Цели и функции управления. Анализ методов и способов организации управления предприятием Содержание целей и функций управления

Типы структур управления

Структура- это расположение элементов и подсистем внутри системы. Все системы в той или иной мере обладают структурой. Производственная структура - зависит от специализации хозяйства, определяется сочетанием отраслей в нем. Организационная струк­тура - пред-т собой совокупность подразделений хоз-ва производ-го, вспомогат-го, культурно-бытового и хозяйст-го назначений, осущ-х свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри предприятия. К структурным единицам отн-ся отделения, про-извод-е участки, бригады, фермы, звенья и т.д. Структура упр-я - это совокупность служб и отдельных раб-в упр-я, опред-ый порядок их подчиненности и взаимосвязи. Звено управления - это самост-е подразд-е в стр-ре упр-я, которое выполняет одну или несколько функций. В качестве звеньев упр-я в с/х п/п выступают бригады, участки, отделения, различные службы (агрономическая, зоотех-я идр.). Стр-ра упр-я м.б. линейной, функцион-ой и линейно-функцион-й (комбинир-ой). При линейной системе раздление управл-го труда осущест-ся по объектам, а не по функциям. Она предусматривает непосредст-ое подчинение каждого подразделения или работника одному лицу. Главный недост-к - то, что каждый рук-ль должен обладать разносторонними знаниями, необход-ми для эф-го упр-я произ-м. Линейно-функц-ая система - органи-ое деление по функциям упр-я, а не по его объектам В этом случае каждый из квалифиц-х спец-ов руководит деят-ью всех работни­ков в рамках своей компетенции (планирование, учет, ветеринарное обслуживание и т д.). Линейно-штабная система - сочетание линей­ного подчинения с консультацион-м обслуж-м со стороны функц-х служб без нарушения прав и обяз-ей линейных рук-ей. Цеховая стр-ра - пред-т создание крупных цехов, специализ-ся на произ-ве отд-х видов прод-ии или вып-ии опр-х работ. Комбинированная стр-ра- сочетает сразу несколько типов упр-я: бригадную, отделенческую и цеховую в различных вариантах. Формаль­ная стр-ра упр-я - опр-ся структ-ми схемами, долж-ми инстр-ми и др. нормат-ми документами. Неформальная структура упр-я - это сумма неписанных правил, обычаев, норм поведения, личных взаимоотношений в орган-и.

Цели и функции управления

Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность. Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы. Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана. При определении миссии организации необходимо учитывать: - формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации; - положение фирмы по отношению к внешней среде;

Цели представляют собой отправную точку при планировании. Цели различают: По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные. По рангу: главные и второстепенные. По временному фактору: стратегические и тактические.

По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования. По подсистемам организации:экономические, технические,технологические, социальные,производственные, коммерческие и т.д.По субъектам: личные и групповые. По осознанности: действительные и мнимые.

Функции управленческой деятельности:1.Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовых отношений.3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры.

4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот.

5. Прогнозирование . Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде.

6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Функции управления, их сущность, взаимосвязь.

Функция управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами при соответствующей организации работ. Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться как самостоятельно независимо друг от друга, так и быть неразрывно связанными, взаимопроникающими. Таким образом, функцию управления можно представить как вид управленческого труда, связанный с воздействием на управляемый объект. Каждая из функций менеджмента является организацией жизненно важной, но планирование как функция управления обеспечивает основу для остальных и считается главнейшей из них, а остальные функции управления ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

1) Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее участники для достижения поставленной цели.

2) Функции организации - предполагают установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей организации.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

1 Определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования.

2 Определение видов деятельности по достижению этих целей.

3 Поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы.

4 Координация различных видов деятельности, порученных в каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений.

5 Единство цели.

6 Размах менеджмента.

Организационная структура предприятия - это совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимой функции управления для достижения цели предприятия.

Организационные структуры управления (ОСУ) строятся с учетом следующих факторов:

Целей и задач предприятия;

Производственных и управленческих функций;

Факторов внутренней и внешней среды.

Традиционно выделяют три основные схемы построения организационных структур предприятия:

1 Линейная - представляет собой многоуровневую систему управления, где осуществляется однократное взаимодействие. Такая структура реагирует только на отношение «руководство подчинения». Здесь каждый подчиненный имеет одного руководителя и каждый руководитель выполняет функции по управлению подразделением.

2 Функциональные структуры управления - характеризуются тем, что по отдельным функциям управления создаются специальные подразделения, деятельность которых направлена на решение специфического круга задач работникам, обладающим специальными знаниям и навыками работы в данной области управления.

Достоинства функциональной структуры:

Высокая компетентность специалистов;

Исключение дублирования выполнения управленческих функций;

Уменьшение в потребности специалистов широкого профиля.

Недостатки:

От руководителя предприятия требуется большая работа по координации деятельности всех управленческих подразделений;

Производственные подразделения получают распоряжения от разных управленческих отделов, что может привести к дезорганизации и нарушает принцип единоначалия;

Руководители функциональных подразделений нередко переоценивают значения своих подразделений, что может нанести ущерб предприятию в целом.

3 Линейно-функциональное управление - позволяет организовывать управление производственными процессами по линейной схеме (директор - начальник производства - начальник цеха - начальник участка - мастер - бригадир). Функциональные подразделения оказывают методическую помощь производственным подразделениям (готовят информацию, решают организационно-технические задачи для соответствующих линейных руководителей).

3. Функция мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Все теории мотивации делятся на две группы:

Маслоу выделяет 5 уровней потребности, начиная с физиологических и заканчивая самовыражением и самоутверждением. Удовлетворение потребностей более высоких приводит к......

Теория Маклеланда, 3 потребности: 1 Ко власти. 2 Потребность успеха. 3 Потребность в причастности.

