Примеры нпк. Требования к оформлению исследовательской работы для нпк. Тема работы и обоснование выбора темы

  • Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Быстрым темпом набирает силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению НПК
  • НИР не должна представлять собой лишь интересный рассказ о прочитанном и свидетельствовать только об эрудиции ученика, задача исследования в умении анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения, выводы.
 замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
  •  замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
  •  замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;
  •  отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»;
  •  неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.
  • Недоточеты в оформлении исследования
Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
  • Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
  • Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
  • К элементам исследовательской деятельности относятся:
  • 1. Методы исследования.
  • 2. Наличный экспериментальный материал.
  • 3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.
  • Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.
  • Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.
  • Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
  • Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы
  • Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы
  • Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
  • Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования.
  • Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно¬го и еще не исследованного
очень ответственный этап в подготовке к НПК
  • очень ответственный этап в подготовке к НПК
  • Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы.
  • Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной (важной, требующей исследования). ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗАТЬ НА ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫДВИНУТЫХ ИДЕЙ, ФАКТОВ
  • Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
  • 2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
  • А) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения
  • Б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и со¬поставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.
  • В) Изучающее чтение - это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию
  • Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради.
  • Не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были иные имена и цитаты, - это может лишь повредить целостности и логичности исследования.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
  • Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
  •  быть проверяемой;
  •  содержать предположение;
  •  быть логически непротиворечивой;
  •  соответствовать фактам.
  • При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
  • Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
  •  выявить...;
  •  установить...;
  •  обосновать...;
  •  уточнить...;
  •  разработать... .
  • Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
  • Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
  • Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Метод - это способ достижения цели исследования
  • Метод - это способ достижения цели исследования
  • А) Теоретические методы: анализ, синтез, моделирование, абстрагирование
  • Б) Эмпирические: сравнение, эксперимент
  • В) математические: визуализации данных (функции, графики и т.п.).
Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
  • Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
  • В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспе¬риментов; перечислить необходимый для их проведения инвен¬тарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.
1 блок – теория и понятийный аппарат
  • 1 блок – теория и понятийный аппарат
  • 2 блок – описание экспериментальной части работы
  • 3 блок включает в себя оформление результатов исследования(продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления)
основные требования к оформлению:
  • основные требования к оформлению:
  • по содержанию:
  • - обоснование актуальности темы;
  • - главный тезис;
  • - аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
  • - основные выводы;
В начале статьи выдвигается ее главный тезис,
  • В начале статьи выдвигается ее главный тезис,
  • который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части.
  • В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.
ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Введение 3
  • Глава 1 4
  • 1.1 8
  • 1.2 11
  • Глава 2 16
  • 2.1 20
  • 2..2 23
  • Заключение 25
  • Список литературы 27
  • Приложения
  • Приложение 1 28
  • Приложение 2 30
  • Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
  • Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
  • Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
  • главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Книга одного и более авторов:
  • Книга одного и более авторов:
  • 1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы обра¬зования. - М.: Интеллектцентр, 2001. - 296 с.
  • 2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в шко¬ле. - М.: Российское педагогическое общество, 1998. - 354 с.
  • 3. Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.
  • Сборник с коллективным автором:
  • Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. науч. статей / Сост. О.С. Орлов. - Великий Новгород: РИС, 2000.-180 с.
  • Статья из газеты и журнала:
  • Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. - 2001. - № 5. - С.2-19.
  • Статья из энциклопедии и словаря:
  • Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С. 393-395.
  • Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995.-С. 50-51
По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
  • По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
  • Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста.
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
  • Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.
  • Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.
При ответах на вопросы не забудьте о простых правилах.
  • При ответах на вопросы не забудьте о простых правилах.
  • Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе.
логичность;
  • логичность;
  • точность;
  • ясность;
  • доступность;
  • убедительность;
  • интересность;
  • выразительность;
  • уверенность;
  • контакт со слушателями;
  • уместность жестов;
  • выражение лица и т.д.
  • Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы примерами из текстов, стараться использовать простые предложения, как можно более точные формулировки.

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия № 80

Тема: «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКУ»

Выполнил:

Севастьянов Глеб Евгеньевич

Класс 1 1 .

Научный руководитель:

Репина Татьяна Васильевна

Челябинск. 2010 год.

Введение 3

1.АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА 4

1.1.Жидкое 4

1.2. Твердое. 5

1.3. Газообразное. 7

1.4. Полезные химические открытия для всего человечества. 8

2.ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКУ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Использованная литература 14

ПРИЛОЖЕНИЯ


Мы ежедневно используем в своей жизнипредметы и изделия, рожденные не природой, а изготовленные человеком на химических заводах и фабриках. Я обратил внимание на то, что ежедневно сам осуществляю химические реакции: например, когдамама варит мне на завтрак яйцо (при нагревании белок из жидкого состояния переходит в твердое – сырое яйцо становится крутым); когда мама стирает с использованием моющих средств; когда я, склеивая пластиковые детали модели корабля, смазываю их ацетоном и поверхность детали становится липкой. Поджигая дрова в печи, замешивая песок и цемент с водой или гася водой известь мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции.

Как только человек начал готовить себе пищу, так он, пусть и неосознанно, стал химиком. На сковородах и в жаровнях, в бочках и глиняных сосудах шли сложнейшие химические и биохимические процессы . Приготовление пищи — это химические процессы. В любом живом организме осуществляются различные химические реакции. Процессы термической обработки продуктов питания, дыхания животного и человека основаны на химических реакциях. Человек научился с помощью химических веществ, подобранных в определенной пропорции и определенным способом преобразованным в лекарственные препараты лечить страшные заболевания, от которых погибали целые народы.

Многие годы и даже века понадобились человеку, чтобы использовать химические процессы: большинство химических открытий были сделаны ремесленниками, парфюмерами, аптекарями и фармацевтами. Некоторые из этих секретов дошли до нас в старинных книгах, а некоторые были безвозвратно утеряны.

Многие, используя химические вещества, становятся жертвами ожогов, страдают от взрывов и т.д. Зная условия и особенности протекания тех или иных химических реакций этого можно было бы избежать. Можно, например каплей лимонного сока растворить известковый налет на водопроводном кране, с помощью обычной марганцовки начиститьдо блеска кастрюлю. Но для этого надо, во-первых , знать свойства веществ и, во-вторых , уметь этими свойствами пользоватьсяПонимание сущности химических процессов, которые мы используем каждый день, не задумываясь об этом, принесет человеку только пользу.

Цель моего исследования - разобраться в сущности и разнообразии химических реакций, показать роль химии в повседневной жизни человека.

