Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Профсоюзы в современном обществе Одна из основных задач профсоюзов в сфере нормирования труда и вопросов заработной платы

Профсоюз - добровольное общественное объединение граж­дан, связанных общими производственными, профессиональ­ными интересами по роду их деятельности, создаваемое в це­лях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуще­ствляющий трудовую (профессиональную) деятельность, име­ет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для за­щиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюз­ной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без граж­данства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными зако­нами или международными договорами Российской Федера­ции.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциа­ции) по отраслевому, территориальному или иному учитываю­щему профессиональную специфику признаку - общероссий­ские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действу­ет на основании положения, принятого в соответствии с уста­вом, или на основании общего положения о первичной профсо­юзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), полити­ческих партий и других общественных объединений, им не по­дотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, ко­торое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отноше­ния внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица воз­никает с момента их государственной (уведомительной) регис­трации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не при­обретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или не­принадлежностью его к профсоюзу.


Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществлять­ся только по решению их членов в порядке, определяемом ус­тавом профсоюза, положением о первичной профсоюзной орга­низации, а их ликвидация как юридического лица в соответ­ствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Кон­ституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена ре­шением Верховного Суда Российской Федерации или соответ­ствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генераль­ного прокурора Российской Федерации, прокурора соответству­ющего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение де­ятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов ра­ботающих, поэтому их главная функция - защитная. Потреб­ность защиты прав и интересов работников в сфере труда осо­бенно актуальна в современный период, обнаживший социаль­но-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с ра­ботодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-парт­нерских отношений, начиная с производства и кончая феде­ральным уровнем, при этом используют свою защитную функ­цию, а также вторую их важнейшую функцию - представи­тельства интересов работников. Для эффективного осуществ­ления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность проф­союзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работ­ников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предус­мотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельнос­ти» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их со­ответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование обществен­ных отношений, в которые они вступают в процессе своей дея­тельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - мора­ли, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспече­ния представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политичес­ких условий, в которых они развиваются.

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Основные направления деятельности профсоюзов 5

1.1. Понятие и цели деятельности профсоюзов.......................................... 5

1.2. Основные функции профсоюзов.......................................................... 8

Глава 2. Место и значение профсоюзов в общественно-политической инфраструктуре общества................................................................ 19

2.1. Профсоюзы как социальный институт................................................ 19

2.2. Статус профсоюзов в современном обществе.................................... 22

Заключение.............................................................................................. 27

Список использованных источников и литературы.......... 29

1. Интеграция общества, достижение социального мира. Наиболее значителен вклад профсоюзов в институционализацию социальных конфликтов, прежде всего в сфере социально-трудовых отношений, во введение их (конфликтов) в организующее русло, в предотвращение стихийных, неконтролируемых массовых выступлений. Даже такие острые формы индустриальных конфликтов как забастовки, инициируемые профсоюзами, в конечном счете способствуют интеграции общества, так как позволяют лучше понимать положение и интересы противоборствующих групп и находить взаимоприемлемые решения. В целом же профсоюзы больше способствуют объединению людей, чем их разъединению, социальный мир предпочитают войне «всех против всех» и немало делают в этом направлении практически, выступая в роли социального амортизатора между противостоящими сторонами.

2. Создание гражданского общества через развитие производственной демократии. Российское общество пока не может преодолеть авторитарный стиль отношений между носителями власти (политической и экономической) и рядовыми членами общества. Более того, этот стиль ужесточается, несмотря на проводимые демократические преобразования. Рядовой работник, непосредственный производитель товаров и услуг оказался сторонним наблюдателем и безучастным исполнителем менеджерских стратегий, оперативных планов и заданий.

Профсоюзы позволяют разрушить монополию экономической власти через такую оправдавшую себя во всем мире форму, как коллективные договора и соглашения. Согласно договоренностям сторон часть полномочий по регулированию социально-экономических процессов делегируется трудовым коллективам, которые вместе с работодателями и администраторами начинают разделять ответственность за характер их протекания и результат. Это вполне вписывается в современные менеджерские концепции партисипативного управления. Развитие самоуправленческих начал в производственной жизни, чему содействуют профсоюзы, ускоряет процесс создания гражданского общества.

3. Содействие формированию социального государства. Немалую роль в создании социальных государств многих стран сыграли профсоюзы, выступая настойчивыми лоббистами в парламентах и правительствах по проведению разнообразных социальных программ, по приданию экономикам социально ориентированного характера. Через механизмы контроля за движением крупных финансовых сумм, которые концентрируются в социальных фондах, через участие в утверждении уставов и положений этих фондов, через рассмотрение проектов разнообразных социальных программ и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые отношения, профсоюзы пусть не напрямую, но косвенно содействуют становлению социального государства.

4. Сохранение и развитие трудового потенциала общества. Эта ориентирующая цель наиболее близка профсоюзам, поскольку их основная деятельность протекает в сфере общественного труда. Позитивное воздействие профсоюзов на сохранение и развитие трудового потенциала общества проявляется при осуществлении ими работы по следующим направлениям:

Повышение уровня оплаты труда, обеспечивающей воспроизводство трудовых потенций каждого конкретного работника и общества в целом;

Охрана труда, снижение производственного травматизма и профзаболеваний;

Профессиональная подготовка работников, включая оказание им помощи в овладении знаниями «рынка»;

Обеспечение продуктивной занятости, недопущение сверхэксплуатации, социально и экономически необоснованной и застойной безработицы.

5. Развитие рыночных отношений, формирование рынка труда. Профсоюзы при известных условиях могут позитивно влиять на развитие рынка, поднимая цену рабочей силы и создавая тем самым условия не только улучшения жизни людей, но и экономического роста. Пока они работают преимущественно на первичном рынке, в традиционном производстве, вторичный рынок с его нестабильностью и негарантированностью в сущности еще не охвачен профсоюзным влиянием, особенно в секторах полулегальной и нелегальной занятости, но то, что и на этом рынке профсоюзы должны стать сильным игроком, сомнению не подлежит. Сейчас же наемный работник в этих секторах оставлен один на один с работодателем, который, будучи не связанный какими-либо ограничениями, включая моральные, может творить произвол: платить низкие зарплаты, не обеспечивать необходимые социальные условия, допускать сверхэксплуатацию работника.

6. Утверждение в обществе гуманистических ценностей и развитой трудовой морали. Ускоренное движение России к рынку привело к ценностным сдвигам, крайне болезненно воспринимаемым обществом. На смену коллективизму приходит индивидуализм, отношения всеобщей коммерциализации заменяют прежние отношения товарищества и взаимопомощи, погоня за выгодой становится основным движущим мотивом. Конкуренция за рабочие места, должности, ресурсы ведет к отчужденности, разобщению людей, их взаимной изоляции. Профсоюзы, будучи общественными объединениями людей труда, по природе своей являются носителями ценностей, которые не могут быть подвержены девальвации. Это ценности честного и добросовестного труда, справедливого распределения совместно произведенного продукта, коллективизма, товарищества, взаимопомощи и другие. Для профсоюзов утверждение этих гуманистических норм и норм трудовой морали является одним из важнейших целевых ориентиров деятельности.

