Функции врача по общей гигиене. Профессия — Санитарный врач, врач-гигиенист. «Подводные камни», очевидные минусы

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

врача по общей гигиены

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность врача по общей гигиены подразделения «Гигиенические технологии» (далее - Врач по общей гигиене) ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее Учреждение).

1.2. На должность врача по общей гигиены назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности;
  • По должности врач по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы - интернатура или ординатура по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;
  • По должности врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям - ординатура по специальности «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования» или профессиональная переподготовка по специальности «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
  • По должности врач по радиационной гигиене - ординатура по специальности «Радиационная гигиена» или профессиональная переподготовка по специальности «Радиационная гигиена»;
  • По должности врач по общей гигиене - интернатура или ординатура по специальности «Общая гигиена»;
  • По должности врач по коммунальной гигиене - ординатура по специальности «Коммунальная гигиена» или профессиональная переподготовка по специальности «Коммунальная гигиена»;
  • По должности врач клинической лабораторной диагностики - интернатура и (или) ординатура по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» или профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»;
  • По должности врач-дезинфектолог - ординатура по специальности «Дезинфектология» или профессиональная переподготовка по специальности «Дезинфектология»;
  • По должности врач по гигиеническому воспитанию - ординатура по специальности «Гигиеническое воспитание» или профессиональная переподготовка по специальности «Гигиеническое воспитание»;
  • По должности врач по гигиене труда - ординатура по специальности «Гигиена труда» или профессиональная переподготовка по специальности «Гигиена труда»;
  • По должности врач по гигиене питания - ординатура по специальности «Гигиена питания» или профессиональная переподготовка по специальности «Гигиена питания»;
  • По должности врач по гигиене детей и подростков - ординатура по специальности «Гигиена детей и подростков» или профессиональная переподготовка по специальности «Гигиена детей и подростков»;
  • По должности врач-вирусолог - ординатура по специальности «Вирусология» или профессиональная переподготовка по специальности «Вирусология»;
  • По должности врач-бактериолог - ординатура по специальности «Бактериология» или профессиональная переподготовка по специальности «Бактериология» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Клиническая лабораторная диагностика», «Эпидемиология», «Лабораторная микология»;
  • Высшее образование - специалитет по направлению подготовки (специальности) «Медико-профилактическое дело»;
  • По должности врач-эпидемиолог - интернатура и (или) ординатура по специальности «Эпидемиология»;
  • Особые условия допуска к работе врача по общей гигиены:

    1.3. Врач по общей гигиене должен знать:

  • Методы медицинской генетики для организации мониторинга за отдаленными последствиями экологических воздействий;
  • Принципы использования статистических приемов для решения эпидемиологических задач и анализа эпидемиологических материалов;
  • Принципы гигиенического изучения состояния здоровья и профилактики заболеваемости населения (популяции);
  • Принципы построения государственного учета по показателям состояния здоровья населения, демографическим показателям;
  • Санитарно-гигиенические показатели состояния объектов окружающей среды и показатели степени опасности загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды, водных объектов хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования, почвы;
  • Методы интегральной оценки влияния условий трудового процесса, обучения, воспитания, качества среды жилых и общественных зданий, химической нагрузки на организм человека;
  • Основы применения современных информационно-коммуникационных технологий, геоинформационных систем;
  • Комплексные показатели антропогенной нагрузки;
  • Методика оценки риска для здоровья населения;
  • Основные физико-химические, математические естественно-научные понятия и методы сбора и медико-статистического анализа информации о состоянии санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • Физиолого-гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
  • Гигиенические требования к качеству питьевой воды, санитарно-гигиенические требования к качеству воды водоемов, атмосферного воздуха, почвы;
  • Порядок применения мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий нарушений;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и пищевого сырья;
  • Принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест;
  • Принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
  • Методы эпидемиологического обследования очага заболевания и методы эпидемиологического анализа;
  • Законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей;
  • Виды эпидемиологических исследований и их предназначение;
  • Показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе социально-гигиенического мониторинга;
  • Цели и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытовой среды, в медицинских организациях, на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, на производственных объектах, в учреждениях для детей и подростков;
  • Действие ионизирующих излучений на здоровье человека биологические механизмы и клиника радиационных поражений человека;
  • Методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;
  • Гигиеническое нормирование химических, физических и биологических факторов среды обитания человека в условиях населенных мест;
  • Гигиеническое нормирование вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, меры профилактики их вредного воздействия.;
  • Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций;
  • Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований;
  • Основные принципы и методика планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
  • Методы гигиенических исследований объектов окружающей среды;
  • 1.4. Врач по общей гигиене должен уметь:

  • Давать оценку эффективности профилактических мероприятий;
  • Выявлять причинно-следственные связи между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки;
  • Формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей;
  • Прогнозировать влияние факторов среды обитания на здоровье населения;
  • Рассчитывать риск для здоровья населения от воздействия факторов среды обитания;
  • Квалифицировать динамику, структуру показателей заболеваемости населения на территориях муниципальных образований, субъектов Российской Федерации;
  • Применять законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей;
  • Оценивать факторы среды обитания, в том числе интегральные показатели, и влияние на здоровье населения;
  • Оценивать документы, характеризующие свойства продукции, и эффективность мер по предотвращению их вредного воздействия на здоровье человека;
  • Устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), оценивать последствия возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений);
  • Выявлять причинно-следственную связь между допущенным нарушением и угрозой жизни и здоровью людей, доказательства угрозы жизни и здоровья людей, последствия, которые может повлечь (повлекло) допущенное нарушение;
  • Проводить отбор образцов продукции и проб для исследований, испытаний, измерений, проводить измерения факторов среды обитания;
  • Применять методы и методики исследований (испытаний) и измерений;
  • Определять перечень показателей факторов среды обитания, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека;
  • 1.5. Врач по общей гигиене назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    1.6. Врач по общей гигиене подчиняется генеральному директору Учреждения и начальнику подразделения «Гигиенические технологии»

    2. Трудовые функции

  • 2.1. Проведение социально-гигиенического мониторинга и оценки риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека.
  • 2.2. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.
  • 3. Должностные обязанности

  • 3.1. Определение ведущих загрязнителей по факторам окружающей среды и территориям для оптимизации лабораторного контроля и выделения наиболее значимых для системы социально-гигиенического мониторинга.
  • 3.2. Информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения для принятия необходимых мер по устранению выявленного воздействия неблагоприятных факторов среды обитания человека.
  • 3.3. Проведение ранжирования источников, определяющих вклад в загрязнение окружающей среды по приоритетным факторам, для подготовки предложений и принятия управленческих решений.
  • 3.4. Проведение оценки биологических, химических, физических, социальных, природно-климатических показателей и установление критериев санитарно-эпидемиологического благополучия населения района и города.
  • 3.5. Проведение ранжирования территорий для принятия управленческих решений.
  • 3.6. Установление точек отбора проб и мест измерений объектов и факторов, позволяющих охарактеризовать их распространение на территории и возможное влияние на человека; определение периодичности и кратности отбора, порядка наблюдения и исследования.
  • 3.7. Выбор ведущих показателей нарушения здоровья для слежения в системе социально-гигиенического мониторинга.
  • 3.8. Подготовка информационно-аналитических материалов о результатах гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
  • 3.9. Проведение анализа материалов официальной статистики о заболеваемости населения, демографических процессов, социально-экономической ситуации, санитарном состоянии объектов окружающей среды; анализа форм учетной и отчетной медицинской документации.
  • 3.10. Сбор, хранение, обработка и систематизация данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека, ведение баз данных мониторинга на уровне города, района, субъекта Российской Федерации и на транспорте, передача информации в федеральный информационный фонд.
  • 3.11. Разработка оздоровительных мероприятий.
  • 3.12. Составление акта расследования или карты эпидемиологического обследования очага.
  • 3.13. Анализ полноты представленных (имеющихся) материалов и документов, оценка санитарно-эпидемиологической ситуации.
  • 3.14. Рассмотрение, оценка, анализ и сопоставление результатов исследований материалов.
  • 3.15. Определение наличия/отсутствия запрещенных веществ в составе продукции / среде обитания.
  • 3.16. Изучение представленных документов и материалов на предмет наличия факторов, представляющих потенциальную опасность.
  • 3.17. Выбор испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в установленном порядке.
  • 3.18. Проведение лабораторных исследований и испытаний, обследований и их оценка.
  • 3.19. Отбор проб материала от контактных лиц в очаге заболевания, проб окружающей среды.
  • 3.20. Выявление зависимости между регистрируемыми случаями заболеваний и общим фоном заболеваемости на территории, прилегающей к очагу, оценка данных ретроспективного и оперативного анализа.
  • 3.21. Определение методов и методик выполнения исследований (испытаний) и измерений, условий испытаний, алгоритмов выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов.
  • 3.22. Определение класса опасности веществ в составе продукции / среде обитания.
  • 3.23. Построение графика регистрации заболеваемости с нанесением факторов, способных оказывать влияние на развитие эпидемического процесса.
  • 3.24. Установление эпидемиологической цепи в ходе обследования инфекционного очага, влияния факторов окружающей среды и текущих событий, опрос заболевших и окружающих лиц.
  • 3.25. Определение при проведении расследований временных и территориальных границ очага болезни, выявление пораженных контингентов и распределение их по возрасту, полу, профессии, социальному положению, месту жительства, опрос заболевших и окружающих лиц, осмотр очага; выявление общих источников питания, нахождения в одном коллективе.
  • 3.26. Создание рабочей гипотезы и постановка предварительного эпидемиологического диагноза с учетом вероятного возбудителя, начала формирования очага, границ очага, определения контингента, подвергшегося риску заражения, проявления эпидемического процесса, предполагаемого источника, факторов (условий), способствующих формированию очага.
  • 3.27. Экспертиза результатов лабораторных испытаний, применение при необходимости расчетных методов.
  • 3.28. Разработка защитных мер, направленных на обеспечение безопасности продукции и среды обитания.
  • 3.29. Принятие мер, необходимых для ликвидации очага, включая подготовку предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим или должностным лицам, индивидуальным предпринимателям.
  • 3.30. Оформление результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
  • 3.31 Дополнительно:
  • Соблюдать врачебную тайну, принципы медицинской этики и деонтологии;
  • 4. Права