Для достижения поставленной цели мною были решены следующие задачи :

1. Провести литературный обзор по теме.

2. Провести опыты и зафиксировать результаты.

3. Проанализировать и зафиксировать состояние вещества после опытов: жидкое, твердое, газообразное.

4. Исследовать влияние проведенных химических реакций на жизнедеятельность человека.

5. Оценить влияние проведенных химических реакций на окружающую природу.

Основной метод , который мы будем использовать: системный анализ, наблюдение.

Вообразите на минутку, что ваши глаза стали столь зоркими, что могут разглядеть отдельные атомы или молекулы. Теперь, куда вы ни посмотрите, везде заметите атомы или молекулы, которые ведут себя по-разному в зависимости от агрегатного состояния вещества. Взглянув на газ , вы увидите беспорядочное движение множества частиц (атомов, молекул): отдельные частицы, непрерывно двигаясь, сталкиваются друг с другом, отскакивают в стороны, снова налетают на другие частицы - неустанно, непрерывно происходит быстрая, хаотичная пляска атомов и молекул. Беспорядочно движутся частицы и в жидкости , хотя здесь они размещены уже теснее, каждая из них как бы стремится держаться поближе к соседям.

Строй частиц в кристаллическом веществе похож на пчелиные соты или на строительные леса: вправо и влево, вперед и назад, вверх и вниз тянутся ровные, правильные, бесконечные их ряды. Но эти частицы не стоят неподвижно, а колеблются, как будто переминаются с ноги, на ногу нетерпеливо ожидая команды «Разойдись!».

Однако разойтись они не могут, только если нагреть кристалл так, чтобы он начал плавиться. Под теплыми лучами весеннего солнца нагревается и тает лед; это разрушается строй частиц в кристалле льда, ослабевают силы, удерживающие частицы на своих местах. Скрылось солнце, снова подморозило: закружились в воздухе снежинки, застыла сосульками капель.

Жидкое

Ø Вода. Человечество издавна уделяло боль­шое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. В сухой земле зерно может лежать многие годы и прорастает лишь в присут­ствии влаги. Несмотря на то, что вода — самое распро­страненное вещество, на Земле она распределена весьма неравномерно. На африканском континенте и в Азии имеются огромные пространства, лишенные воды, — пустыни. Целая страна — Алжир — живет на привозной воде. Воду доставляют на судах в некоторые прибрежные районы и на острова Греции. Иногда там вода стоит дороже вина.

Поверхность земного шара на 3 / 4 покрыта водой — это океаны, моря; озера, ледники. В довольно больших количествах вода находится в атмосфере, а также в зем­ной коре.

Не очень легко предста­вить, что человек примерно на 65 % состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме человека уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдает­ся состояние водного равновесия или водного баланса. Оно заключается в том, что количество воды, потреб­ляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен является важной составной частью общего обмена веществ живых организмов, в том числе и человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, которая поступает в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение ее в организме, выделения через почки, мочевыводящие пу­ти, легкие, кожу и кишечник.

Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток. Реакцией организма на нехватку воды является жажда. В этом случае ощущение жажды объясняют раздраже­нием слизистой оболочки рта и глотки из-за большого понижения влажности. Существует и другая точка зре­ния на механизм формирования этого ощущения. В соот­ветствии с ней сигнал о понижении концентрации воды в крови на клетки коры головного мозга подают нервные центры, заложенные в кровеносных сосудах.

Основные запасы пресной воды на Земле сосредоточены в ледниках.

Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться раз­мерами. В природе существуют сотни веществ, образу­ющих кристаллы.

Минеральные кристаллы тоже образуются в ходе определенных породообразующих процессов. Огромные количества горячих и расплавленных горных пород глубоко под землей в действитель­ности представляют из себя растворы минералов. Когда массы этих жидких или расплавленных гор­ных пород выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать.

Они охлаждаются очень медленно. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму. Например, горный гранит содержит кри­сталлы таких минералов, как кварц, полевой шпат и слюда. Миллионы лет тому назад гранит был расплавленной массой минералов в жидком состоянии. В настоящее время в земной коре имеются массы расплавленных горных пород, ко­торые медленно охлаждаются и образуют кри­сталлы различных видов.

Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть раз­делены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые мине­ралы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет не­сколько сотен фунтов.

Поваренная соль. Солевое голодание может привести к гибели организма. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10- 15 г. В условиях жаркого климата потребность в соли взрастает до 25- 30 г.

Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, бы­строй утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутолимой жажды.

Поваренная соль обладает хотя и слабыми, но анти­септическими свойствами. Развитие гнилостных бактерий прекращается лишь при ее содержании в 10—45 %. Это свойство широко используют в пищевой промышлен­ности и при сохранении пищевых продуктов в домашних условиях.

При испарении морской воды при температурах 20— 35 °С вначале выделяются наименее растворимые соли — карбонаты кальция, магния и сульфат кальция. Затем выпадают более растворимые соли — сульфаты натрия и магния, хлориды натрия, калия, магния и после них сульфаты калия и магния. Порядок кристаллизации солей и состав образующихся осадков может несколько изменяться в зависимости от температуры, скорости испарения и других условий.

В земной коре довольно часто встречаются пласты каменной соли. Поваренная соль является важнейшим сырьем химической промышленности. Из нее получают соду, хлор, хлороводородную кислоту, гидроксид натрия, металличе­ский натрий.

При изучении свойств почв ученые установили, что, будучи пропитанными хлоридом натрия, они не пропус­кают воду. Это открытие было использовано при строи­тельстве оросительных каналов и водоемов. Если дно водоема покрыть слоем земли, пропитанной NaCl , то утечки воды не происходит. Для этой цели, конечно, применяют техническую соль. Строители используют хло­рид натрия для устранения смерзания зимой земли и превращения ее в твердый камень. Для этого участки грунта, которые планируется вынимать, осенью густо посыпают NaCl . В этом случае в сильные морозы данные участки земли остаются мягкими.

Химики хорошо знают, что смешением мелкоизмельченного льда с поваренной солью можно получить эффек­тивную охлаждающую смесь. Например, смесь состава 30 г NaCl на 100 г льда охлаждается до температуры -20 С 0 происходит потому, что водный раствор соли замерзает при отрицательных температурах. Следова­тельно, лед, имеющий температуру около 0°С, будет плавиться в таком растворе, отнимая теплоту от окру­жающей среды. Это свойство смеси льда и поварен­ной соли могут с успехом использовать также и домохозяйки.