К основным функциям профсоюзов относят также сле­дующие :

1. Организационная, или функция организации социальных практик.

2. Функция регуляции социально-трудовых отношений.

3. Защитная функция.

4. Представительская функция.

5. Контрольная функция.

Организационная функция профсоюзов состоит в том, что они организационно обеспечивают некоторое число долговременных и повторяющихся социальных практик. Это практики:

Разрешения индустриального трудового конфликта;

Осуществления социального партнерства;

Ведения колдоговорного процесса;

Проведения массовых акций;

Осуществления деятельности внутрисоюзных органов и органи­заций;

Обеспечения членства;

Осуществления международных контактов и связей и др.

Функция регуляции социально-трудовых отношений осуществляется профсоюзами на паритетных началах с основными социальными партнерами: государством и предпринимателями. Профсоюзы не управляют напрямую процессами в сфере социально-трудовых отношении, но участвуют в их регулировании на уровне своей компетенции и в интересах различных групп наемного труда.

Свое влияние профсоюзы оказывают в большей или меньшей степени, на следующие аспекты социально-трудовых отношений:

Оплата труда;

Условия, организация и нормирование труда;

Охрана труда и его безопасность (включая экологическую);

Занятость и безработица;

Приватизация;

Налоги и бюджеты в части, касающейся общественного труда.

Работа совместно с законодательными и исполнительными органами власти (не исключающую лоббирование), с работодателями по регулированию социально-трудовых отношений - это то поле, где профсоюзы на практике могут демонстрировать свою социальную полезность, так как включаются в создание нормативно-правовой системы, обязательной для всех социальных деятелей.

Представительская функция заключается в том, что профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению различных профессиональных групп работников, трудовых коллективов, работников, занятых в одной или нескольких отраслях, работников, проживающих на одной территории, выражать и отстаивать их интересы.

Контрольная функция профсоюзов рассматривается как одна из форм осуществления гражданского общественного контроля за действиями властей и работодателей в сфере социально-трудовых отношений, а также за деятельностью самих профсоюзных органов и организаций. Отсутствие надлежащего контроля в период экономического реформирования, когда профсоюзы по различным причинам оказались урезаны в правах контроля за многими процессами, породило в значительной мере многочисленные нарушения трудовых норм, от которых страдает все общество.

Вспомогательные функции профсоюзов представлены следующим набором:

1. Функция трудовой социализации.

2. Экспертно-консультативная функция.

3. Информационно-аналитическая функция.

4. Образовательная функция.

5. Коммуникативная функция.

6. Хозяйственно-экономическая функция.

Профсоюзы, объединяя людей труда и разделяя базовые трудовые ценности, выполняют важную функцию трудовой социализации, которая в самом общем виде означает освоение человеком роли работника. Особое значение имеет первичная социализация, то есть вхождение молодого человека в трудовую среду, освоение им норм внутриколлективной жизни и трудовой морали, начальную профессиональную подготовку, отношение к работе.

Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов ра­ботающих, поэтому их главная функция - защитная. Потреб­ность защиты прав и интересов работников в сфере труда осо­бенно актуальна в современный период, обнаживший социаль­но-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с ра­ботодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-парт­нерских отношений, начиная с производства и кончая феде­ральным уровнем, при этом используют свою защитную функ­цию, а также вторую их важнейшую функцию - представи­тельства интересов работников. Для эффективного осуществ­ления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда .

Защитная функция профсоюзов - это деятельность проф­союзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работ­ников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предус­мотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельнос­ти» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их со­ответствующими правами.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование обществен­ных отношений, в которые они вступают в процессе своей дея­тельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - мора­ли, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспече­ния представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политичес­ких условий, в которых они развиваются.

Современное законодательство позволяет профессиональ­ным союзам сосредоточиться на выполнении основной зада­чи - представлять и защищать социально-экономические ин­тересы работников, эти права характеризуют отношения проф­союзов с государственными и хозяйственными органами ре­шений в сфере труда. По отношению к государственным и хо­зяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по от­ношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выс­тупают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по от­ношению к государственным и хозяйственным органам и обя­занности перед трудящимися.

Профсоюзы вносят предложе­ния и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-тру­довые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюз­ных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы участвуют в разработке государственных про­грамм занятости, они должны быть уведомлены о предстоя­щем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение ра­ботника - члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответ­ствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хо­зяйственными органами строятся на основе социального парт­нерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партне­рами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов.

Для осуществления своей уставной деятельности профсо­юзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от госу­дарственных и хозяйственных органов информацию по соци­ально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осу­ществление профсоюзного контроля за соблюдением законо­дательства о труде и создают для этой цели собственные инс­пекции труда.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (дове­ренные) лица по охране труда профессиональных союзов име­ют право :

Осуществлять контроль за соблюдением трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права;

Проводить независимую экспертизу условий труда и обес­печение безопасности работников организации;

Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Получать информацию от руководителей и иных долж­ностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производ­стве и профессиональных заболеваниях;

Защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здо­ровью работников;

Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обя­зательные для рассмотрения;

Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

Принимать участие в разработке законов и иных норма­тивных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации;

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудо­вого права, сокрытии фактов несчастных случаев на про­изводстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осу­ществлении указанных полномочий взаимодействуют с го­сударственными органами надзора и контроля за соблюде­нием законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда про­фессиональных союзов имеют право беспрепятственно про­верять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными ли­цами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

По-новому осуществляют профсоюзы защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях наруше­ния законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по соб­ственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Для более квалифицированной помощи в деле защиты со­циально-трудовых и других прав и профессиональных интере­сов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юри­дические службы и консультации.

Полномочия профсоюзов обладают различной юридичес­кой силой. Юридическую силу характеризует степень обяза­тельности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещатель­ный (рекомендательный) характер, таково, например, учас­тие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудо­вые права работников . Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоя­тельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными орга­нами.

Возможны случаи, когда профсоюзы принимают самосто­ятельные решения в сфере трудовых отношений, например, ре­шения о проведении забастовок.

Глава 2. Место и значение профсоюзов в общественно-политической инфраструктуре общества

2.1. Профсоюзы как социальный институт

В современном словоупотреблении понятие «профессиональные союзы» или «профсоюзы» утратило свой первоначальный смысл.