    Врач по общей гигиене имеет право:

    4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности врача по общей гигиены.

    4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

    4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию врача по общей гигиены.

    4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

    4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

    4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

    4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

    5. Ответственность

    Врач по общей гигиене несет ответственность за:

    5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

    5.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения.

    5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

    5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

    5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    За вышеперечисленные нарушения врач по общей гигиене может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

    Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в области медико-профилактического дела» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 399н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

    ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
    Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

    Врач по общей гигиене

    Должностные обязанности. Обеспечивает исполнение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг. Организует санитарно-эпидемические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок. Организует профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Участвует в подготовке предложений по проектам программ социально-экономического развития территории в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, проведении социально-гигиенического мониторинга. Оказывает консультативную помощь специалистам других подразделений по своей специальности. Руководит работой подчиненного ему персонала (при его наличии), содействует выполнению им своих должностных обязанностей. Систематически повышает свою квалификацию.

    Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, международные договоры Российской Федерации, основы организации труда и трудового законодательства, правила делового поведения и психологию профессионального общения, формы и методы гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни, медицинскую этику и дентологию, правила внутреннего трудового распорядка по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Медико-профилактическое дело" и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности "Общая гигиена", сертификат специалиста по специальности "Общая гигиена", без предъявления требований к стажу работы.

    Вакансии для должности Врач по общей гигиене по общероссийской базе вакансий

    Специальность – гигиена, санитария и эпидемиология

    Специализация по отраслевому и социально-возрастному принципу (гражданская, военная, производственная, детская и подростковая)

    Примечание. Обучение в вузе проходит по широкому профилю, специализацию выпускник выбирает самостоятельно либо на старших курсах (спецсеминары и спецкурсы, кафедры и темы для защиты диплома) либо при устройстве на работу.

    Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

    Высшее (врач-эпидемиолог, врач-гигиенист)медико-профилактические факультеты медицинские вузов (институтов, академий, университетов), а также медико-биологические и медицинские факультеты академических университетов, имеющие отделения либо кафедры санитарной (гигиенической, профилактической) медицины.

    Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

    Не требуются, однако необходимо обладать высокими обще-академическими способностями, отличной логической и детализированной памятью. Важно со школьной скамьи обнаружить в себе выраженный интерес к биологии, особенно к его разделу о микроорганизмах, и гигиене.

    Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

    Как и у будущего врача общей медицинской практики.