Даже при нормальном давлении воздуха многие вещества кипят при очень низких температурах. Их мы обычно называем газами. Так, воздух состоит в основном из двух газов - азота и кислорода. Их обычное газообразное состояние объясняется тем, что они закипают при температурах намного ниже нуля: -196° С (азот) и -183°С (кислород). Поэтому даже в самых холодных уголках Земли температура выше их точек кипения, и, следовательно, они остаются газами. У газа постоянными не являются ни объем, ни форма. Газ расширяется или сжимается, чтобы заполнить объем или форму занимаемого им сосуда. Люди используют газ (пропан) на кухнях, когда готовят пищу, им обогревают дома. Месторождения газа в России сосредоточены в основном на Севере страны. Природный газ находится в земле на глубине от 1000 метров до нескольких километров. Сверхглубокой скважиной недалеко от города Новый Уренгой получен приток газа с глубины более 6000 метров. В недрах газ находится в микроскопических пустотах (порах). Поры соединены между собой микроскопическими каналами — трещинами, по этим каналам газ поступает из пор с высоким давлением в поры с более низким давлением до тех пор, пока не окажется в скважине. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. На территории России расположено 24 хранилища природного газа. Протяжённость магистральных газопроводов России составляет 155 тыс. км.


Ø Спички .

Высекание искр при ударе камня о кусок пирита FeS 2 и поджигание ими обуглившихся кусков дерева или растительных волокон было способом получения огня человеком.

Поскольку способы получения огня были несовершен­ны и трудоемки, человеку приходилось постоянно под­держивать горящий источник огня. Для перенесения огня в Древнем Риме использовали деревянные палочки, обмакнутые в расплав серы.

Приспособления для получения огня, основанные на химических реакциях, начали делать в конце XVIII в. Вначале это были древесные лучинки, на кончике кото­рых в виде головки закреплялись хлорат калия (берто­летова соль КС1Оз ) и сера. Головка погружалась в сер­ную кислоту, происходила вспышка и лучинка загора­лась. Человек был вынужден хранить и обращаться с небезопасной серной кислотой, что было крайне неудоб­но. Тем не менее это химическое «огниво» можно рас­сматривать как прародитель современных спичек.

В начале XIX в. немецкий химик Деберейнер изоб­рел более совершенное, но и более сложное огниво. Им было установлено, что струя водорода, направлен­ная на губчатую платину, воспламеняется на воздухе.

В современной зажигалке воспламенение горючего производится под действием искры, получающейся от сгорания мельчайшей частицы «кремня», срезанной зуб­чатым колесиком. «Кремень» представляет собой смесь редкоземельных металлов (лантаноидов). В мелкораздробленном состоянии эта смесь пирофорна, т. е. само­воспламеняется на воздухе, образуя искру.

Существует несколько разновидностей современных спичек. По назначению различают спички, зажигающие­ся в обычных условиях, влагоупорные (рассчитанные на зажигание после хранения во влажных условиях, например в тропиках), ветровые (зажигающиеся на ветру) и др.

В качестве основного сырья для изготовления спичеч­ной соломки с прошлого столетия используют главным образом осину и реже липу. Для этого с круглого очи­щенного от коры чурака специальным ножом по спирали снимается лента, которая затем рубится на спичечную соломку. При сгорании спички необходимо получить нетлеющий уголек от соломки и удержать на нем раска­ленный шлак от сгоревшей головки. Необходимость последнего обусловливается стремлением обезопасить потребителя от прожогов одежды при попадании раска­ленного шлака. Тлеющий уголек от соломки, естественно, представляет пожарную опасность. Для устранения тле­ния соломки и закрепления шлака от головки соломку пропитывают веществами, образующими на ее поверхности при горении пленку. Благодаря этой пленке прекра­щается сгорание угля. Она же закрепляет шлак от головки. В качестве противотлеющих веществ используют фосфорную кислоту и ее соль (NH 4) 2 HPO 4 .

Ø Бумага и карандаши .

Сохранились документы, указывающие на то, что в 105 г. н. э. министр китайского императора организовал производство бумаги из растений с добавками тряпья. Около 800 . г. такая бумага получила широкое распро­странение в Китае, а также на Ближнем Востоке. Зна­комство с бумагой европейцев связано с крестовыми походами на Ближний Восток — в Сирию, Палестину, Северную Африку, организованными западно-европейскими феодалами и католической церковью (первый по­ход состоялся в 1096—1099 гг.). В эпоху раннего средне­вековья (до начала крестовых походов) для письма в Европе использовался главным образом папирус. В Ита­лии им пользовались еще в XII в.

Письменность же была известна в Египте и Месо­потамии с конца IV и начала III тысячелетия до н. э., т. е. задолго до изобретения бумаги. Как уже было отме­чено, основными предшественниками бумаги как мате­риала, на которое наносилось письмо, были папирус и пергамент.

Растение папирус (Cyperus papyrus ) произрастает в Египте в болотистой местности около реки Нила. Сте­бель растения очищали от коры и луба и из белоснеж­ного материала нарезали тонкие полосы. Их укладывали слоями вдоль и поперек, а затем механическим давле­нием выжимали из них растительный сок. Этот сок сам обладает способностью склеивать полосы папируса. Позд­нее для скрепления полос стали применять клей, при­готовленный из невыделанных шкур или муки. После высушивания на солнце получающиеся листы шлифовали камнем или кожей. Папирус для письма стали изготов­лять около 4000 лет назад. Считают, что и название бумаги (papiera ) происходит от слова папирус.

Пергамент — это невыделанная, но освобожденная от волос и обработанная известью звериная, овечья или козлиная кожа. Так же, как и папирус, пергамент — прочный и долговечный материал. Хотя бумага менее прочна и долговечна, она более дешева и потому более доступна для широкого использования.

Для изготовления рабочей части графитового каран­даша готовят смесь графита и глины с добавкой не­большого количества гидрированного подсолнечного мас­ла. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости — чем больше графита, тем более мягкий грифель. Смесь перемеши­вают в шаровой мельнице в присутствии воды в течение 100 ч. Приготовленную массу пропускают через фильтр-прессы и получают плиты. Их подсушивают, а затем из них выдавливают на шприц-прессе стержень, который режут на части определенной длины. Стержни в спе­циальных приспособлениях высушивают и исправляют возникшую кривизну. Затем их обжигают при темпера­туре 1000—1100°С в шахтных тиглях.