Во-первых, профсоюзы в подавляющем большинстве уже слабо со­относимы с понятием профессии и связанными с нею профессиональными интересами. Если какой-либо профсоюз и создается по признаку общности профессии, то последняя является агрегированной профессией (металлург, химик, рыбак и т.д. - каждая есть совокупность многих конкретных профессий). Большинство современных профсоюзов организуются по производственному принципу, то есть объединяют работников различных профессий, но занятых на одном производстве (предприятии, фирме, компании и т.д.). И, главное, людей связывают не столько собственно профессиональные интересы (содержание работы, ее функциональные особенности, мастерство, квалификационные требования и пр.), сколько находящиеся как бы вне профессии условия ее реализации. В основе объединения в профсоюзы лежат, прежде всего, экономические интересы, оказывающиеся сходными для профессиональных и межпрофессиональных групп, а также социальные условия осуществления профессиональной деятельности, и лишь в последнюю очередь - все то, что относится непосредственно к содержательным и технологическим аспектам труда.

Во-вторых, профсоюзы давно не «союзы» в классическом понимании этого слова. Они действуют не только и не столько на основе согласия, сколько на основе установлений, достаточно формализованных и обязывающих - законы, уставы, постановления, резолюции, инструкции и т.д. Сохраняя определенные внешние признаки союза - добровольность участия, демократизм процедур и пр. - профсоюзы обладают ныне всеми атрибутами института, причем института оказывающего существенное влияние на общественную жизнь.

К какому же из известных базовых институтов отнести профсоюзы? Учитывая полифункциональность профсоюзов, многообразие внутри- и межинституциональных связей, большое количество включенных в орбиту их деятельности людей, множество взаимодействующих социальных групп и организаций, сложность нормативной системы, разнообразие организационных форм и т.д., профсоюзы следует считать самостоятельным базовым социальным институтом. Таким же, как государство, семья или церковь. Достаточно хотя бы мысленно исключить из развивающихся обществ XIX, а особенно XX века этот институт и легко представить, какие бы общества мы имели сегодня, какой уровень жизни в них преобладал, какие дифференциации наблюдались, и какова была в этих обществах степень социального напряжения и конфликтности.

Благодаря профсоюзам удалось во многом снять дестабилизирующие дифференциации, особенно в оплате труда, направить разрушительные социальные конфликты в организованное русло и в значительной степени уменьшить их остроту, улучшить условия труда больших отрядов индустриальных работников и в целом условия продажи рабочей силы.

Многое сделано профсоюзами в плане развития производственной демократии, гуманизации отношений между трудом и капиталом, менеджерами и рабочими, а также в профессионализации рабочих, организации их быта и отдыха.

Даже столь беглое перечисление результатов институциональной деятельности профсоюзов говорит об их значении в общественном развитии, которое не может быть сведено к какой-то одной пусть и важной, например, защитной, функции .

Институциональная особенность профсоюзов состоит, прежде всего, в том, что они встроены в систему социально-трудовых отношений - важнейших отношений в обществе, регулируют эти отношения, выступая на стороне наемного труда, и в этом их основное предназначение. Поэтому профсоюзы скорее можно считать регулятивным институтом, или институтом регуляции социально-трудовых отношений.

Еще одна особенность данного института заключается в том, что он занимает промежуточное, буферное положение в ряду других базовых институтов - политических, экономических, социальных (в узком смысле) - и он вынужден, поэтому, испытывать влияние и нагрузки этих институтов, беря на себя часть их функций. Бывшие советские профсоюзы отчасти замещали хозяйствующих субъектов, выступали проводниками политической линии правящей партии, инициировали конкурентность, соревновательность среди работников и коллективов, осуществляли социализацию, приобщая молодых работников к базовым трудовым ценностям, самостоятельно вели большой объем социальной работы (оздоровительная, культурно-воспитательная, физкультурно-спортивная, благотворительная и др.)

Профсоюзы, имея транзитный, маргинальный статус, выполняют функции посредника между работодателем (собственником, предпринимателем) и наемным работником как непосредственным производителем товаров и услуг. Они как бы аккумулирует претензии двух сторон и стараются разрешить их в пользу работника.

В составе системного института, каковым являются профсоюзы, действуют пединституты или частные институты, имеющие социально-технологическую природу и организующие конкретные социальные практики. Это институт коллективных договоров и соглашений, институт социального партнерств, институт представительства и членства. Данные институты нормативно и организационно регулируют процессы взаимодействия субъектов - наемного работника, предпринимателя, госу­дарства, внося сюда элементы упорядоченности и контроля. Через институты колдоговоров, партнерства и представительства профсоюзы осуществляют ныне основной объем практической работы.

2.2. Статус профсоюзов в современном обществе

Позиции профсоюзов в обществе определяется двумя группами факторов: экзогенными и эндогенными.

К первым, в наибольшей степени обеспечивающим соответствующий статус профсоюзам, можно отнести их отношения с: 1) государством; 2) бизнесом; 3) политическими партиями и движениями; 4) гражданским обществом. Отношения эти можно рассматривать и как наиболее существенные внешние институциональные связи.

Профсоюзы объективно не могут не выражать интересы государства, тем более, если последнее претендует называться «социальным», так как от этого зависит само их существование в институциональных формах. Но профсоюзы не могут не выражать и интересы другой стороны - работников наемного труда, создающих эти союзы для представительства и защиты своих интересов.

Больший или меньший компромисс в сторону государства или, напротив, в сторону совокупного наемного работника зависит от конкретной политико-экономической ситуации в обществе. Если государство достаточно сильно и дееспособно, правительство демонстрирует политическую волю, а в обществе не присутствуют революционные настроения, то профсоюзы целиком и полностью склоняются на сторону государства, вплоть до растворения их в государственных структурах. Так было во времена советских профсоюзов, которые оказались до такой степени прочно вшитыми в ткань государства и правящей в нем партии, что только по формальным признакам можно было различить «кто есть кто» .

Перекрещивание функции, перетекание элит, однообразные принципы строения (унитаризм, централизм) делали трудно различимыми те специфи­ческие особенности, которыми отличается данный социальный институт от государственных институтов.

Компромисс в пользу государства проявлялся во многих отношениях, начиная от оплаты труда профработникам по принятым государством стандартам и кончая практической невозможностью (и недопустимостью) применения силовых акций в виде митингов протеста, забастовок и т.д.

Государство, в свою очередь, шло на компромисс с профсоюзами, делегируя им исполнение социальной работы (распоряжение фондами социального страхования и пенсионного обеспечения, содержание лечебно-оздоровительных, социально-бытовых объектов, учреждений культуры, спорта и др.), которая в других обществах и странах составляет, как правило, прерогативу государственных организаций и предпринимательских структур.

Статусная особенность российских профсоюзов состоит в том, что они в лице своих лидеров, главным оппонентом считают государство и весь свой критический ресурс, идеологические и организационные возможности направляют на противодействие государству и политической власти, хотя основные противоречия в системе социально-трудовых отношений проходит по линии «капитал - труд», «работодатель - наемный работник».

В работе раскрываются основные причины данного явления: «социальное происхождение» профсоюзных лидеров и функционеров, уровень их социальной компетентности, степень правовой защищенности и др.

