом, здесь требуется грамотный подход. Нельзя использовать его слишком часто, в противном случае он потеряет элемент новизны и станет восприниматься сотрудниками как нечто обыденное и повседневное. Одним из главных условий проведения является внезапность использования. Участники не должны специально готовиться к совещанию, продумывать используемые ходы.

Руководителю необходимо знать общее направление беседы, но определить, в каком русле пойдет обсуждение он в любом случае окажется не в силах. Методы мозговой атаки тем и замечательны, что позволяют открыто выражать свою точку зрения. Люди при этом могут не быть привязанными к последствиям сказанного.

Метод мозговой атаки: отзывы

Участники данной концепции отмечают, что с ее использованием любые собрания проходят интереснее и продуктивнее. Метод напоминает одновременное включение сразу нескольких «лампочек», загорающихся в головах разных людей. Мозговой штурм позволяет принимать во внимание не только суждения профильных специалистов, а также смежные отрасти. Говоря иными словами, он охватывает многие спектры, помогает рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон. Кроме того, и отношения в коллективе после внедрения метода становятся более открытыми, доверительными.

Вовлеченность в процесс

Обычно на совещаниях и планерках происходит «театр одного актера». Говорит один начальник, а подчиненные вынуждены слушать долгие монотонные нотации и соглашаться с ним. Это невероятно утомляет и нервирует последних. Личность сотрудников подавляется, оказывается втиснутой в тесные рамки служебных обязанностей. Иногда сотрудники по той или иной причине предпочитают не озвучивать возникающие в голове идеи, не стремятся к самовыражению.

В результате теряется мотивация работать «с огоньком», вкладывая душу в процесс. Метод мозгового штурма позволяет снять психологические зажимы и барьеры, дает возможность проявляться индивидуальности сотрудников. Будучи психологически вовлеченным в процесс, человек повышает свою продуктивность.

Творческий подход

Согласитесь, данную концепцию никак нельзя назвать повседневной и часто используемой. Больше всего к ней прибегают в том случае, когда вопрос требует какого-то неоднозначного решения. Большое распространение метод получил в творческих коллективах, там, где возникает потребность отойти от обыденности и погрузиться в решение Как правило, и позитивный результат не заставляет себя долго ждать.

Существует большое количество таких понятий, которые подразумевают под собой разное значение. Здесь как раз и пригодится метод мозговой атаки.

11 класс

Технология внедрения концепции Алекса Осборна может быть использована для организации занятий выпускников. В старшем звене учащимся часто предлагаются задания, способствующие пробуждению нестандартных идей. Это очень полезное приобретение, поскольку учитываются индивидуальные особенности личности, развиваются имеющиеся способности, укрепляются необходимые навыки. Чем больше свободы будет предоставлено для реализации возникающих в голове мыслей, тем более смелыми смогут стать начинания молодых исследователей. Метод предусматривает, что учащиеся будут сами стремиться к достижению поставленной цели. Отзывы участников сугубо положительные, так как подростки ценят внимательное отношение к ним.

Вместо заключения

Мозговая атака - метод, который обрел известность сравнительно недавно. Все больше руководителей выбирают использование нестандартного подхода в решении повседневных моментов.

Метод мозговой атаки (brainstorm, брейнсторминг) - один из наиболее эффективных методов в ситуации отсутствия свежих и неизбитых решений. Он помогает найти оригинальные идеи и задействовать ресурс коллектива по максимуму.

Суть мозгового штурма (брейнсторминга) состоит в творческом споре специалистов относительно определённой проблемы. Личный контакт и рассмотрение проблемы с разных точек зрения помогает найти свежие идеи. Для применения метода традиционно необходимы две группы специалистов. Первая группа выдвигает идеи, вторая – анализирует их. Также распространённым является вариант применения метода, при котором и выдвижение идей, и их анализ проводится одной и той же группой.