В состав грифелей цветных карандашей входят као­лин, тальк, стеарин (широкому кругу людей он известен как материал для изготовления свечей) и стеарат кальция (кальциевое мыло). Стеарин и стеарат кальция являются пластификаторами. В качестве связывающего материала используют карбоксиметилцеллюлозу. Это клей, используемый для наклейки обоев. Здесь его также предварительно заливают водой для набухания. Кроме того, в грифели вводят соответствующие краси­тели, как правило, это органические вещества. Такую смесь перемешивают (вальцуют на специальных маши­нах) и получают в виде тонкой фольги. Ее измельчают и полученным порошком набивают пистолет, из которого и шприцуют смесь в виде стержней, которые режут на куски определенной длины и затем сушат. Для окраски поверхности цветных карандашей используют те же пиг­менты и лаки, которыми обычно окрашивают детские игрушки. Подготовку деревянной оснастки и ее обработ­ку проводят так же, как и для графитовых карандашей.

Я проводил опыты, для того, чтобы разобраться в особенностях протекания химических реакций. Результаты опытов и особенности их протекания, а так же исходные вещества приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица результатов

Номер опыта

Исходные вещества

Способ воздействия

Результат

Примечания

Сахар, пепел

Поджигаем

Сахар горит

Пепел служит катализатором горения (окислительно-восстановительная реакция)

Песок, этиловый спирт, сода, сахар

Поджигаем

3 Смесь пенится

Бурная реакция нейтрализации


1) Сахароза C 12 H 22 O 11 в обычных условиях не горит: если поднести к куску сахара зажженную спичку, он будет плавиться, частично обугливаться, но не гореть. Если же на кусок сахара насыпать совсем немного пепла и снова поднести огонь, сахар загорится синевато-желтым пламенем с небольшим потрескиванием. Я попробовал и убедился!

Суть изменений в поведении сахара состоит в том, что зола, содержащая карбонаты щелочных металлов, служит катализатором горения этого вещества. Считается, что главную роль здесь играет карбонат лития Li 2 CO 3 . Сахар сгорает, превращаясь в углекислый газ и воду.

2) Сладкий сахар может превратиться в "черную гадюку", если насыпать в тарелку 3--4 столовые ложки сухого просеянного речного песка и сделать из него горку с углублением на вершине, пропитать песок этиловым спиртом , а потом заложить в углубление горки хорошо растертую в ступке смесь 1 столовой ложки сахарной пудры и 1 чайной ложки питьевой соды и поджечь эту смесь. Через 2-3 минуты на поверхности смеси появились черные шарики, а у основания - черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорел, смесь почернела, и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная змея с "воротником" из догорающего спирта. В пламени горящего спирта сахар плавится и обугливается, а выделяющийся из соды углекислый газ вспучивает и двигает горящую массу. Остаток после горения -- карбонат натрия, смешанный с мельчайшими частичками угля.

3) Этот опыт был мне известен давно, так делала мама, когда пекла торты и печенье: гасила соду уксусом. Реакция нейтрализации протекает очень бурно!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Охрана природы - задача нашего века. Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Даже по умеренным моделям процесса глобального потепления у маленьких ледников (а они составляют подавляющее большинство) нет шансов на восстановление. Таяние ледников – один из важнейших аспектов проблемы изменения климата. Это поставит под угрозу качество питьевой воды для почти 2 млрд. человек. Помимо этого, повысится и уровень морей. Так, по прогнозам, предоставленным ООН, в течение ближайших 30 лет могут растаять до 80% гималайских ледников.

Актуальность вопросов экологии в настоящее время уже не вызывает сомнения. В рамках экологических проблем рассматриваются химические процессы в газовой фазе (химия атмосферы) и в водных растворах (химия гидросферы), кристаллизация (химия литосферы), а также взаимные превращения соединений некоторых химических элементов с переходом из одного агрегатного состояния в другое (круговорот элементов в природе).

Несмотря на кажущееся разнообразие, практически все неорганические материалы (помимо металлов) являются кислородными соединениями кремния или солями кальция. Это не удивительно, если учесть, что кислород и кремний составляют три четверти земной коры, а кальций является самым распространенным из активных металлов. Поэтому обязательно нужно обратить внимание на состав, строение, свойства и области применения этих веществ, используемых не только в строительстве и в быту, но и при создании произведений искусства.

Постоянное увеличивается число препаратов бытовой химии. Грамотное использование химических веществ в домашнем хозяйстве требует понимания их свойств.

Вывод: понимание сущности химических процессов, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, приносит человеку только пользу.

1.Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1961 – 1967. Т. I — V .

2.Бетехтин А.Г. Минералогия. – М.: Гос. изд-во геологической литературы, 1950.

3.Бутт Ю.М., Дудеров Г.Н., Матвеев М.А. Общая технология силикатов. – М.: Госстройиздат, 1962.

4.Быстрое Г.П. Технология спичечного производства. – М.–Л.: Гослесбумиздат, 1961.

5.Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике. – М.: Лесная промышленность, 1964.

6.Кукушкин Ю.Н. Соединения высшего порядка. – Л.: Химия, 1991.

7.Кульский Л.А., Даль В.В. Проблема чистой воды. – Киев: Наукова думка, 1974.

8.Лосев К.С. Вода, – Л.: Гидрометеоиздат, 1989.

9.Теддер Дж., Нехватал А., Джубб А. Промышленная органическая химия. — М.: Мир, 1977.

10.Чалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности – Л.: Химия, 1969.

11. Новостные интернет издания. (2010 г.)

Школьный проект - это один из способов обеспечения развития ученика. Данные работы обязательны для учащихся. Нередко школьники старших классов сдают экзамены именно в что позволяет лучше оценить их знания и способность усваивать информацию.

Для чего нужны такие задания?

Интересные темы для проектов - это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Темы для средней и младшей школы

Интересные темы для проектов - залог того, что работа будет увлекательной для школьника. Если проект является исследовательским, он должен включать в себя элементы научного труда - гипотезу, ее проверку, лабораторное исследование, анализ полученных на выходе результатов. Например, избрана тема о выращивании бобов в домашних условиях. Школьник может подготовиться заранее - прочесть нужный материал по природоведению; провести эксперимент - прорастить бобы; сделать фотографии растения на каждом из этапов. Следующие интересные темы для проекта подойдут учащимся средних и младших классов:

  • Автомобили прежних времен и современные.
  • О том, как жили динозавры. Предполагаемые варианты их гибели.
  • Моя любимая собака.
  • Профессии, о которых мечтает каждый школьник.
  • Цвет в жизни человека.
  • Мультфильмы и их роль в жизни малышей.
  • Аквариум и его удивительные жители.
  • Как вырастить кристалл самостоятельно?
  • Особенности здорового образа жизни.
  • Занятия спортом в моей семье.
  • Старинные забавы на Руси.
  • Освоение человеком космического пространства.
  • История музыки и музыкальных инструментов.
  • Роботы будущего.
  • Особенности жизни пчел.
  • Самые красивые легенды о цветах.
  • История денег - от древности до современности.
  • Чай и кофе. История, легенды, традиции.
  • Выращивание бобов в домашних условиях.

Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории

Существует немало областей, которые могли бы увлечь Это могут быть гаджеты, различные продукты, вопросы любви и дружбы. Следующие интересные темы для проекта не оставят равнодушными школьную аудиторию:

  • Смайлики в сообщениях. История, особенности использования.
  • Самая яркая и необычная реклама.
  • Что думают молодые люди о семейной жизни?
  • Является ли Барби стандартом женской привлекательности?
  • Проблема чистоты в общественных местах.
  • Почему во время полета нужно выключать телефон?
  • Англицизмы в современной речи.
  • Гороскопы и астрология - правда или миф?
  • Как добиться благосостояния?
  • Что нужно человеку, чтобы достичь эмоционального равновесия?
  • Принцип работы микроволновки.
  • Как развить логическое мышление?
  • Полезна ли жвачка?
  • Ложь: причины и последствия. Почему люди врут друг другу?
  • Как стать фотографом?
  • Принцип работы 3D-очков для кинотеатра.
  • Оказывает ли влияние темп речи говорящего на восприятие доклада аудиторией?
  • Шпаргалка - помощник или враг?
  • Почему все учат английский?
  • Понимают ли братья наши меньшие речь?
  • Чайные традиции Китая.
  • Каков человек: добр или зол? Примеры из истории и жизни.
  • Стресс и заболевания - есть ли связь? Что такое психосоматические болезни?
  • Как простить человека? Нужно ли это делать?
  • «Коты Леопольды» в современном обществе.

Актуальные темы для подготовки проектов по русской литературе

Одной из самых интересных работ для многих школьников станет литературный проект. Его проблематика должна быть подобрана в соответствии со знаниями и уровнем подготовки учащегося. Темой проекта по литературе может быть биография поэта или писателя или же особенности его творчества. Такая работа поможет узнать много интересного об авторе, произведения которого понравились учащемуся. Проект может посвящаться особенностям литературного героя или же целого произведения. В процессе работы школьник сможет освежить в памяти информацию о любимом произведении, еще раз окунуться в его события.

Следующие темы проектов по литературе являются приблизительными. Школьник всегда может выбрать тот вопрос, который вызывает у него наибольший интерес.

  • Особенности творчества И. Бунина.
  • Роль внешности героя в его характеристике (на примере нескольких
  • Особенности романтического героя (на примере нескольких произведений).
  • Тема любви в лирике Ахматовой.
  • Природа в творчестве В. А. Жуковского.
  • История в пушкинских произведениях.
  • Проблема родины в творчестве Есенина.

Проекты по труду

Также большим простором для творческой работы будет задание по технологии. Темы проектов, рассмотренные ниже, предназначаются для девочек:

  • Как оформить кухню-столовую.
  • Блюда русской кухни.
  • Комнатные растения и интерьер помещения.
  • Аксессуары, связанные своими руками.
  • Декор и сервировка праздничного стола.

А вот какие проекты могут подготовить мальчики:

  • Изготовление настенных полочек для дисков или книг.
  • Как смастерить доску для нарезки овощей.
  • Модели самолетов, кораблей, автомобилей.
  • Изготовление скамейки.
  • Как смастерить складной столик для балкона.

Проектирование на научную тематику

Нередко школьникам нужно найти подходящие темы исследовательских проектов. Простор вариантов широк, ведь сколько научных отраслей, столько и разных сфер исследования. Из следующих тем, возможно, школьник сможет для себя что-нибудь подобрать:

  • Атмосфера Земли: состав, строение, движение воздушных масс.
  • Законы Ньютона и их применение.
  • Агрегатные состояния вещества.
  • Физические свойства углерода.

Обучаясь в старших классах школы и высших учебных заведениях, вы неминуемо столкнетесь с необходимостью написать исследовательскую работу - по сути, провести исследование различных научных, технических или социальных аспектов того или иного явления. Если вы еще никогда таким не занимались, то задание может показаться вам сложным. Тем не менее не все так уж и страшно! Исследуйте тему, найдите надежные источники и продумайте тезис. После составьте план и приступайте к написанию работы. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для проверки исследовательской работы. Проверить документ очень важно, если конечно вы хотите, чтобы вашу работу сочли одной из лучших.

Шаги

Выбор темы

    Задайте себе важные вопросы касательно предстоящей работы. Возможно, вам придется действовать в границах четко обозначенного задания, однако даже так вам нужно выбрать тему работы. Это самый первый и самый важный ее шаг. Не важно, будет ли ваша тема той, о которой вы грезите ночами, или чем-то, что вам менее интересно, далее вам следует подумать о том, достаточно ли по этой теме есть материала. Может, эта тема новая и малоисследованная, что позволит вам изложить в исследовательской работе собственное мнение? Уместно ли это будет в контексте задания?

    Выберите тему, которая вам нравится. Если у вас есть такая возможность, выберите интересную вам тему. Если проводить исследование на тему, которая вам самому небезразлична, то это более чем положительно скажется на качестве работы.

    Будьте оригинальны. Если вы пишите исследование по заданию учителя, подумайте и про других учащихся. Может, они тоже будут писать о той же теме, что и вы? Как вы тогда сможете сделать свою работу уникальной и выделяющейся?

    Прислушивайтесь к советам. Если вам сложно выбрать “подходящую” тему, то попросите совета у учителя или одноклассников. У них наверняка найдется идея-другая, которые вам очень понравятся! Ну а если не понравятся – они могут вдохновить вас, дать пищу для размышлений, что тоже полезно. Конечно, просить учителя о помощи может быть не очень удобно, но, собственно говоря, успешное выполнение вами задания – в их интересах! Иными словами, учителя вам помогут.

    Не бойтесь менять тему. Если вы выбрали тему, начали исследование и вдруг поняли, что «не идет» - не надо впадать в отчаяние! Даже после начала работы над исследованием, как ни странно, вы можете сменить тему. Да, вы потеряете некоторое время, да и часть работы пропадет втуне, но все же.

    Проведите эмпирическое исследование. Если есть возможность, обращайтесь к старым-добрым эмпирическим исследованиям. Что это? Представьте себе статью или книгу, написанную признанным экспертом по исследуемому вами вопросу, которая была прочитана и одобрена другими экспертами по исследуемому вами вопросу. Такие материалы можно найти в научных журналах или онлайн.