Статус оппозиционного по отношению к государству института развязывает профсоюзам руки, позволяет действовать без лишней оглядки и тем лучше выполнять свои функции. Жесткая зависимость от государства, имевшая место ранее, таких возможностей не предоставляла. Но, очевидно, степень оппозиционности профсоюзов должна корректироваться с социальными действиями государства, не все инициативы должны подвергаться обструкции, а какие-то получать и поддержку. Иными словами, лучшая позиция профсоюзов в правовом демократическом обществе - это конструктивная оппозиция. Профсоюзы вправе выставлять свои требования государству, исходя из интересов представляемых ими работников, но и государство тоже вправе предложить свой «государственный заказ».

Статус профсоюзов зависит и от того, какие складываются отношения между ними и предпринимательскими структурами, миром бизнеса. Профсоюзам явно не подходят как «приятельские» отношения с бизнесом, который в отсутствии сильного противовеса становится чрезмерно алчным, жестоким и внеморальным, так и постоянная конфронтация с ним, понижающая эффективность предпринимательской активности.

Налаживание отношений сотрудничества профсоюзов с бизнесом имеет под собой основания, у них есть много общих проблем - найма, массовых увольнений, продвижения по службе, оплаты труда, поддержания трудовой дисциплины, профтехнической подготовки рабочих кадров - равно важных как для профсоюзов и выражающих их интересы работников, так и для предпринимателей и менеджерского корпуса.

Профсоюзам и предпринимателям предлагается точнее определить круг задач, в которых они не принимают участие, и что является исключительной компетенцией другой стороны, тем более, что мировая практика накопила в этом отношении немалый опыт.

Всяческое стремление к сотрудничеству с бизнесом, что крайне важно для мирного, без забастовок, разрешения трудовых разногласий и конфликтов, чревато, однако, потерей для профсоюзов своего лица, понижением общественного статуса. Статус равного партнера предпринимателю профсоюзы де-факто могут обрести, лишь сохраняя требовательность, повышая профессионализм в работе, углубляя знания и компетентность своих функционеров и активистов, пополняя ряды новыми членами, расширяя институциональные связи и социальную базу .

Российский предприниматель не вполне осознает еще ту положительную роль, которую могут играть профсоюзы в урегулировании трудовых отношений на производстве, и потому не проявляют заин­тересованности в создании профсоюзных организаций и обеспечении условий их деятельности. Только на единичных вновь создаваемых предприятиях частного сектора организуются профсоюзы. Менеджеры большинства же предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, считают представительные органы работников излишними и даже вредными. Профсоюзам немало предстоит сделать, чтобы переломить эту негативную для себя обструкционистскую позицию бизнеса, доказать на деле свою функциональную значимость.

Повышение своего статуса профсоюзы не случайно связывают с участием в политической жизни общества. Из всех ресурсов, к обладанию которыми стремится любой институт, любая организация, наибольшие дивиденды дает ресурс власти. А самый большой объем власти достигается в сфере политики, поэтому приближение к политическим структурам и институтам, приобщение к тем органам, где принимаются важные властные решения, а еще лучше - вхождение в них, составляет главный вектор устремлений лидеров и элитных групп организаций и институтов.

Хотя основные интересы профсоюзов лежат в социально-экономическом пространстве, и многие профсоюзы провозгласили свою независимость от политических партий, занимают позиции «чистого тред-юнионизма», тем не менее, они не прочь использовать в своих интересах политические рычаги.

Разумеется, стать абсолютно политически нейтральными профсоюзы не могут по определению. Вопрос в другом - какие политические партии и движения поддерживать и в каких формах с тем, чтобы не понизить свой и так недостаточно высокий социальный статус. Пока в этом вопросе позиции российских профсоюзов выглядят крайне неопределенными.

Статус профсоюзов как института определяется не только его отношениями с государством, бизнесом и политическими партиями, но его связями с обществом в целом. Последние получают свое эмпирическое выражение: 1) в информированности общества о профсоюзах; 2) в восприятии обществом профсоюзов; 3) в ожиданиях общества по отношению к профсоюзам.

Причины, по которым общество утратило ин­терес к профсоюзам и не выказывает потребности иметь о них полную информацию, влияют на оценку и восприятие людьми профсоюзов. Ко второй группе - эндогенных- факторов можно отнести: 1) коли­чество вовлеченных людей и их активность; 2) организационные структуры и организационные возможности; 3) цели, интересы статусных групп и их позиции по отношению к актуальным проблемам; 4) экономические и финансовые возможности.

Данные факторы характеризуют внутриинституциональные связи.

В составе профсоюзов выделяются четыре относительно самостоятельные статусные группы, которые располагают разным объемом власти, разными возможностями распоряжаться ресурсами, разными ожиданиями по поводу вхождения в состав института, разным престижем. Это: рядовые члены профсоюза; профсоюзные активисты; профсоюзные работники и специалисты; профсоюзные лидеры. Статус профсоюзов двойственен и противоречив. Формально высокие показатели вовлеченности людей в деятельность института, развитости организационных структур, финансового и имущественного состояния и одновременно не до конца определенные отношения с государством, политическими партиями, бизнесом и обществом в целом и, как следствие, неудовлетворяющая это общество результативность деятельности - вот что характерно для современных российских профсоюзов.

Заключение

Проведённое исследование роли профсоюзов в защите трудовых прав работника позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Основными направлениями деятельности профсоюза являются: влияние на уровень зарплаты его членов (в сочетании с социальным пакетом) и уровень занятости.

2. Защитная деятельность профсоюзов России охватывает оплату труда, условия труда, занятость. Эти направления являются основополагающими в коллективно-договорном процессе и находят обязательное отражение в соглашениях и коллективных договорах.

3. Профсоюзной защите подлежат не все права граждан, а только те, защита которых определена профсоюзам законодательством, является их прерогативой.

4. Подход к профсоюзам как к институту, выполняющему важные общественные функции (а не только как к сумме некоторого количества общественных организаций или общественных объединений), является наиболее подходящим методологическим приемом, который позволяет охватить изучаемый объект в целостности и взаимосвязи с другими общественными явлениями, увидеть динамику его форм и функций.

5. Формальное изменение статуса и функций профсоюзов не приводит к автоматическому изменению содержания, методов и форм работы, требуется преодоление внешних барьеров, заданных социальной средой, и стереотипов, сложившихся внутри самих профсоюзов.

6. Имеется рассогласование между содержанием функций, масштабностью целей и задач, выдвигаемых профсоюзами, и реальными возможностями их достижения; основными препятствиями являются неблагоприятный имидж профсоюзов, недоверие к ним со стороны граждан, слабая мотивированность и недостаточная компетентность профсоюзных кадров.

7. Одним из условий повышения авторитета профсоюзов и активизации их деятельности является профессионализация профсоюзных работников, введение в практику формирования резерва, подбора, продвижения и обучения штатных работников профессиограмм как системы требований к кандидату на профсоюзную должность.