Теория Герсберга, 2 группы факторов: 1 Фактор мотивации (успех, продвижение по службе, одобрение результатов работы, возможность творческого роста). 2 Факторы гигиены (политика фирмы, условия работы, заработок , степень непосредственного контроля за работой, межличностные взаимоотношения).

2) Процессуальные теории мотивации - основаны на поведении людей с учетом их воспитания и ситуации, в которой они находятся.

1 Теория ожидания - состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к достижению желаемой цели. 2 Теория справедливости.

3 Модель Портера - Лоулера. Данная модель предполагает, что достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, характерных особенностей и осознания им своей роли.

4) Функция контроля.

Контроль означает соизмерение фактически достигнутых результатов запланированным.

Различают следующие виды контроля: 1 Предварительный. 2 Текущий контроль. 3 Заключительный.

Критерии осуществления контроля: - Эффективность контроля. - Эффект влияния на людей. - Выполнение задач контроля. - Определение границ контроля.
1. Прогнозирование и планирование. Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.
Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее системы производства, как объекта, так и субъекта управления. Оказывая активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников и т.п.
Существует три основных типа планирования .
Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации. Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.
1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
2. Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования.
Планирование помогает организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменение внешней среды.
2.Организация. Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента.
Под организацией понимается процесс:
Определение рациональных форм разделения труда;
Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
Разработки структуры органов управления;
Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
Подбора и расстановки кадров.
Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения. Организация работ – функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников. Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.
3. Мотивация и стимулирование. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен: во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника; во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников; в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.
Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей. Стимулы делятся на материальные и нематериальные. Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда). Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск).
Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.
4. Контроль. Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. В самом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Контроль – одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос. Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.
Выделяют следующие виды контроля: предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления - реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь; заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
5. Координация и регулирование . Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров. Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Регулирование – деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.
Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.

4. Организационные регламенты. Положение об экономической службе. Должностная инструкция экономиста + (4)

Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия. Отдел подчиняется непосредственно директору предприятия. Задачи:

1. Формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли. 2. Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). 3. Анализ экономического состояния предприятия. 4. Формирование ценовой политики предприятия. 5. Организация и методическое обеспечение разработок программ, перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия. 6. Совершенствование концепции планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы. 7. Контроль за выполнением подразделениями предприятия законодательства в области экономики.

Функции: 1. Разработка и подготовка к утверждению проектов перспективных и текущих планов экономической деятельности и развития предприятия. 2. Руководство составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия. 3. Формирование и определение экономической стратегии развития предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.4. Разработка прогнозов экономического развития предприятия в соответствии с потребностями рынка.5. Разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат. 6. Комплексный анализ всех видов деятельности предприятия.

Экономист относится к категории специалистов. экономистом назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием не менее 5 лет; Назначение на должность экономиста и освобождение от нее производится директором предприятия. Экономист должен знать: Законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы. Организацию плановой работы, разработку бизнес-планов, планово-учетную документацию, и т.д.

Должностные обязанности: Выполнять работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышении эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции.

Экономист имеет право: Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

Экономист несет ответственность: За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Характеристики эффективности целей. Критерии эффективности управления Характеристики эффективности целей. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели и порядок их важности. Характеристики эффективности целей: Конкретность и измеримость целей фиксация сроков достижения цели: подразумевает возможность их выражения в количественном виде.

3. Цели и функции управления.

Характеристики эффективности целей. Функциональное разделение управленческого труда. Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Взаимосвязанность функций управления. Критерии эффективности управления

Характеристики эффективности целей.

Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности; Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели и порядок их важности. Цель может выступать критерием принятия решения.

Характеристики эффективности целей:

  1. Конкретность и измеримость целей (фиксация сроков достижения цели): подразумевает возможность их выражения в количественном виде.
  2. Достижимость цели: подразумевает наличие достаточных ресурсов для их реализации. Изначальная недостижимость целей снижает мотивацию работника к производительному труду, вместе с тем цели не должны быть и слишком лёгкими.
  3. Гибкость целей: подразумевает возможность их корректировки в случаях непредвиденных изменений во внешне среде.
  4. Взаимосвязанность целей: цели не должны противоречить друг другу. Плохая увязка целей может привести к тому, что действия, необходимые для достижения одной цели, помешают достижению других целей.
  5. Приемлемость целей: учёт интересов собственников, исполнителей, руководителей, потребителей и общества, т. е. всех сторон, влияющих на работу организации.

Функциональное разделение управленческого труда.

Функциональное разделение труда – расчленение труда в зависимости от характера участия исполнителей в процессе производства, от выполняемых при этом функций.

Постулат о взаимосвязанности управленческих функций является основой процессного подхода к управлению. В соответствии с этим постулатом управленческие функции не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, т.к. управленческое воздействие не бывает разовым, оно всегда является серией взаимосвязанных управленческих действий.

Процесс управления – совокупность управленческих действий, предпринимаемых при выполнении управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Взаимосвязанность функций управления.

Управление – это серия непрерывных взаимосвязанных действий, которые называют управленческими функциями. Взаимосвязанность функций управления может быть показана графически:

Критерии эффективности управления.

1.Достижение цели

Управление любой организацией можно считать эффективным только в том случае, если организация достигла поставленной цели.

2.Выживание.

Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения цели. Большинство организаций считает выживание как возможность существовать как можно дольше первоочередной задачей.

3.Результативность .

Чтобы быть успешной в течение длительного времени, организация должна быть результативной, то есть предоставлять потребителям необходимые им товары и услуги.

4.Производительность.

Является количественной мерой эффективности и обычно оценивается в виде количества потребляемых ресурсов на единицу выпускаемой продукции установленного стандарта.

5. Практическая реализация управленческих решений.

Характеризует эффективность управления, т. к. цель управления это выполнение реальной работы реальными людьми. Любое управленческое решение может считаться эффективным только в том случае, если оно притворено в жизнь.

Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

  1. Целеполагание – процесс определения целей организации. Предполагает разработку альтернативных целей организации, выявление последствий каждой из данных целей и их сравнение, сопоставление целей с имеющимися ресурсами, в итоге – выбор наиболее оптимальной цели.
  2. Планирование – процесс определения способов достижения целей. Предполагает составление плана по выполнению работ с учетом сроков, исполнителей, ответственных и т.д. План – детализированная схема движения организации к поставленной цели, включающая в себя промежуточные задачи, программы действий и графики их выполнения. Необходимость планирования обусловлена тремя причинами: помогает подготовиться к возможным изменениям во внутренней и внешней среде орг-и и тем самым снизить степень неопределённости будущего, наличие чётко разработанных планов позволяет более эффективно координировать деят-ть всех.

Функции планирования состоят из 2-х этапов:

Стратегическое планирование , в рамках которого определяется миссия и стратегические цели организации, производится анализ и оценка внешней среды, выполняется управленческое отслеживание сильных и слабых сторон организации, осуществляется изучение стратегических альтернатив и принимается стратегия деятельности организации.

Планирование выполнения выбранной стратегии , в рамках которого выбираются методы достижения целей, разрабатываются долгосрочные и краткосрочные программы, формулируется политика организации (сформулированное руководством общее направление действий и принятия решений), фиксируются конкретные процедуры (последовательность взаимосвязанных действий, которые следует применять в конкретной ситуации) и правила (чёткое указание, как должен поступать работник в конкретной ситуации), которые в совокупности позволят наладить процесс реализации стратегического плана.

  1. Организация – процесс создания такой структуры предприятия (учреждения), которая позволит сотрудникам эффективно работать для достижения поставленных целей. Этот процесс характеризуется разделением труда на уровне подразделений и видов деятельности, формированием структуры власти, созданием механизмов координации выполнения работ и закреплением в официальных документах формальных правил, процедур, политики, инструкций.
  2. Мотивация – процесс побуждения людей к деятельности, направленный на достижение целей организации. Большинство теорий мотиваций основывается на выявлении тех внутренних потребностей, которые заставляют людей поступать определенным образом. Потребность - физиологический или психологический недостаток чего-либо. Вознаграждения бывают 2-х типов: внешние (возникают не от самой работы, а дается организацией. Например, повышение З/П, продвижение по службе, публичное признание заслуг, символы служебного статуса и престижа (отдельный кабинет, персональный автомобиль) и внутренние(дает сама работа. Например, чувство достижения результата, ощущение содержательности и значимости выполняемой работы, чувство самоуважения, а также дружеские связи и симпатии, возникающие во время работы).
  3. Контроль – это систематический процесс, посредством которого руководители регулируют деятельность организации, обеспечивая достижения ее целей.

Эффективный контроль предполагает, что руководители составляют планы, устанавливают стандарты, внедряют информационную систему, обеспечивающую получение данных о достигнутых результатах, сравнивают их с установленными стандартами, и в случае необходимости предпринимают корректирующие действия.

По форме осуществления, контроль бывает:

1.Предварительный;

Осуществляется до практического начала работы. Используется в 3-х ключевых областях, по отношению к человеческим, материальный и финансовым ресурсам.

2.Текущий

Осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего объектом текущего контроля является подчиненные, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, оценка полученных результатов и обсуждение возникающих проблем и предположений по усовершенствованию работы, позволяют устранять отклонения от намеченных планов и корректировать сами планы. Для осуществления «текущего» контроля, руководителю необходима обратная связь. Если начальник видит, что подчиненный совершает ошибки, то сообщение им об этом и будет обратной связью.

3.Заключительный.

Заключительный контроль осуществляется либо сразу после завершения контролируемой деятельности, либо по истечении заранее определенного периода. В рамках заключительного контроля, итоговые результаты сравниваются с запланированными.

В процедуре контроля выделяется 4 этапа:

  1. Установление стандартов (стандарты – измеряемые показатели, по которым можно определить, насколько далеко продвинулась организация в реализации своих целей)
  2. Измерение реальных результатов
  3. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
  4. Принятие необходимых корректирующих действий.

После сопоставления результатов со стандартами, руководитель должен выбрать одну из 3-х линий поведения:

Ничего не предпринимать;

Устранить отклонения;

Пересмотреть стандарты.