    Загляните в библиотеку. Местная научная библиотека ждет вас, без шуток! Это, конечно, дедовский метод, но не стоит относиться к нему с пренебрежением – в библиотеках полным-полно полезных материалов! Не бойтесь обращаться за помощью к библиотекарям, ведь, как-никак, их работа в том и заключается, чтобы помогать посетителям библиотек.

    Поищите материалы в сети. Учтите, переход по первым трем ссылкам, полученным в ответ на первый же запрос, это не путь мудрости при написании исследовательской работы. Оценивайте пригодность найденных материалов критически, не спешите, сперва прочтите все, что найдет для вас поисковик, только потом делайте выводы. Сайты, блоги и форумы являются не самыми надежными источниками информации, как-никак.

    • Если в общем, то сайтам на доменах.edu, .gov или.org можно доверять, так как это сайты школ, правительства или организаций, связанных с исследуемой вами темой.
    • Меняйте поисковый запрос, чтобы получить разные результаты. Если ничего не находится, то надо изменить запрос – вполне возможно, что он никак не пересекается с заголовками статей, которые бы вам пригодились.
  1. Используйте научные базы данных. Есть специальные поисковики и научные базы данных, в которых проиндексированы тысячи научных статей, журналов и книг. Да, многие из таких ресурсов платны, однако всегда есть способы разжиться бесплатным доступом.

    Будьте креативны! Если вы нашли книгу, которая идеально подходит вам, не поленитесь напрячь мозг и открыть список литературы – там вы сможете найти еще десятки замечательных книг по вашей теме!

Подготовка черновой версии

    Напишите аннотацию. Собрав все исследовательские материалы, распечатайте их (если они были получены из онлайн-источников) и отметьте в них все, что необходимо вам для написания работы. Этот шаг крайне важен: прочитайте найденный материал, сделайте соответствующие пометки и примечания, подчеркните основные факты и высказывания. Писать можно как на распечатках, так и на, скажем, прилепленных к страницам стикерам.

    • Поработайте с тщанием и пристрастием на этом этапе, дабы облегчить себе задачу в будущем, причем уже совсем близком. Отмечайте все, что может вам пригодиться!
    • Не стесняйтесь дописывать свои комментарии к выделенным фрагментам, чтобы самим потом не запутаться. Записывайте свои мысли о том, как можно использовать тот или иной фрагмент.
  1. Наведите порядок в ваших материалах. Процесс аннотирования может занять немало времени, однако и это не конец – нужно навести в ваших материалах порядок, дабы потом работать было проще и легче. В данном случае уместно будет разделить все по категориям-темам. Например, анализируя известное литературное произведение, в качестве тем можно использовать героев произведения, список ссылок на те или иные моменты сюжета, символизм текста и так далее.

    • Неплохо будет выписывать все на отдельные листы или карточки – так вам будет проще ре-категоризировать их.
    • Еще полезно работать с цветами. Если каждой категории присвоить отдельный цвет, то работать будет проще. Например, все, что связано с героями произведения, подчеркивайте зеленым, а все, относящееся к сюжету – оранжевым.
  2. Подготовьте предварительный список литературы. Работая с материалами, не забывайте выписывать авторов, год издания, издательство, количество страниц и, что самое важное, ту самую страницу, на которой вы нашли нужные сведения. Так вы существенно упростите себе жизнь в будущем.

    Определите цель написания вашей работы. Если говорить в общем, существует два типа исследовательских работ. Каждый из них требует особого подхода, что следует учитывать еще на этапе подготовки черновой версии.

    • Дискуссионная исследовательская работа берет за основу какой-либо спорный вопрос или приводит доводы в пользу той или иной точки зрения. Разумеется, проблема должна быть изначально спорной, но такой, чтобы оппоненты могли привести логичные контраргументы.
    • Аналитическая исследовательская работа предлагает за основу свежий взгляд касательно какого-либо важного вопроса. Тема может и не вызывать каких-либо споров, но вы должны попытаться убедить ваших слушателей, что ваши идеи заслуживают внимания. В данных работах уместно представлять собственные уникальные идеи, основанные на исследованном материале.
  3. Определитесь с тем, на какую аудиторию рассчитана ваша работа. Кто будет ее читать? Будет ли она опубликована? Очень важно, чтобы в вашей работе была отражена, так сказать, и ее читательская аудитория. Если вы пишите статью для научного журнала, то нет нужды объяснять азы и основы – пишите про то новое, что вы нашли. Верно и обратное – если ваша статья предназначена для тех, кто не очень хорошо разбирается в предмете, то следует объяснять все и вся, приводя примеры и комментарии.

    Напишите предварительный тезис, основываясь на цели исследовательской работы. Тезис выступает в качестве общей мысли вашей работы, делая утверждение касательно того или иного вопроса, затем приводятся доводы в пользу данного утверждения. На данном этапе набросайте лишь предварительный тезис вашей работы (на 1-2 предложения, не более), ведь в процессе исследования он может измениться. Помните, что вся ваша исследовательская работа должна быть связана с тезисом, а потому крайне важно обозначить тезис довольно четко.

    • Тезис – это, если в общем, тот самый вопрос, поиску ответа на который посвящена ваша работа. В чем он заключается? Какую гипотезу вы хотите подтвердить или опровергнуть? Допустим, вопрос звучит так: “Как социо-культурная дестигматизация увеличивает шансы на успешное лечение болезней психики? ”Отсюда можно вывести тезис – а им будет ответ, полученный вами на данный вопрос. Вот так вот – легко, просто и изящно.
    • Тезис должен выражать основную идею работы, однако не включать при этом в себя аргументы за или против, равно как и пересказ всей вашей работы. Тезис – это просто утверждение, а не список аргументов, которым, по большому счету, выступает сама статья.
  4. Определите основные вопросы статьи. Собственно, работая над статьей, вам нужно будет дать ответы на вопросы, которые вы считаете наиболее важными (в контексте исследуемой темы, само собой). Тут можно посоветовать лишь одно – вернитесь ко всем вашим найденным материалам и черновым наброскам, да и посмотрите, какие вопросы проходят через них красной нитью. Подумайте, о чем вы можете написать целый абзац, а то и больше? Какие ваши идеи подтверждены множество объективных фактов? Запишите основные ваши вопросы на бумаге, а потом запишите под каждым из них все связанные материалы.

    • На данном этапе важен порядок подачи материала. Самые ваши «убойные» выводы или вопросы разместите в начале статьи, а более спорные – ближе к концу.
    • Вовсе не обязательно ограничивать себя по схеме «1 основной момент – один абзац текста», особенно если вы пишете серьезное исследование. Основные идеи можно излагать на таком объеме текста, какой вы считаете необходимым.
  5. Не забудьте о требованиях к форматированию. В зависимости от того, какую именно статью вы пишете, к ней могут применяться различные требования по оформлению. Подробнее на этот счет вы можете узнать у человека, который и дал вам задание. Помните, что требования к форматированию могут изменить тот способ, которым вы будете готовить чистовую версию статьи.