Основополагающие правила метода мозгового штурма

Одним из основных принципов применения метода мозгового штурма является принцип разнообразия привлекаемых экспертов. Различия между привлекаемыми участниками позволяет привнести те самые разные точки зрения на проблему, которые и необходимы для поиска решения. Мозговой штурм в «чистом виде» предполагает привлечение людей разных профессий. Однако в крупных компаниях обычно привлекаются для атаки сотрудники одного департамента (отдела/подразделения), которые занимаются разными направлениями работы. Хорошие результаты также показывает привлечение 1-2 членов группы, которые абсолютно не ориентируются в рассматриваемом вопросе (имеют только общее представление).
Исследования показали, что эффективность применения метода существенно снижается, если в группе присутствует один самый сильный член, который доминирует. Авторитет лидера напрямую влияет на позицию других членов группы и уменьшает количество получаемых тезисов.
Общие правила мозгового штурма:
  • поддержание высказываемых мыслей других участников группы
  • генерирование как можно большего количества идей
  • написание заголовков
  • иллюстрирование
  • масштабное мышление
  • неспешное принятие решения
Принцип написания заголовков предусматривает выражение концепции максимум в 6 словах. Это даёт возможность сделать мысль «концентрированной», легко применяемой. Иллюстрирование идей помогает выразить их суть (иногда рисунок справляется с эти лучше, чем слова). Необходимо учитывать, что иллюстрирование и написание заголовков не является обязательным для всех решений.

Этапы мозгового штурма


Можно выделить два основных этапа брейнсторминга:

  • генерация идей
  • практический анализ
Главной задачей первого этапа является сбор как можно большего количества вариантов решения проблемы. Все идеи отображаются на специальных карточках (записи проводятся непосредственно участниками или специальным членом группы). На втором этапе карточки сортируются и анализируются группой. Также во время выдвижения идей можно проводить аудиозапись, которая на втором этапе прослушивается и анализируется. Результатом проведения мозговой атаки является передача идей ответственным сотрудникам для воплощения их в жизнь.
Важно. Результат проведённой мозговой атаки должен обязательно воплотиться в так называемый прототип. Затягивание с созданием прототипа может привести к потере актуальности полученными идеями.

Примеры грамотного проведения мозгового штурма

Применение мозгового штурма зависит напрямую от масштаба группы, которой необходимо провести совещание и конечной цели. В группу обязательно должны входить специалисты, которые знакомы с техничкой проведения такого совещания.
Если говорить о методе мозгового штурма, пример правильного его применения может поэтапно может выглядеть так:

  • формирование проблемы (задачи/необходимости в поиске решения)
  • формирование списков участников группы
  • рассылка короткого содержания встречи и поставленной задачи всем участникам (рассылка «брифа»)
  • подготовка расходных материалов (мел, доска, листы бумаги, стикеры)
  • назначение ведущего
  • назначение секретаря (если избран метод фиксирования идей именно секретарём)
  • определение продолжительности первого этапа
  • постановка задачи
  • фиксирование идей
  • передача идей второй группе на обработку
  • выделение лучших идей
  • формирование «прототипа»
Такой приблизительный план помогает участникам быть готовыми к встрече (а, значит, более эффективными) и сделать её максимально результативной. Модератор (ведущий) встречи обязан деликатно курировать процесс. На практике возможна ситуация, в которой сотрудники, которые ниже по званию или должности, не выражают мысли в присутствии директора. В таком случае модератор должен аккуратно привлекать всех участников.

Как выбирать вопросы для обсуждения: нужны ли шаблоны


Вопросы мозгового штурма должны быть сформированы его организатором ещё до начала. Ориентировочный перечень необходимо рассылать участникам собрания предварительно (для подготовки). Необходимо, однако, помнить, что суть техники – в свободном потоке мыслей. Поэтому план и вопросы должны быть приблизительными.

Экскурс в метод обратной мозговой атаки

Обратная мозговая атака предусматривает процесс выявления недостатков процесса или предмета. Обратный брейнсторминг предусматривает ответ не на вопрос «Что делать?», а ответ на вопрос «Чего делать не нужно?». Применение этой технологии является таким же эффективным, как и обычный brainstorm.

Как провести мозговой штурм видео

Видео-тренинги по проведению совещаний в форме brainstorm можно найти на многих образовательных ресурсах. Особенный интерес для любителей этой техники представляют примеры, наведённые сотрудниками компании Google. Некоторые бизнес-тренера считают brainstorm неэффективным по причине возможного ухода мыслей в другом направлении. Однако для поиска решения в сложной ситуации техника может быть достаточно эффективна.