PAGE 1


Планирование  Организация  Мотивация  Контроль


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23592. Формальные модели синтаксической структуры предложения 19.5 KB
Система составляющих это множество отрезков предложения которое обладает тем свойством что каждые два входящих в него отрезка либо не пересекаются либо один из них содержится в другом. При графическом изображении система составляющих тоже приобретает вид дерева дерева непосредственных составляющих ДНС. грамматика деревьев служит не для порождения предложений а для преобразования деревьев интерпретируемых как деревья подчинения или деревья составляющих например грамматика система правил преобразования деревьев интерпретируемых...
23593. Типы экспериментальных методов в лингвистике 17.5 KB
Типы экспериментальных методов в лингвистике Экспериментальные методы в лингвистике это методы позволяющие изучать факты языка в условиях. что текст как таковой будучи данностью не может быть объектом ЭМ; именно поэтому ЭМ не применимы к изучению истории языка особенностей стиля автора и т. Объектом ЭМ является человек носитель языка порождающий текст воспринимающий тексты и выступающий как информант для исследователя. в лингвистическом эксперименте исследователь может иметь в качестве подобного объекта самого себя или других...
23594. Общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике 11 KB
Моделью можно назвать образ какоголибо объекта используемый в определенных условиях в качестве его заместителя фотография в паспорте модель человека. Свойства моделей: условность образ может быть не только материальным но и мысленным и передаваться посредством знаковой системы моделью может быть не только образ но и праобраз оригинала модель чаще всего является гомоморфной оригиналу то есть многим элементам оригинала соответствует меньшее количество элементов модели в отличие от изоморфизма Модель в лингвистике искусственно...
23595. Синтез речи 30.5 KB
1 Ограничения на синтез речи. Cуществуют различные методы синтеза речи. Возможности синтезированной речи зависят от того в какой области она будет применятся.
23596. Типы лингвистических моделей; основные требования к ним и критерии их оценки 12.5 KB
по гносеологическому статусу: модели языка модели лингвистических знаний различные фонетические школы модели деятельности лингвиста 4. по отраженному аспекту языка и речевой деятельности: Модели различаются не только по направленности на определенный объект но и по используемым средствам моделирования алгоритму или исчислению Алгоритм строгая последовательность предписывающих правил Исчисление множество разрешающих правил порядок выполнения не важен анализирующие модели моделируют процесс понимания используют логическое средство...
23597. Синтаксический анализ 184 KB
При использовании синтаксического анализа происходит интерпретация отдельных частей высказывания а не всего высказывания в целом. Деревья анализа и свободноконтекстные грамматики. Большинство способов синтаксического анализа реализовано в виде деревьев. Свободноконтекстная грамматика широко используется в машинных языках и с ее помощью созданы высокоэффективные методы анализа.
23598. Метаязыки формального описания семантических структур 17.5 KB
Метаязыки формального описания семантических структур. Семантические метаязыки различаются: по объекту который они описывают морфема лексема словосочетание предложение текст в целом. по аспекту языковой структуры который они отражают: парадигматический аспект синтагматический аспект Сходимость МЯ возможность переводить с одного МЯ на другой. значение словосочетаний исследуется в парадигматическом аспекте при помощи тех же МЯ описания что и лексемы в синтагматическом плане: язык лексических параметров и функций Апресян понятие...
23599. Автоматизация анализа письменного текста: основные подходы к решению проблемы 16 KB
ТБД автоматизированная система инвентаризации и машинного представления терминологической лексики и ее семантизации в системах машинного и человекомашинного речевого общения. Научные задачи: моделирование терминологической системы РЯ как системы подсистем построение общенаучных и общетеоретических тезаурусов исследование русской терминологии Типы традиционного использования ТБД: справочноинформационное обслуживание специалистов различных областей знания обеспечение традиционного перевода научнотехнической литературы обеспечение АСОТ...
23600. Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы 19.5 KB
Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы. Когнитивная наука некий раздел научного знания центральное понятие которого знание и репрезентация исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору совокупность современных эмпирических знаний направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы особенно о природе знания Когнитивная лингвистика подход который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной...

Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация как функция управления должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи функции организации создаются новые системы или реорганизуются старые в целях придания им качеств, необходимых

для достижения поставленных целей. Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами организации являются:

  • - формирование структуры организации, исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных;
  • - установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;
  • - обеспечение деятельности организации ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).

Этапы функции организации

Для лучшего понимания сущности функции организации ее следует разбить на два этапа:

  • 1. Построение организационной структуры. На этом этапе происходит деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений.
  • 2. Установление взаимоотношений полномочий, т.е. делегирование полномочий.

Для более детального описания функции организации в ней

следует выделить три этапа:

  • 1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций.
  • 2. Установление соподчиненности и взаимосвязей. Этот этап - предусмотрение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных).
  • 3. Обеспечение этих взаимоотношений - распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов. Распорядительное воздействие осуществляется посредством приказов, распоряжений, устных указаний.

Принципы осуществления функции организации

Вне зависимости от типа и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

  • 1. Неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования;
  • 2. Поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  • 3. Координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы должен знать, что он должен делить, сроки выполнения работ и кто им руководит (управляет);
  • 4. Единство цели - каждое подразделение и конкретный член организации должны работать на общую цель, т.е. цели и задачи разных подразделений и работников не должны противоречить общим целям организации;
  • 5. Использование эффективных норм управляемости. Можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), - это время и частота, т.е. сколько времени необходимо менеджеру проводить с каждым сотрудником и как часто. Этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.

Делегирование полномочий

Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий.

Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование - акт, превращающий человека в руководителя.

Цели делегирования:

  • - разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
  • - повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
  • - активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.

Существуют две основные концепции делегирования полномочий:

  • 1. Классическая - передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;
  • 2. Современная - принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.

Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:

  • - поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
  • - предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
  • - формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность - это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.

Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями.

Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий (скалярный процесс) создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.

Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также

штабному персоналу. Они бывают четырех видов: рекомендательные; обязательного согласования; параллельные; функциональные. Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства. Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом. Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства. Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них Снежинская Марина

10.1. Цели, принципы, функции и методы управления

Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей . Управление имеет особое общественное предназначение, следовательно, присущую только ему одному целевую картину. Управление базируется на определенных принципах, ибо беспринципное управление изначально лишено всякого смысла в силу так называемого «человеческого фактора», который лежит в основе управления отдельными индивидами или их совокупностью. Управление – это совершение определенных действий, это функционирование. Управлению также присущи и разнообразие, и некое творческое начало (или креативное видение происходящего). Выполнять одну и ту же функцию можно различными методами, используя отличные друг от друга подходы к пониманию менеджмента.

В любой управленческой системе можно выделить цели, принципы, функции и методы ее существования. Это те семантические блоки (категории науки менеджмента), которые идентифицируют и регламентируют всю деятельность по упорядочению и движению элементов данной системы. Опираясь на теорию синергетики, можно сказать, что система как раз и отличается от других образований наличием целевого, базового (в значении принципа), функционального и методологического подходов к анализу внешних и внутренних факторов.