    Характер и содержание работы:

    Санитарно-профилактический. Работа на санитарно-эпидемиологических станциях, в санэпидлабораториях клинических центров, а также предприятий пищевой промышленности или в других органах санитарного контроля, в том числе в детских учреждениях: проверка качества продуктов питания и готовых блюд из них на бактериальную осеменённость, выборочная проверка разной другой продукции, включая непродовольственную (например, детские игрушки) на соответствие нормам безопасности, в том числе химической и радиационной; участие в рейдах по торговым точкам и промышленным предприятиям, проведение совместных акций со специалистами экологического контроля (в том числе экологической милиции), составление протоколов о выявленных нарушениях и загрязнениях, наложение запрета на реализацию и использование того или иного загрязненного товара или продукта и составление актов о взыскании штрафов с нарушителей санитарно-эпидемиологических норм, проведение санитарных экспертиз в жилых и других зданиях, подвалах, цехах, а также проведение дезинфекционных и других санитарных работ по очистке помещений от опасных для здоровья людей факторов.

    Оздоровительно-гигиенический. Работа в санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждениях и оздоровительных центрах, в диетологических лечебных, детских и других учреждениях с целью выявления и устранения недостатков питания людей с точки зрения диетологии, а также других условий, не позволяющих людям вести здоровый образ жизни (например, повышенная или пониженная влажность воздуха в жилом или рабочем помещении, обилие шума, слабая двигательная активность детей, находящихся в детском учреждении, и т.д. из этого ряда).

    Научный. Работа в соответствующих научно-исследовательских учреждениях.

    Очевидные плюсы

    Интересная работа, помогающая предотвращать вспышки эпидемий и ухудшение здоровья людей, высокий профессиональный статус врача, высокий социальный статус.

    «Подводные камни», очевидные минусы

    Во многих случаях физически неприятная работа, возня с выращиванием микробов в чашках Петри, обходы мест с антисанитарными условиями, риск инфицироваться, конфликты с людьми, которым приходится запрещать продажу опасного для здоровья покупателей товара, закрывать рабочие помещения, не соответствующие нормам безопасности, к тому же россияне в большинстве своём пока не считают эпидемиологов и гигиенистов людьми, действительно заботящимися о здоровье граждан, подозревая их в меркантильности (взятки) и халатности (безответственное отношение к исполнению профессионального долга). Зарплата, неадекватная полученному образованию и затрачиваемым усилиям.

    Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, нервное истощение, аллергические реакции, последствия перенесённых инфекций – риск умеренный.

    Вилка зарплат (в рублях в месяц):

    В Москве и Московской области: 25 000 – 40 000

    В крупных областных центрах: 15 000 – 30 000 (чаще 22 000)

    В глубинке России: 9000 – 25 000 (чаще 15 000)

    К сожалению, профессия санитарного врача в глазах нынешней молодёжи (увы, и не только молодёжи) выглядит не очень привлекательно. Конкурсы на факультеты медико-профилактической (санитарно-гигиенической) медицины всё равно есть и требования к поступающим остаются высокие, но… это, как правило, из-за того, что на лечебные, акушерские и менеджерские (организация лечебного дела и управление учреждениями здравоохранения) факультеты поступить ещё труднее, а стать медиком хочется. Почему такая несправедливость в отношении столь важной для цивилизованного общества когорты специалистов.

    Вполне возможно, что у значительно части молодёжи в отношении профессии санитарного врача-гигиениста в уме возникает некий социально-коммерческий комплекс, связанный с тем, что санитарный врач никого не лечит и, соответственно, не имеет возможности ни вырасти в звезду медицины (скажем, нейро- или микрохирургии, кардиологии, косметической хирургии м т.д.), ни создать собственную лечебную клинику, ни просто успешно заниматься частной практикой. Разумеется, те, кто, не желая испытывать судьбу при поступлении на более престижные факультеты, сообразил поступить на санитарный, потом не раскаиваются и уже в процессе обучения, что называется, входят во вкус, начиная понимать, насколько работа в области санитарно-профилактической медицины интересна и перспективна в плане карьеры.

    Во-первых, эпидемиолог – фигура для любого населённого пункта всё-таки весьма и весьма важная и уважаемая. Только уважают его больше не рядовые жители города (городского) района или посёлка, а его руководители.

    Впрочем, там, где санэпидстанция и санитарные врачи действительно радеют о благе жителей подконтрольной территории, они также пользуются заслуженным уважением. Потому что на самом деле все мы хотим, чтобы в подвалах наших домов не водились комары, детские учреждения сияли чистотой и ухоженностью, из водопроводных кранов наших квартир текла чистая питьевая вода, а торговля не травила нас испорченными и просроченными продуктами.