    Закончите работу над черновой версией. Учтя все, о чем мы вам рассказали, подготовьте черновую версию статьи. Не забудьте про выравнивание, про отступы и все в этом духе. Черновая версия представляет собой краткое изложение вашей статьи в формате списка. Кстати, не забудьте добавить в этот список еще и все соответствующие цитаты, чтобы не тратить время на их поиск позже.

Подготовка чистовой версии

    Начните работу над текстом статьи. Вам, конечно, может показаться странным, что мы не советуем вам начать с работы над введением, однако тому есть причина – куда проще писать введение, опираясь на почти готовую статью. Начните с описания всего, что выступает в поддержку вашего тезиса. Можете слегка менять идеи и комментарии, манипулировать ими.

    • Для каждого сделанного вами заявления необходимо приводить подтверждение. Работа у вас исследовательская, а потому факты, факты и только факты – и никаких досужих домыслов.
    • Давайте емкие, развернутые комментарии. Если вы будете высказывать мнения, не подкрепляя их фактами, это будет плохо. Тем не менее, если вы будете приводить факты, но не будете объяснять, зачем и почему, то это снова не путь мудрости. Конечно, ваше желание задавить читателей фактами понятно, однако позаботьтесь и о том, чтобы все объяснить с помощью комментариев.
    • Длинные и прямые цитаты лучше не использовать. Смысл вашей работы, пусть даже та и зовется исследовательской, в том, чтобы явить миру ваши собственные мысли по исследуемой теме. Если цитата не является абсолютно необходимой, лучше обойтись непрямой речью и ее последующим анализом.
    • Переход от пункта к пункту должен быть плавным. Ваша исследовательская работа должна читаться, образно выражаясь, плавно. Удостоверьтесь в том, что переход от абзаца к абзацу дается читателям легко и просто.
  1. Напишите вывод. Теперь, когда вы тщательно проработали свою работу, напишите вывод, в котором будет кратко описана вся найденная информация, носящая завершающий характер. Начните с начального тезиса, затем напомните читателю о тех моментах, что вы описали по ходу работы. Медленно раскройте вашу тему и закончите на широкой ноте, описав результаты вашего исследования.

    • Цель вывода состоит в том, чтобы ответить на вопрос: "И что с того?" Убедитесь, что читатель, прочитав вашу работу, почерпнул для себя что-то новое.
    • Будет лучше, если вы напишите вывод до вступления. Прежде всего, вывод легче написать, когда вся информация все еще свежа в вашей памяти. Более того, желательно использовать весь свой словарный запас именно в выводе, а затем просто перефразировать все ранее изложенное во вступление. Именно так, а не наоборот. Это оставит намного лучшее впечатление на читателя.
  2. Напишите вступление. Вступление, по большому счету, суть противоположность заключения, и даже пишется оно наоборот. Начните с более обширной мысли, а затем перейдите именно к вашей теме. Избегайте повторений тех фраз, что вы использовали в выводе.

    Подготовьте чистовик. Когда ваша работа проверена и перепроверена, а форматирование отвечает всем соответствующим требованиям, и вообще все, что можно было сделать, уже сделано – остается лишь одно, а именно подготовка чистовика. Снова прочитайте всю вашу статью. Если надо внести какие-то изменения – вносите, даже если это касается шрифта, расстояния между строками и полей. Если надо, подготовьте титульный лист, список использованной литературы и так далее. Это завершающие вашу работу шаги. И обязательно, обязательно сделайте несколько копий вашей работы – как бумажных, так и электронных!

  • Проводя исследование, обратите внимание на важные темы, вопросы и ключевые проблемы. Старайтесь детально сконцентрировать усилия на отдельной интересующей вас теме, а не пытаться исследовать за раз сразу несколько вопросов в общих чертах.
  • Не ждите последней минуты, чтобы заняться работой!
  • Делайте все вовремя.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг» XIV НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МЫ И МИР БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ» Название работы (тип творческой работы)



6 Содержание (оглавление) Включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и заключение с указанием номеров начальных страниц. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и под глав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Страницы должны быть скомпонованы в следующем порядке: Титульный лист (стр.1) Оглавление (стр.2) Введение (обоснование выбранной темы) Основная часть Заключение (выводы) Список использованных информационных ресурсов Приложения (если таковые имеются)


Оглавление (план работы) помещается на странице 2, где указываются все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются План может быть простой или сложный План обязательно содержит пункты – введение, основная часть, заключение и библиографический список Каждый пункт плана имеет свою страницу Лист с планом не нумеруется, но считается страницей 2


Исследовательская работа: (проектно-исследовательская, реферативно-исследовательская) I. Введение 1. Актуальность и проблема исследования 2. Гипотеза. Цель. Задачи 3. Объект и предмет исследования. Новизна 4. Методы исследования и используемые источники информации II. Основная часть. Название работы 1. (Этапы и ход исследования ………). 2. ………………………………………..: а). ……………………. ; б). …………………….. ; в). ……………………... III. Заключение 1. Результаты исследования, их значимость 2. Выводы. Перспективы IV. Список использованных информационных ресурсов V. Приложения


Проектная работа I.Основная идея и замысел проекта II. Актуальность (можно указать проблему, гипотезу – если есть) III. Этапы разработки проекта, виды работ на каждом этапе (можно указать цель и задачи этапов – если есть) 1.……….. 2.……….. IV. Распределение ролей и позиций в проекте V. Ресурсы VI. Результаты осуществления проекта VII. Список использованных информационных ресурсов (если есть) VIII. Приложения (если есть) Типу работы соответствует свой план работы


Авторское произведение: 1. Основная идея данной работы 2. Этапы работы по реализации творческого замысла: а). ……….. ; б). …………. 1. Результаты работы 2. Приложение (к тексту могут прилагаться творческие разработки: видеоматериалы, рисунки, эскизы, рабочие материалы и т.д.)


11 Введение Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы. Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы. Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты работы.


Тема - это определение сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования. Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы (пример) обычно заключаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фактов их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека и т.п.


Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.