Цели управления

В системе управления есть два самых важных фактора: субъект и объект управления. Субъект менеджмента управляет объектом. Но, прежде чем начать непосредственно процесс управления, субъект всегда предполагает определенные изменения относительно своего объекта управления. Речь идет о перспективном видении нового желаемого (по отношению к субъекту) состояния объекта. Данное желаемое состояние очень важно в самом начале сформулировать в виде цели. Формулировка цели представляет собой перевернутую формулировку проблемы или возможности. Сама же цель – это не что иное, как желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге успешного осуществления проекта (решения, действия и т. п.) в заданных условиях его реализации. Под проблемой я понимаю не имеющее на данный момент времени однозначного решения противоречие или совокупность тематически единых неблагоприятных обстоятельств.

Каждой цели должен соответствовать ряд взаимосвязанных задач. Задачи проекта – конкретные стратегические шаги, которые необходимо предпринять для изменения проблемной ситуации и достижения поставленной цели. Они формулируются так, чтобы их выполнение было легко проконтролировать, а результаты – оценить. Обязательно приводятся количественные данные, назначаются ответственные лица, указывается временной промежуток или конкретная дата исполнения.

Необходимо особо оговорить такой аспект целеполагания, как сознательная и бессознательная «целевая» деятельность людей. Зигмунд Фрейд, открывший и изучивший феномен бессознательного, в своих трудах не раз приводил примеры, доказывающие достаточно весомую роль подсознательных процессов в сфере постановки целей и задач человеком. Однако в теории управления цели следует рассматривать как осознанные конструкты человеческого мышления (индивидуального и группового). Причем цели отражают не только объективность происходящего, но и субъективные качества тех, кто их формулирует.

Признаков, по которым можно классифицировать цели управления, достаточно много. Но основными среди них являются следующие:

1) сферы управления: экономические, социальные, политические, духовные, религиозные, технические, информационные, коммуникативные, имиджевые (PR, реклама) и др. Следует отметить, что каждый вид целей из данного перечня подразделяется на подцели. Например, к основным целям паблик рилейшнз относятся позиционирование, возвышение имиджа, антиреклама, отстройка от конкурентов, контрреклама;

2) масштаб действия: глобальные, узкоспециальные, общие;

3) срок действия: краткосрочные, долгосрочные, постоянные (мониторинговые);

4) территория распространения: локальные, местные, региональные, общегосударственные, межгосударственные;

5) видение перспективы: стратегические, тактические, ситуационные (моментные, оперативные);

6) эффект от реализации: эффективные (результативные), неэффективные (безрезультатные);

7) уровень управления: индивидуальные, групповые, организационные, отраслевые и т. д.;

8) инновационный критерий: качественные, количественные, инерционные;

9) направления управленческих действий: информирование, изменение отношения, изменение поведения, обеспечение самого процесса деятельности управленческой системы.

Релевантность целеполагания в системе управления объясняется прежде всего тем, что цели помогают развиваться организации (или какому-либо другому объекту управления) не хаотично, а программно-дифференцированно, т. е. по большому счету предсказуемо и адекватно.

Принципы управления

Система, как правило, подчиняется требованиям внешней и внутренней среды. Всегда существуют некие объективные законы и правила, по которым система действует согласно им или вопреки.

В методологии управления решающее значение приобретает одна из важнейших категорий отечественной теории управления, синтезирующая в себе объективность экономических законов и закономерностей управления и характерные черты реальной практики общественного производства. Это принципы управления общественным производством.

Под принципами управления в отечественной традиции понимают руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.

Принципы управления подразделяют на общие (универсально-фундаментальные) и частные (специально-ориентированные). Общие принципы охватывают управление в целом, они складываются под влиянием действий всей системы экономических законов. Частные принципы возникают в результате решения каких-либо локальных задач, обладают свойством ситуационности.

В данном реферате я рассмотрю три градации общих принципов управления. Первая была разработана основоположником научного управления Фредериком Тейлором (1856-1915). Вторая – Владимиром Лениным (1870-1924) в рамках марксизма. Третья – французским социологом Анри Файолем (1841-1925).

Градация общих принципов управления Фредерика Тейлора:

1) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, миграций, усилий и других факторов;

2) строгое соблюдение утвержденных стандартов;

3) работник должен работать на том рабочем месте, где он будет приносить наибольшую пользу;

4) плата труда напрямую зависит от результатов деятельности рабочих;

5) привлечение к управлению профессиональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

6) формирование исключительно дружеских и вместе с тем профессиональных отношений между менеджерами и рабочими.

Градация общих принципов управления Владимира Ленина:

1) демократический централизм, в основу которого положено сочетание централизованного руководства хозяйством и самостоятельности его отдельных элементов. За рубежом этот принцип реализуется через государственное регулирование рыночной экономики;

2) единство политического и хозяйственного руководства, определяющее соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем;

3) плановое ведение хозяйства, означающее установление на длительный срок направления, темпов и пропорций развития производства. Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. О сути его хорошо сказал Ли Якока в своей книге «Карьера менеджера»: «Государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики вместо разрозненного их выдвижения по частям. Мы у себя в корпорации „Крайслер“ ведем большую плановую работу. И так же действует любая преуспевающая корпорация»;

4) материальное и моральное стимулирование;

5) научный аспект управления, который заключается в построении всей системы управления производством на новейших данных науки управления;

6) ответственность, означающая создание четкой организационной структуры;

7) обдуманная ротация кадров;

8) экономичность и эффективность;

9) оптимальное сочетание отраслевого и территориального управления;

10) преемственность хозяйственных решений, в ее основе лежит единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и в пространстве.

Градация общих принципов управления Анри Файоля:

1) разделение труда, улучшающее качество труда и повышающее квалификацию персонала;

2) власть, означающая то, что кто-то должен обладать правом отдавать команды и нести ответственность за результаты;

3) дисциплина;

4) единство распорядительства, объясняемое тем, что распоряжение должно исходить только от одного руководителя и контроль его исполнения должен осуществлять только один руководитель;

5) единство руководства;

6) подчинение индивидуальных интересов общим интересам;

7) вознаграждение персонала;

8) централизация, которая определяется исходя из контекста конкретной ситуации и выбирается таким образом, чтобы давать лучшие результаты;

9) цепи взаимодействия, что соответствует видам делегирования полномочий от руководства к подчиненным и наоборот;

10) порядок, так как каждый должен знать свое место в организации;

11) равенство;

12) стабильность персонала, ибо кадры должны находиться в стабильной ситуации;

13) инициатива, являющаяся двигателем развития организации и показателем отношения персонала к условиям их работы;

14) корпоративный дух.