В заключение хотелось бы несколькими штрихами обозначить суть действий профсоюзов, их конечную цель – проводимые реформы в стране должны быть направлены на рост уровня и качества жизни населения, социальная политика должна отвечать интересам широких слоев населения, необходимо возвышение и обновление роли социальной функции государства. Все это позволит обеспечить развитие образования, науки, культуры, здравоохранения и других направлений социальной сферы.

Деятельность профсоюзов в реализации этих задач может быть направлена разными путями, два из которых сейчас в основном имеют место. Это – коллективные формы давления на решение социальных проблем и ориентация на социальное партнерство.

Профсоюзы являются базовым социальным институтом общества, а по содержанию основных своих функций выступают в качестве регулятивного института, включенного в систему социально-трудовых отношений. Профсоюзы становятся необходимым институтом демократического общества с рыночной экономикой как гарант производственной демократии и как центр силы, представляющий интересы наемных работников на рынке труда.

Список использованных источников и литературы

1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп. от 01.01.2010) // Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002.

2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) // Российская газета, N 12, 20.01.1996.

3. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2009.

4. Башмаков В. И. Профсоюзы как социальный институт. М.: ГУУ, 2001.

5. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Социологические исследования. № 6, 2002, С.3-17.

6. Капелюшников Р. Механизм формирования заработной платы в российской промышленности // Вопросы экономики. 2004. № 4 С.66 – 90.

7. Коршунова Т.Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. №11. С.59-70.

8. Коршунова Т.Ю. Понятие, основные принципы и формы социального партнерства в сфере труда.// Трудовое право. 2006. №9. С.27-37.

9. Мазин А. Профсоюзы: прошлое, настоящее, будущее // Человек и Труд. 2005, № 7. – с. 23-28.

10. Мазин А. Профсоюзное движение: новые импульсы, новая ответственность. // Человек и труд. 2005. № 8. С.71-77.

11. Миронов В.И. Постатейный комментарий Трудового кодекса. М., 2005.

12. Савченко П.В. . М.: Финансы и статистика, 2000.

13. Суриков А.Е. Доходы населения.- М.: Финансы и статистика, 2000. – 240 с.

14. Трудовое право России под ред. С.П.Маврина, Е.Б.Хохлова. М., 2004.

15. Эренберг Р.Д., Смит Р.С. Современная экономика труда. М.: Изд-во МГУ, 2006.


2 Коршунова Т.Ю. Понятие, основные принципы и формы социального партнерства в сфере труда.// Трудовое право. 2006. №9. С.28.

Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Социологические исследования. № 6, 2002, С. 6.

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2009. С. 169.

Мазина А. Профсоюзное движение: новые импульсы, новая ответственность. // Человек и труд. 2005. № 8. С.73.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

профсоюз профессиональный союз функция

Функции профсоюзов - это направления их деятельности.

Защитная функция профсоюзов, является традиционной и для советских профсоюзов. В силу того, что исторически она возникла раньше других функций, ее содержание характеризуется значительными и сложными изменениями.

Задача защиты профсоюзами прав и интересов трудящихся в социалистическом обществе представляет собой составную деятельности часть всей системы организаций советского общества и прежде всего Коммунистической партии и социалистического государства. Особенности защитной функции профсоюзов по сравнению с защитой прав и интересов трудящихся другими организациями советского общества состоит в том, что, во-первых, профсоюзы призваны защищать права и интересы рабочих и служащих главным образом в области общественно - трудовых отношений; во-вторых, основная цель профсоюзов при этом заключается в недопущении (предупреждении) возможных нарушений, указанных прав и интересов; в-третьих, профсоюзы используют при защите прав и законных интересов рабочих и служащих такие пути и средства, которые недоступны для государственного аппарата.

ФУНКЦИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА. В условиях, когда профсоюзы не имеют (по российскому законодательству) права на законодательную инициативу, они активно реализуют свое участие а процессе нормотворчества через предложения и поправки в проекты законов, которые направляются в Комитеты ГД РФ, через РТК, через объединение профсоюзов России (ФНПР) и др.

Реализуя эту функцию профсоюзные комитеты, формулируя мотивированное мнение по тому или иному локальному правовому акту образовательного учреждения, осуществляет по существу экспертизу и глубокий его анализ, что бы защитить членов Профсоюза от негативных последствий введения нормативного акта в жизнь

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ. В соответствии с законодательством РФ профсоюзам предоставлено право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профсоюзные правовые и технические инспекторы, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в учреждении образования имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, норм охраны труда, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

ФУНКЦИЯ СОУПРАВЛЕНИЯ. Основными формами участия профсоюзных организаций в управлении на уровне учреждения образования являются: учет мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; проведение консультаций с работодателем (администрацией) по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе учреждения, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Одной из важных форм соуправления является получение профсоюзным комитетом от администрации необходимой информацию по таким вопросам как: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по иным вопросам, предусмотренным ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. В рамках функции соуправления профсоюзный комитет имеют право вносить по вышеперечисленным вопросам предложения в органы управления организацией и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Реализация функции соуправления является для профсоюзной организации важным механизмом в реализации уставных целей и задач.

ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ. Определение содержания профсоюзной учебы, разработка наиболее эффективных методов и организационных форм обучения профсоюзного актива, их совершенствование - является основными проблемами в деятельности профсоюзных комитетов по обучению. Формируя свою систему подготовки актива, следует активно вводить и нестандартные модели их подготовки. В обучающие программы наряду с традиционными вопросами целесообразно включать риторику, логику и другие необычные компоненты, расширяющие возможности профсоюзного активиста особенно в условиях широкого социального партнерства. Важно в организациях Профсоюза создать обучающую среду, которая бы активно способствует формированию и развитию необходимых качеств, умений, навыков. Это сложная задача требует постоянного к себе внимания и участия в ее разрешении всех структур Профсоюза.

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ. Организаторская функция пронизывает все направления деятельности профсоюзных организаций, выборных органов в профсоюзе и реализуется на четырех уровнях.