Цель исследования - это его конечный результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти (существительное) Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования (глаголы) Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы


Письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные и др.), - изобразительные (фотографии, рисунки, плакаты, географические карты и др.), - вещественные (предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.), - устные (беседы, интервью и др.), - технотронные (аудиовизуальные, видео визуальные, мультимедийные или компьютерные), - комплексные (предметы, содержащие элементы источников разных видов). Источники исследования


Методы исследования это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового знания. 1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение. 2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование. 3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент, проверка на практике.


17 Языковые клише, используемые во введении: Тема Работа (исследование, проект, реферат) посвящена теме, проблеме, актуальному вопросу… Работа (…) посвящена характеристике проблемы… Темой работы (…) является… В работе (…)… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д. А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.




19 Актуальность темы (проблемы), которой посвящена работа (исследование, проект, реферат) Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как… Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)… Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.) В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…




21 Основная часть В данном разделе должна быть раскрыта тема. В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора исследования. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.




23 Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: . Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под 7-м номером.


24 Заключение В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.


25 Языковые клише, используемые в заключении: Автор приходит к выводу, заключению о том… В заключение можно сказать… Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что… Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?) Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?) На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.


26 Список информационных ресурсов Список использованных информационных ресурсов завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор работы (исследования, проекта, реферата). Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.


27 Список используемой для написания работы (…) литературы составляется по следующему правилу: -Порядковый номер литературного источника. -Фамилия, инициалы автора. - Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). - Тип издания (Текст, изопродукция, электронное издание и т.д.). - Место (город) издания. - Издательство. - Год издания – цифра без буквы «г.». - Количество страниц (или другая информация об объеме издания, соответствующая его типу).


28 Статья из сборника записывается так: - Порядковый номер источника. -Фамилия, инициалы автора. - Заглавие статьи [Тип издания] // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. - Место (город) издания. - Год издания. Статья из журнала или газеты: -Порядковый номер источника. - Фамилия, инициалы автора. - Заглавие статьи [Тип издания] // Название журнала. -Год выпуска. - Номер выпуска. - Страницы статьи.


29 Например: Книги: 1.Воронцов, Г.А. Основы библиотековедения и работа с книгой [Текст]: Учебн. пособие для преподавателей и учащихся ср. спец. уч. заведений. -М.: Высшая школа, с. 2.Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса [Текст]. СПб.: ГМП «Формика», с. 3. Организация и методика проведения деловых совещаний: Учебное пособие. [Текст]. Киев: МАУП, Из энциклопедии: Гвоздецкий, Н.А. Эльбрус [Текст] //БСЭ 3-е изд. - -М: Т.30. С.151.


30 Журнал: 1.Александрова, З. Правовое регулирование труда государственных служащих [Текст] //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР С. 16 – Семенов, Ю. Непримиримость: Роман- хроника [Текст]//Смена С.25–32; 21. С.24 – 32; 22. С. 24– 31; 23. С.24–31; 24. С.24–32.




32 Например:Например: 1.Веб-документ: Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. Центр «Информика». [Электронный ресурс] 2. Телеконференция: Розина И.Н. Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 января GROUP emissia.offline, ART 629 (18 atdhfkz 1999). 3. Электронный ресурс на компакт-диске: Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые, граф., Зв. дан. и прикладная прог. (546 Мб). М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв., 12 см + рук. пользователя (1 л.)+открытка (1 л.).


33 Приложения Приложения к реферату позволяют повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, диаграммы и т.д. Приложения располагаются в конце реферата. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы). Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.


34 Систематизация материала в табличной форме Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры. Основные элементы таблицы Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал.


35 Оформление иллюстраций К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией: 1. Условное сокращенное название «Рис.». 2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака. 3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ОАО «Беркут». При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте.


36 Требования к оформлению работы Страницы текста и приложений реферата должны соответствовать формату А4 (210x297). Объем работы не должен превышать 20 – 25 страниц печатного текста (без приложений). При наличии приложений объем реферата может быть расширен до страниц. Для текста, выполненного на компьютере размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк 1,5-2; размер полей: левого 30 мм, правого 10 мм, верхнего 20 мм, нижнего 20 мм. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).


37 Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы чаще ставят вверху по центру страницы; на титульном листе и листе с оглавлением номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы и параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Переносы в заголовках не допускаются.


1. Тексты работ надо выверять с точки зрения лексической и стилистической грамотности. 2. Необходимо проверять по справочникам и энциклопедиям упоминаемые в тексте исторические даты и факты; фамилии, имена и отчества, даты жизни отдельных лиц; правильно употреблять сложные наукообразные слова и выражения. 3. При использовании специальных терминов и понятий не обязательно в конце работы предоставлять словарь, но употреблять профессиональную лексику надо лишь при полном ее понимании автором работы. 4. Приложения к работе необходимо аннотировать. (подписи под фотографиями, схемами, картами, воспоминаниями, интервью, репродукциями, иллюстрациями и т.д.) Требования к тексту


5. При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний, записей бесед и.т.п. необходимо правильно и точно оформлять сноски на первоисточник. 6. При использовании какого-либо другого носителя информации (видеозапись, аудиокассета, письмо, картина, копия, справка и т.п.) надо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, архив с указанием фонда и других выходных данных). 7. Обязательно надо указывать полный список источников, на основании которых сделана данная работа. 8. Обязательно надо указывать список краеведческой и научной литературы, используемой в данной работе. При этом важно грамотно, по принятым на данный момент библиографическим правилам (ГОСТам).


40 Критерии оценки работы Критерии оценки работы могут быть как общие, так и частные. К общим критериям можно отнести следующие: соответствие работы теме, глубина и полнота раскрытия темы, адекватность передачи первоисточника, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение), оформление (наличие плана, списка информационных источников, культура цитирования, сноски и т. д.); языковая правильность.


41 Частные критерии Относятся к конкретным структурным частям работы: введению, основной части, заключению. Критерии оценки введения: 1. Критерии оценки введения: наличие обоснования выбора темы, ее актуальности; наличие сформулированных проблемы, гипотезы, целей и задач работы, объекта и предмета исследования, новизны. наличие краткой характеристики первоисточников.


42 Критерии оценки основной части: структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; наличие заголовков к частям текста и их удачная формулировка; проблемность и разносторонность в изложении материала, выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование, наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.




44 Информационные ресурсы 1.Воронцов, Г.А. Работа над рефератом. [Текст]. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», с. 2. ГОСТ «Реферат и аннотация» 3.Калмыкова, И.Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов [Текст]. // Образование в современной школе С Межгосударственный стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [Текст] Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты) [Текст]. //Практика административной работы в школе Розина, И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы. Ростовский государственный педагогический университет. [Электронный ресурс]. 7.Шилова, О.Н., Лебедева, М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. [Текст]. М.: Интуит.ру, с.