Перечисленные выше принципы были сформулированы в начале прошлого столетия. С течением времени многие из них качественно изменились, потеряли свою силу или, наоборот, из второстепенных стали доминирующими.

Следует особо подчеркнуть и то, что некоторые из «новых» принципов подразделяются на ряд подпринципов. Так, например, принцип системности градируется на подпринцип иерархичности, подпринцип необходимого разнообразия и подпринцип обратной связи. Иерархичность рассматривает сложные и большие системы как многоуровневые, которые требуют деления всей системы на элементы. Необходимое разнообразие заключается в том, что управляющая система должна обладать не меньшей сложностью, чем управляемая система. Из этого принципа следует, что невозможно спроектировать простую систему управления для сложной системы производства. Под обратной связью понимается получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным. Смысл обратной связи заключается в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управленческих решений. Обратная связь является регулирующим и вместе с тем защитным средством управления.

Функции управления

Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью; это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. По мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное управление. Данные параметры отвечают на следующие вопросы.

Разработанный процесс осуществления функции: какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий?

Структура: как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию?

Распространенным является определение функций управления соответственно основным ресурсам, используемым организацией в своей деятельности (таблица 10.1.).

Таблица 10.1. Определение функций управления соответственно основным ресурсам организации

Не менее распространенной является градация функций управления на основные и конкретные.

Основные (общие) функции управления – такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления.

К основным функциям относятся:

1) целеполагание – как вид деятельности связано с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения (планирование);

2) организация – обеспечение достижения цели;

3) регулирование – такой вид деятельности, который направлен на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития по отношению к цели;

4) активизация – деятельность по стимулированию достижения цели в процессе развития;

5) контроль – деятельность по соотнесению состояния объекта с целью воздействия.

Конкретные (специальные) функции управления – функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления. Перечень конкретных функций зависит от специфики отрасли и фирмы.

Примерный перечень конкретных функций управления службы PR (отдел, агентство, имидж-центр, фирма, пресс-служба, гильдия мастеров PR и др.).

1. С руководством фирмы:

а) определение миссии фирмы;

б) увеличение стоимости фирмы имиджевыми средствами;

в) подготовка выступлений руководства на переговорах, в СМИ;

г) организация презентаций, встреч, выставок, семинаров, пресс-конференций;

д) прогнозирование кризисов и планирование противоаварийных мер.

2. С сотрудниками фирмы:

а) участие в подборе персонала;

б) исключение бесконтрольного общения с прессой сотрудников фирмы;

в) формирование внутрикорпоративной культуры;

г) предотвращение ложных слухов.

б) предотвращение конфликтов с прессой;

в) оперативная реакция на появление компрометирующих материалов в прессе и др.

Планирование – предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Организация – создание некой структуры, помогающей распределять обязанности каждого работника предприятия.

Мотивация – создание внутреннего побуждения к действиям. Для того чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.

Методы управления

Всегда важно знать не только то, что делается в организации, но и то, как и каким образом это делается. Например, оплатить труд рабочего можно повременно или сдельно.

Методы управления представляют собой совокупность приемов и способов осуществления функций управления, поэтому непосредственно зависят от характера функций управления. Данный признак (критерий) как раз и лег в основу самой распространенной классификации методов управления. По этой классификации выделяют следующие методы управления:

1) экономические;

2) экономико-математические;

3) организационно-распорядительные;

4) социально-психологические;

5) автоматизированные;

6) программно-целевые;

7) проблемно-ориентированные;

8) инжиниринговые;

9) имиджевые.

Экономические методы управления – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы: государственные, хозяйственно-отраслевые, организационные и индивидуальные. Искусство управленца заключается в том, чтобы «без обид» регулировать процесс удовлетворения оговоренных интересов. К рычагам подобного регулирования можно отнести себестоимость, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, цену, заработную плату, налоговые отчисления и др.

Экономико-математические методы управления – это методы, основанные на поиске оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других показателей и всей производственной системы. Оптимизационные кривые могут быть разными с учетом интересов человека, организации, отрасли и государства.

Организационно-распорядительные методы управления – это методы на основе силы и авторитета власти, т. е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и других нормативно-правовых актов. Такие методы регламентируют деятельность всей организации, ее структурных подразделений, должностей, функций; обеспечивают организацию нормативами; поддерживают дисциплину.

Социально-психологические методы управления – это методы, использующие индивидуальное и общественное сознание и психологию, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. При применении данного метода управления очень важно правильно оценить индивидуальные качества работника; правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах; создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.

Автоматизированные методы управления – это методы, в которых используются электронно-вычислительные, телекоммуникационные средства и сети ЭВМ для осуществления коммуникаций в системе управления организацией, ее связей с внешней средой и реализации основных функций менеджмента. Построение автоматизированной системы управления организацией (АСУО) включает в себя разработку следующих восьми компонентов: модели организации, сетевого обеспечения АСУО; информационного обеспечения; математического приложения; лингвистического оформления; программного обеспечения, технического оборудования; организационно-распорядительного сопровождения, методического обеспечения. Основа АСУО – это план баз данных (БД) организации, который разрабатывается в соответствии с моделью организации.

Программно-целевые методы управления – методы, в которых применяется специальная матрица, состоящая из 4 столбцов (исполнители, ресурсы, сроки, цели) и неопределенного количества строк (мероприятия) в зависимости от объема выполняемых работ.