  • 1. Организационный (практический) уровень:
    • - обеспечение деятельности высших органов профсоюзной организации;
    • - обеспечение деятельности коллегиальных выборных профсоюзных органов;
    • - организация работы постоянных комиссий профкома;
    • - проведение встреч, бесед, «круглых столов», деловых переговоров, конференций и др.;
    • - организация и использование устной и наглядно-художественной информации (лекции и выступления, профсоюзные уголки, информационные стенды профкома, объявления, информационные листки, выставки и др.);
    • - организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий (вечера, спортивные соревнования и др.);
    • - организация отдыха (поездки выходного дня, организация семейного досуга и др.);
    • - здоровьесберегающие мероприятия (профилактические медицинские осмотры, организация санаторно-курортного лечения) и др.
  • 2. Уровень профсоюзного нормотворчества:
    • - разработка и принятие Положения об организации;
    • - формирование и принятие решений высших и исполнительных органов профсоюзных организаций (в форме постановлений);
    • - формирование мотивированного мнения профсоюзного комитета и др.;
    • - формирование и принятие решений индивидуальных выборных профсоюзных органов (председателей организаций в форме распоряжений);
    • - подготовка и принятие резолюций, заявлений, обращений, открытых писем по тем или иным актуальным социально-трудовым проблемам в коллективе;
    • - формирование представлений, обращений и исков в органы инспекции, профсоюзные органы и суды и др.
  • 3. Уровень аналитико-творческой деятельности профкома:
    • - разработка планов, определение перспектив развития профсоюзной организации, уточнение целей и конкретизация задач;
    • - разработка проекта коллективного договора, соглашения по охране труда и др.;
    • - разработка сценариев проведения мероприятий, акций;
    • - обобщение практики и опыта работы комиссий, профсоюзного актива (составление справок информаций);
    • - анализ состояния и результатов деятельности выборных профсоюзных органов по тем или иным направлениям (статистические и иные отчеты);
    • - подготовка методических материалов;
    • - подготовка информационных бюллетеней, наглядной информации и др.
  • 4. Технологический уровень:
    • - адаптация различных методик организационно-уставной работы профкома; - адаптация методик и рекомендаций по проведению коллективных акций, забастовок и др.
    • - разработка мер по использованию опыта и внедрению новых форм работы профсоюзных организаций в практику (профсоюзные кружки, опыт разработки целевых проектов деятельности первичной организации др.);
    • - выработка критериев оценки деятельности постоянных комиссий и актива, выявление эффективности деятельности профсоюзных организаций и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Профессиональный союз, сокращенно профсоюз, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» - добровольная общественная организация, объединяющая трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственных сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

Роль профсоюзов в гражданском обществе:

· Защита законных прав и интересов работников.

· Участие в установлении эффективной экономики, позволяющей осуществлять принцип экономической демократии и социальной справедливости.

· Индикатор общественного мнения, элемент системы обратной связи для корректировки политики государства.

· Представительство экономических интересов работников на рынке труда.

Основы для создания профсоюзов в России заложены в ст. 30 Конституции РФ: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, то есть гарантируется право как свободного вступления в профсоюзы, так и беспрепятственного выхода.

Основные функции профсоюзов:

а) Представительская - представление интересов работников перед работодателем, органами муниципальной, региональной и федеральной власти.

б) Защитная - защита трудовых прав работников, их социально-экономических интересов.

в) Контрольная - контроль: исполнения законодательства в сфере труда, социальной сфере, коллективного договора на предприятии и соглашений федерального, регионального и муниципального уровней; соблюдения норм труда и промышленной безопасности.

г) Организаторская - организация работников для совместных действий по защите своих прав и интересов.

1. Организационное строение Профсоюзов

Основу организационного строения профсоюза составляют первичные профсоюзные организации. Закон о профсоюзах дает такое определение первичной профсоюзной организации: "добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза" ФЗ «О профсоюзах», ст. 3.

Если в субъекте федерации действуют несколько первичных организаций одного профсоюза, они, как правило, объединяются в территориальную организацию профсоюза.

Федерация объединяет два вида членских организаций:

а) общероссийские и межрегиональные профсоюзы;

б) территориальные объединения организаций профсоюзов.

Территориальное объединение организаций профсоюзов объединяет территориальные организации общероссийских профсоюзов, входящих в ФНПР, которые действуют на территории субъекта федерации.

Функции территориального объединения организаций профсоюзов:

а) Представительство интересов Федерации Независимых Профсоюзов России в субъектах Федерации.

б) Координация действий организаций профсоюзов в субъекте Федерации.

в) Обеспечение взаимодействия членских организаций.

г) Регулирование социально-трудовых отношений на территории субъекта Российской Федерации.

занятость трудовой законодательство профсоюз

2. Правовое обеспечение деятельности профсоюзов

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке.

Правовой основой деятельности профсоюзов в современной России являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовой кодекс Российской Федерации:

а) право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

б) право профсоюзов на содействие занятости;

в) право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, соглашений и контроль за их выполнением;

г) право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

д) право профсоюзов на информацию (получать ее от работодателя, органов государственной власти, пользоваться государственными СМИ);

е) право на подготовку и повышения квалификации профсоюзных кадров;

ж) право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства;

з) право в области охраны труда и окружающей среды;

и) право на участие в приватизации государственного и муниципального имущества;

к) право на социальную защиту работников;

л) право на представительство интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

м) имущественные права профсоюзов.

Гарантии деятельности профсоюзов:

а) гарантии имущественных прав;

б) гарантии выборным работникам;

в) гарантии на судебную защиту;

г) гарантии со стороны работодателя.

Ответственность профсоюзов:

а) за нарушение конституционных норм;

б) за невыполнение коллективного договора;

в) за организацию признанной по суду незаконной забостовки.

Взаимоотношения с органами государственной власти:

а) неподотчетность;

б) система соглашений;

в) приостановка деятельности профсоюзов только в судебном порядке.

Международные принципы и нормы права оказывают определяющее влияние на формирование российского законодательства, в том числе и в вопросах деятельности профессиональных союзов.

3. Социальное партнерство

Социальное партнерство - это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.

Основными принципами социального партнерства являются:

а) - равноправие сторон;

б) - уважение и учет интересов сторон;

в) - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

г) - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

д) - соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

е) - полномочность представителей сторон;

ж) - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

з) - добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

и) - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

к) - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

л) - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

м) - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Профсоюзы выступают в качестве представителей стороны работников. Защищая интересы членов профсоюзов, они действуют в интересах всех работников.

Коллективный договор является формой участия работников в управлении организацией и обеспечивает защиту их трудовых прав и социально-экономических интересов.

Стороны социального партнерства несут взаимную ответственность.

4. Обеспечение занятости и достойной оплаты труда

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Участие профсоюзов в содействии занятости и достойной оплаты труда гарантировано нормативно-правовыми актами:

а) создать новые рабочие места с хорошими условиями труда и достойной заработной платой;

б) добиваться соблюдения законодательства при высвобождении работников и сокращении рабочих мест на предприятии;

в) содействовать переобучению, повышению квалификации работников;

г) способствовать созданию условий для развития системы профессионального образования.

Позиция профсоюзов на рынке труда: «Эффективная занятость - необходимое условие для достойного труда».

Идеология профсоюзов заключается в тезисе: «Достойная оплата достойного труда».

Позиция профсоюзов в вопросах оплаты труда

а) Минимальная заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума в регионе и в Российской Федерации.

б) Средняя заработная плата не ниже четырех прожиточных минимумов.

в) Индексация заработной платы в зависимости от роста инфляции.

г) Установление системы оплаты труда на предприятии, способствующей росту заработной платы, стимулированию работников за высокую производительность труда.

д) Защита заработной платы.

е) Установление постоянной (базовой) части заработной платы на уровне не ниже 70% от общего объема оплаты труда.

5. Социальная защита работников и членов их семей

Социальная защита - это комплекс целенаправленных мер правового, экономического и организационного характера ограждения граждан от негативных проявлений социальной среды, смягчения их последствий, для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная защита работников и членов их семей - одно из главных направлений деятельности профсоюзов.

Социальное страхование - основа социальной защиты работников.

Профсоюзы используют различные формы своей деятельности с целью защиты социальных прав и интересов работников:

а) Участие в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих социальную сферу.

б) Участие в управлении внебюджетными социальными фондами.

в) Обеспечение социальной защиты работников через систему соглашений и коллективных договоров.

г) Организация и проведение коллективных действий профсоюзов за социальные гарантии.

Решение проблем социальной защиты работников достигается прежде всего путем увеличения заработной платы.

6. Обеспечение охраны труда работников

Участие профсоюзов в охране труда закреплено международным и национальным законодательством, региональными и отраслевыми нормативными актами.

На федеральном уровне

а) Участие в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда.

б) Участие в разработке нормативно-правовых актов.

в) Участие в формировании государственных программ.

г) Общественный контроль за соблюдением прав и интересов трудящихся в области охраны труда.

На предприятии

а) Разрабатывают и заключают коллективный договор и осуществляют контроль за его исполнением (в коллективном договоре есть раздел по вопросам охраны труда).

б) Представляют сторону работников в составе комиссии по охране труда.

в) Способствуют выявлению и требуют устранения опасных условий труда.

г) Участвуют в экспертизе условий труда и аттестации рабочих мест.

д) Участвуют в расследовании несчастных случаев и возмещении ущерба работнику предприятием.

е) Участвуют в разработке финансовых обоснований для мероприятий по охране труда.

ж) Оказывают консультативную помощь работникам, информируют их об опасных условиях и мерах предупреждения.

Вопросы охраны труда являются составной частью соглашений и коллективных договоров.

Контроль за соблюдением прав работников в области охраны труда осуществляется государственными и профсоюзными техническими инспекторами труда. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации они имеют ряд прав, в том числе:

а) беспрепятственно посещать организации, где работают члены данного профсоюза;

б) осуществлять контроль за соблюдением нормативно-правовых актов;

в) проводить независимую экспертизу и участвовать в расследовании несчастных случаев;

г) получать информацию от работодателя о состоянии условий и охране труда на предприятии;

д) защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью;

е) направлять предписания об устранении выявленных нарушений;

ж) обращаться в государственные органы управления по охране труда.

Работодатели несут ответственность за состояние охраны труда на производстве и обязаны возмещать работнику нанесенный ущерб:

а) Обязанность работодателя возмещать ущерб работнику основана на нормах федерального законодательства.

б) Возмещение осуществляется в виде: пособия по временной нетрудоспособности, единовременных выплат, ежемесячных страховых выплат, дополнительных расходов на реабилитацию.

Профсоюзы оказывают влияние на органы государственной власти и работодателей в выработке и реализации политики в области охраны труда, создании нормальных и безопасных условий труда на предприятии.

7. Контроль соблюдения законодательства о труде и защите трудовых прав работников

Основным документом, регулирующим отношения в сфере труда, является Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый 30 декабря 2001 г., с внесенными в него изменениями и дополнениями от 30 июня 2006 г.

Права профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением трудовых прав работников предусмотрены в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Виды профсоюзного контроля:

а) предварительный - предупреждение нарушений законодательства о труде;

б) текущий (периодический) - проверка условий труда;

в) последующий - восстановление нарушенных прав работников.

Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства профсоюзы вправе получать бесплатно и беспрепятственно информацию и вносить предложения.

Правозащитная деятельность профсоюзов в сфере труда осуществляется через профсоюзные технические и правовые инспекции. Они:

а) организуют проверки соблюдения трудового законодательства и других нормативно-правовых актов;

б) добиваются устранения выявленных нарушений;

в) принимают участие в комиссиях по трудовым спорам в качестве представителей работников;

г) представляют интересы работников - членов профсоюза в суде;

д) проводят правовую экспертизу законопроектов и нормативных актов по социально-трудовым вопросам;

е) взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, государственной инспекцией труда;

ж) ведут учет и обобщают статистические данные о нарушениях и мерах по их пресечению.

Участие профсоюзов в обеспечении законности изменения условий трудового договора:

а) консультирование работника, которому работодателем предложены изменения условий трудового договора;

б) определение законности предложенных работодателем работнику изменений, проведение переговоров с работодателем;

в) участие в разрешении трудового спора в комиссии по трудовым спорам или в суде в качестве представителя работника - члена профсоюза;

г) проверка правовым инспектором труда наличия нарушений трудового законодательства на предприятии при проведении плановых проверок и направление работодателю соответствующих предписаний;

д) учет мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов;

е) заключение коллективного договора, условия которого распространяются на работников и регулируют особенности труда на конкретном предприятии;

ж) юридическая помощь членам профсоюза;

з) переговоры с работодателем по вопросам трудового договора.

При принятии локальных нормативных актов работодатель обязан учесть мнение выборного профсоюзного органа.

Трудовой договор между работником и работодателем, оформленный в письменном виде, является обязательным документом, регулирующим социально-трудовые отношения.

8. Разрешение трудовых споров

Трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда.

Трудовые споры бывают индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные трудовые споры решаются через комиссии по трудовым спорам с участием профсоюзов на стороне работника - члена профсоюза.

Роль профсоюзной организации в создании и формировании КТС (Комиссия по трудовым спорам)

а) - разъяснение целесообразности создания КТС в организации;

б) - подготовка и проведение общего собрания (конференции) работников;

в) - подбор кандидатур в состав КТС для избрания на собрании (конференции).

В коллективном трудовом споре профсоюзная организация выступает представительным органом работников, участвует в обязательных примирительных процедурах.

При недостижении разрешения трудового спора эффективной законной мерой воздействия на работодателя является забастовка.

Стороны коллективного трудового спора несут дисциплинарную и материальную ответственность.

Заключение

Профсоюзы могут существовать и выполнять свои функции лишь в определенном правовом пространстве. Необходимо, чтобы профсоюзный лидер в современных условиях обладал необходимыми знаниями в области трудового законодательства, законодательства об охране труда и профсоюзах. Именно в рамках законов профсоюзы должны уметь защищать интересы работников. Эта сфера деятельности включает контроль профсоюзов за своевременной и полной оплатой труда, за созданием нормальных условий труда, соблюдением законодательных норм при найме и увольнении, недопущением нарушения производственного процесса со стороны работодателя.

Профсоюз постоянно и целенаправленно будет активно выступать за повышение жизненного уровня и реализацию прав членов Профсоюза, интересы которых представляет.

Литература

2. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» №10-ФЗ от 12 января 1996 г. (с изменениями от 9.05.2005 г.)

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2007.