Проблемно-ориентированные методы управления – это методы, которые используются в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации). В таких ситуациях основной критический ресурс – время, на первый план выходит умение оперативно управлять временем. Специальные тренировки, сборы, тренинги позволяют скоординировать действия подразделений и руководства в нештатных ситуациях, выявить и проанализировать ошибки в ответных действиях.

Инжиниринговые методы управления – это методы, основанные на непрерывном проектировании унифицированных процессов рыночной экономики с постоянным внедрением в систему управления новых технологий и инновационных моделей как производства, так и управления данным производством. Например, на смену концепции группировки работ вокруг продукта и результата приходит концепция группировки работ вокруг функциональных областей и бизнес-процессов.

Имиджевые методы управления – это методы, основывающиеся на активном применении технологий интегрированных коммуникаций для создания положительного образа организации в глазах ее внешней и внутренней общественности. К интегрированным коммуникациям относят: паблик рилейшнз, рекламу, маркетинг, брендинг, промоушн, директ-майл, спонсоринг, мифодизайн и др.

Следует заключить, что методы управления разнообразны по своей природе, но, несмотря на это, должны все-таки находиться в постоянном динамическом равновесии в зависимости от реальных условий на каждом этапе развития социально-экономической системы.

При целеполагании мы опираемся на принципы управления. При выборе методов мы анализируем функции управления. Цели реализуются благодаря наличию определенных функций, которые в свою очередь воплощаются в жизнь за счет методов.

На мой взгляд, роль вышеописанных категорий теории управления заключается в том, что они определяют основные направления не только существования управленческой системы, но и ее развития в целом.

Развитие организации в данном случае понимается не как революционное изменение каких-либо параметров системы управления, а как последовательное и эволюционное движение к лучшему состоянию этой системы. И вместе с изменением системы управления под влиянием различных факторов, что вполне логично, будут изменяться и основные категории: цели, принципы, функции и методы управления. Этот процесс называют естественным движением системы. Если управленческая система начнет изменяться под влиянием измененных ею же категорий, то такое движение к лучшему стоит признать искусственным. И первый, и второй пути модернизации системы управления считаются оправданными лишь в том случае, если они объективно релевантны, т. е. продиктованы адекватными и объяснимыми требованиями внутренних и внешних факторов всей организационной среды.

Таким образом, категории теории управления не только регламентируют всю основную философию менеджмента, но и задают перспективные параметры движения данной управленческой системы к лучшему. Хотя и на этом пути систему управления ожидают возможные неудачи, связанные с различного рода рисками и изначально неверным пониманием основных категорий науки управления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

2. Цели, функции, полномочия Банка России В соответствии со ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:защита и обеспечение устойчивости рубля;развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;обеспечение эффективного и

Из книги Инновационный менеджмент автора

2.2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период. С одной стороны, цель выступает как результат

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

Тема 3 ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги В 1965 г. было ликвидировано разделение партийного аппарата по производственному принципу. Продолжалась практика, когда партаппарат контролировал

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

101. Принципы и функции международного кредита Связь международного кредита с воспроизводством проявляется в следующих принципах:1. Возвратность кредита. Если полученные средства не возвращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т. е.

автора Бабушкина Елена

31. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении Для того чтобы рассмотреть маркетинг в свете антикризисного управления, необходимо дать его общую оценку. Маркетинговая деятельность сводится к исследованию рынка спроса и предложения и последующей разработке

Из книги Антикризисное управление автора Бабушкина Елена

49. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия Принципы управления персоналом по сути своей представляют собой основные нормы и правила, которые должен использовать в своей управленческой деятельности руководитель. Они отражают тенденции,

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Функции и принципы налогообложения Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный

Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

4. Цели предприятия. Функции предпринимателя Цели – конечный результат, к которому стремится организация в процессе бизнеса. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами.Цели предприятия:1) общие цели вытекают из

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения Налогообложение – один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленной налоговой политики, которая в зависимости от

Из книги Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные билеты автора Загородников Сергей Викторович

1. Народно-хозяйственный комплекс России Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ. С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

73. ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ 1960-1970-Х ГГ.: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИТОГИ Кризис политической системы СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг. Смена партийного и государственного руководства в октябре 1964 г. означала и

Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

Базовые принципы и функции управления проектом «Управление проектом (УП), или Project Management (PM), – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

1.2. Методы и функции науки Основными методами истории экономики являются исторический, логический, причинно-генетический, структурно-функциональный, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной

Все множество целей организации можно разделить на 4 вида:

Экономические - получение прибыли от реализации продукции, работ, услуг;

Научно-технические - обеспечение современного научно-технического уровня продукции и разработок, совершенствование технологий и прочее;

Производственно-коммерческие - производство и реализация продукции или услуг в заданном объёме и с необходимой ритмичностью;

Социальные - достижение необходимой степени удовлетворения социальных потребностей работников.

В современных условиях в качестве генеральной цели может быть представлена экономическая цель. При построении системы целей принят тот факт, что в дальнейшем типовой вариант структуры будет формироваться по функционально- целевому признаку как наиболее распространенному. (2)

Поскольку социальная цель является основой формирования целевой направленности системы управления предприятием (УП), то структуризация этого вида целей рассматривается отдельно и более подробно.

Среди целей, сформированных по факторному признаку, следует выделить целевое обеспечение общих функций управления, которые действуют на всех уровнях управления:

Планирование (координация ожидаемых результатов и способов их достижения);

Организация и регулирование (координация действий для достижения результата);

Учёт и контроль (получение информации о достижении результатов);

Стимулирование (распределение финансовых ресурсов между всеми звеньями и объектами).

Планирование - это начало и основа управления. Различают стратегическое, оперативное и текущее планирование. Любой план должен удовлетворять принципам: 1) быть экономически обоснованным и рациональным; 2) опираться на реальные возможности организации; 3) должен быть достаточно гибким для внесения изменений без ущерба для достижения поставленных целей.

Организация- создание такой систем, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей, экономические отношения, технические средства.

Хороший организатор не тот, кто хорошо работает только сам, а то у кого работают хорошо и подчинённые. Основные принципы управления:

Чёткое разделение труда;

Чёткая регламентация полномочий и степени ответственности каждого работника;

Строгая дисциплина;

Принцип единоначалия;

Принцип единства направления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, единого руководителя;

Подчинённость личных интересов общим интересам;

Справедливое вознаграждение работникам;

Централизация в системе управления;

Четкая регламентация полномочий руководителя;

Принцип справедливости в разрешении конфликтных ситуаций;



Принцип стабильности рабочих мест;

Поощрение инициативы низовых работников.

Формы организации деятельности:

1) делегирование полномочий (передача части управленческих функций более низкому уровню, но с сохранением ответственности);

2) регламентирование прав. Обязанностей, профессиональных функций (юридическое оформление прав в должностных инструкциях, трудовых контрактах);

3) создание организационной структуры;

4) нормирование трудозатрат и норм времени;

5) инструктаж работников;

6) принятие управленческих решений.

В структуре предприятия выделяют подсистемы:

Технологическая система поведения;

Формальная организационная структура (структура подчинения прав, обязанностей, зафиксированная в юридических документах);

Внеформальная структура (решение деловых задач не по формальным правилам, а на основе человеческих отношений. Чем более выражена внеформальная структура, тем хуже предприятие);

Неформальная межличностная структура отношений в коллективе, симпатии, антипатии.

Различают три вида контроля- текущий по отклонениям; - упреждающий для недопущения отклонений, предупреждения сбоев, является базой для корректировки действий; - результирующий.

Стимулирование - необходимо для того, чтобы вызвать высокую мотивацию, желание сотрудников выполнять поставленную задачу наиболее эффективно.

Система целей для УП рассматривается двояко. С одной стороны она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они в праве требовать у администрации. С другой стороны, система должна определить: какие цели ставит перед собой администрация по использованию персонала и какие для этого необходимо создать условия. Эти цели не должны быть противоречивыми.

Система целей служит базой для определения состава функций управления. Для формирования функций необходимо выявление их объектов и носителей. Носителями функций управления выступают: руководство организации, заместители руководителей (включая линейных руководителей, которые одновременно являются и объектами управления), руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам, специализированные подразделения по управлению персоналом и специалисты по управлению персоналом (они также одновременно являются и носителями и объектами). Объектами управления являются все сотрудники организации.

Современная концепция УП склоняется к приоритетности передачи большого объёма управленческих функций непосредственным руководителям того или иного коллектива. При этом они должны получать необходимую профессиональную и методическую помощь.

При этом особое внимание уделяется функциональному разделению труда в области управления персоналом. Общая концепция и структуризация функционального разделения труда в области УП изложена в работах Дж. Ханте. Он выделяет несколько функциональных блоков, определяющих структуру службы УП:

1 блок – Определение потребности в персонале. Планирование качественной потребности в персонале; Выбор методов расчёта количественной потребности в персонале; Планирование количественной потребности в персонале.

2 блок – Обеспечение персоналом. Получение и анализ маркетинговой информации; Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале; Отбор персонала.

3 блок – Развитие персонала. Планирование развития карьеры и служебных перемещений; Организация и проведение обучения.

4 блок – Использование персонала. Определение результатов и содержания труда на рабочих местах; Производственная социализация; Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности; Упорядочение рабочих мест; Обеспечение безопасности труда; Высвобождение персонала.

5 блок – Мотивация результатов труда и поведения персонала. Управление содержание и процессом мотивации труда; Управление конфликтами; Использование монетарных побудительных систем (оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале); Использование немонетарных побудительных систем (групповая организация, социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени)

6 блок – Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом. Правовое регулирование трудовых взаимоотношений; Учёт и статистика персонала; Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам; Разработка кадровой политики.

Общей и главной задачей УП является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

Качественные характеристики:

Способности (уровень образования, объём знаний, профессиональные навыки, опыт работы);

Мотивация (круг профессиональных и личных интересов, стремление достичь чего- либо);

Личные качества, влияющие на выполнение профессиональной роли.

Служба УП решает ряд задач, которые можно разделить на основные и дополнительные. К основным относятся:

Разработка кадровой концепции, кадровой политики, предоставление кадровых систем и инструментов;

Оформление трудовых взаимоотношений;

Набор, условия принятия на работу, отбор, определение требований и задач вакантных должностей, проведение собеседования планирование карьеры;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

Выявление социальной напряжённости и её снятие;

Анализ рабочего места и рабочих процессов;

Оценка результативности труда работников;

Консультирование и поддержка руководящих работников;

Соучастие в принятии решений по кадровым вопросам;

Дополнительные задачи: охрана туда и техника безопасности, расчёт и выплата заработной платы, оказание различного рода услуг (например, информирование, решение социальных проблем людей и проч.).

Свои задачи служба УП может выполнять через:

Консультирование линейных руководителей;

Совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации;

Собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (например, маркетинг персонала).

Организационный статус службы УП определяется уровнем организационного, финансового, потенциального развития организации и позиции её руководства.

Основные тенденции в развитии функционального разделения труда по управлению персоналом организации:

Выделение практически всех функциональных направлений, охватывающих комплекс проблем УП в деятельности фирмы;

Широкое развитие внешних консультативных посреднических фирм, работающих с организациями на договорной основе, активная интеграция между организациями по реализации задач управления персоналом;

Делегирование полномочий и ответственности по выполнению функций управления персоналом линейным руководителям подразделений и опытным специалистам с одновременной организацией их глубокого и непрерывного обучения;

Развитие центров подготовки и развития персонала, специализированных кадровых подразделений;