4. Исайчева Е.А. «Справочник по трудовому праву» М. «Городец» 2005

5. Михеев В.А. «Основы социального партнерства» М. «Экзамен» 2001

6. Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1993

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Характеристика совокупности прав и обязанностей профсоюзов по российскому законодательству. Деятельность профсоюзов в сфере занятости населения. Классификация прав и основные формы влияния профсоюзов на управление трудовым процессом на предприятии.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Понятие и сущность профсоюзов, нормативно-правовое регулирование их деятельности. Социально-правовые проблемы в повышении роли профсоюзов в защите прав и интересов работников. Примеры из судебной практики по делам о трудовых спорах с участием профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Защита трудовых прав и интересов работников как цель создания профсоюзов. Полномочия профсоюзов по участию в нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Права профсоюзов в сфере труда и гарантии их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2014

    Нормативно-законодательные основы деятельности профессиональных союзов по защите прав и интересов работников. Правовой статус профсоюзов в сфере труда. Гарантии и методы защиты прав профсоюзов, их ответственность и меры пресечения возможных нарушений.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2010

    Право на объединение - одно из основных прав человека и гражданина. Правозащитный характер профсоюзов в сфере труда. Участники и стороны социального партнерства. Характеристика защитной, представительской и сотруднической функций. Полномочия профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2012

    Правовое положение профсоюзов в сфере труда. Классификация основных прав профсоюзов. Гарантии имущественных прав освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, по созданию работодателем условий для осуществления профсоюзной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Правовые основы деятельности профсоюзов: защита интересов работников в сфере охраны труда; их полномочия в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства и правоотношениями с работодателем по выполнению обязательств Коллективного договора.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2012

    Понятие, статус профсоюзов, их защитная функция. Гарантии прав и деятельности профсоюзов. Классификация и принципы создания профсоюзных органов по различным признакам, правовые основы деятельности. Роль профсоюзов в современном правовом пространстве.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2009

    Понятие и сущность обеспечения защиты трудовых прав в России на современном этапе. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Формы реализации защитной функции профсоюзов и Федеральной инспекции труда. Проблемы судебной защиты.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Выделяются следующие целевые социальные ориентиры (латентные функции), которые выстраивают деятельность института профсоюзов:

1. Интеграция общества, достижение социального мира. Наиболее значителен вклад профсоюзов в институционализацию социальных конфликтов, прежде всего в сфере социально-трудовых отношений, во введение их (конфликтов) в организующее русло, в предотвращение стихийных, неконтролируемых массовых выступлений. Даже такие острые формы индустриальных конфликтов как забастовки, инициируемые профсоюзами, в конечном счете способствуют интеграции общества, так как позволяют лучше понимать положение и интересы противоборствующих групп и находить взаимоприемлемые решения. В целом же профсоюзы больше способствуют объединению людей, чем их разъединению, социальный мир предпочитают войне «всех против всех» и немало делают в этом направлении практически, выступая в роли социального амортизатора между противостоящими сторонами.

2. Создание гражданского общества через развитие производственнойдемократии. Российское общество пока не может преодолеть авторитарный стиль отношений между носителями власти (политической и экономической) и рядовыми членами общества. Более того, этот стиль ужесточается, несмотря на проводимые демократические преобразования. Рядовой работник, непосредственный производитель товаров и услуг оказался сторонним наблюдателем и безучастным исполнителем менеджерских стратегий, оперативных планов и заданий.

Профсоюзы позволяют разрушить монополию экономической власти через такую оправдавшую себя во всем мире форму, как коллективные договора и соглашения. Согласно договоренностям сторон часть полномочий по регулированию социально-экономических процессов делегируется трудовым коллективам, которые вместе с работодателями и администраторами начинают разделять ответственность за характер их протекания и результат. Это вполне вписывается в современные менеджерские концепции партисипативного управления. Развитие самоуправленческих начал в производственной жизни, чему содействуют профсоюзы, ускоряет процесс создания гражданского общества.

3. Содействие формированию социального государства. Немалую роль в создании социальных государств многих стран сыграли профсоюзы, выступая настойчивыми лоббистами в парламентах и правительствах по проведению разнообразных социальных программ, по приданию экономикам социально ориентированного характера. Через механизмы контроля за движением крупных финансовых сумм, которые концентрируются в социальных фондах, через участие в утверждении уставов и положений этих фондов, через рассмотрение проектов разнообразных социальных программ и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые отношения, профсоюзы пусть не напрямую, но косвенно содействуют становлению социального государства.

4. Сохранение и развитие трудового потенциала общества. Эта ориентирующая цель наиболее близка профсоюзам, поскольку их основная деятельность протекает в сфере общественного труда. Позитивное воздействие профсоюзов на сохранение и развитие трудового потенциала общества проявляется при осуществлении ими работы по следующим направлениям:

Повышение уровня оплаты труда, обеспечивающей воспроизводство трудовых потенций каждого конкретного работника и общества в целом;

Охрана труда, снижение производственного травматизма и профзаболеваний;

Профессиональная подготовка работников, включая оказание им помощи в овладении знаниями «рынка»;

Обеспечение продуктивной занятости, недопущение сверхэксплуатации, социально и экономически необоснованной и застойной безработицы.

5. Развитие рыночных отношений, формирование рынка труда. Профсоюзы при известных условиях могут позитивно влиять на развитие рынка, поднимая цену рабочей силы и создавая тем самым условия не только улучшения жизни людей, но и экономического роста. Пока они работают преимущественно на первичном рынке, в традиционном производстве, вторичный рынок с его нестабильностью и негарантированностью в сущности еще не охвачен профсоюзным влиянием, особенно в секторах полулегальной и нелегальной занятости, но то, что и на этом рынке профсоюзы должны стать сильным игроком, сомнению не подлежит. Сейчас же наемный работник в этих секторах оставлен один на один с работодателем, который, будучи не связанный какими-либо ограничениями, включая моральные, может творить произвол: платить низкие зарплаты, не обеспечивать необходимые социальные условия, допускать сверхэксплуатацию работника.

6. Утверждение в обществе гуманистических ценностей и развитой трудовой морали. Ускоренное движение России к рынку привело к ценностным сдвигам, крайне болезненно воспринимаемым обществом. На смену коллективизму приходит индивидуализм, отношения всеобщей коммерциализации заменяют прежние отношения товарищества и взаимопомощи, погоня за выгодой становится основным движущим мотивом. Конкуренция за рабочие места, должности, ресурсы ведет к отчужденности, разобщению людей, их взаимной изоляции. Профсоюзы, будучи общественными объединениями людей труда, по природе своей являются носителями ценностей, которые не могут быть подвержены девальвации. Это ценности честного и добросовестного труда, справедливого распределения совместно произведенного продукта, коллективизма, товарищества, взаимопомощи и другие. Для профсоюзов утверждение этих гуманистических норм и норм трудовой морали является одним из важнейших целевых ориентиров деятельности.