    Второе направление профилактической медицины – это пропаганда здорового образа жизни и содействие гражданам, желающим его придерживаться. В этой сфере есть где развернуться человеку творчески активному. Это и лекции в клубах здоровья, и открытие частных диетологических кабинетов, и работа консультантом в оздоровительных центрах, где, кстати, заработать можно в принципе неплохо. И потом, из гигиенистов, как показывает опыт, получаются отличные руководители не только служб и органов санитарно-эпидемиологического надзора, но самых разных лечебных и лечебно-профилактических предприятий, во всяком случае возглавляющих лечебные и оздоровительные учреждения врачей-гигиенистов в России пока больше, чем дипломированных менеджеров здравоохранения. И то, что санитарные врачи не общаются с больными пациентами, среди которых немало и тяжелобольных, лучше рассматривать как несомненный плюс профессии, чем её минус.

    А кроме того, врачи-гигиенисты вынужденную смену рода занятий переносят психологически намного легче, чем врачи-лекари. И при этом никогда не остаются без интересной устраивающей их работы, например научным консультантом или редактором в издательстве медицинского профиля, руководителем детского образовательного учреждения с санаторным профилем, научно-производственным консультантом предприятия, выпускающего продукты оздоровительного питания или реализующего биологически активные добавки к пище.

    Так что смелее, будущие блюстители общественной гигиены и проповедники здорового образа жизни, выбора за вами. И пусть благодаря ему Россия станет чище, здоровее и стройнее..

  • 1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене
  • 1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога
  • Библиографический список
  • Лекция 2
  • 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
  • 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
  • 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
  • 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
  • Библиографический список
  • Лекция 3
  • 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
  • 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
  • 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
  • Библиографический список
  • Лекция 4
  • Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
  • 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
  • 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
  • 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
  • 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
  • Библиографический список
  • Лекция 5
  • 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
  • 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
  • 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
  • 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
  • 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
  • Библиографический список
  • Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
  • 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
  • 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
  • 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
  • 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
  • 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
  • Библиографический список
  • Лекция 7
  • 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
  • 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
  • 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
  • 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
  • Библиографический список
  • 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом выпускнику медико-профилактического факультета присваивается квалификация «врач» по специальности «медико-профилактическое дело». В дальнейшем в соответствии со статьей 76 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) по программе дополнительного профессионального образования выпускник может получить квалификацию «врача по общей гигиене» и затем по программе профессиональной переподготовки возможно получение им новых компетенций, необходимых для специализации по основным разделам гигиены.

    В Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н, наряду с врачом по общей гигиене включены:

    врач по гигиене питания;

    врач по коммунальной гигиене;

    врач по гигиене детей и подростков;

    врач по гигиене труда;

    врач по радиационной гигиене;

    врач по санитарно-гигиеническим методам исследования;

    врач по гигиеническому воспитанию.

    В квалификационной характеристике врача по общей гигиене, определенной Приказом № 541н, отмечено:

    «Должностные обязанности .

      Обеспечивает исполнение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

      Организует санитарно-эпидемические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок.

      Организует профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

      Участвует в подготовке предложений по проектам программ социально-экономического развития территории в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; проведении социально-гигиенического мониторинга.

      Оказывает консультативную помощь специалистам других подразделений по своей специальности.

      Руководит работой подчиненного ему персонала (при его наличии), содействует выполнению им своих должностных обязанностей.

      Систематически повышает свою квалификацию.

    Должен знать :

      Конституцию Российской Федерации;

      законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

      международные договоры Российской Федерации;

      основы организации труда и трудового законодательства; правила делового поведения и психологию профессионального общения;

      формы и методы гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни; медицинскую этику и дентологию; правила внутреннего трудового распорядка по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации . Высшее профессиональное образование по специальности «Медико-профилактическое дело», и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности «Общая гигиена», сертификат специалиста по специальности «Общая гигиена»; без предъявления требований к стажу работы».

    Из квалификационной характеристике врача по общей гигиене следует его обязанность организовывать санитарно-эпидемические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок.

    В этой связи необходимо обратить внимание на приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», в частности, утвержденные им Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок и Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.

    Так, согласно п. 4 основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

    Предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей;

    Определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

    Заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

    Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в п. 4 настоящего Порядка.

    В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.

    Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев (п. 6).

    При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке (п. 7).

    На основании п. 8 результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

    В п. 9 указано, что санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

    Проведение экспертизы представленных документов;

    Проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

    Обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

    В силу п. 10 для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представляются следующие документы:

    Для отечественной продукции:

    Нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается изготавливать продукцию;

    Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при наличии);

    Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения);

    Протоколы исследований (испытаний) продукции (при их наличии);

    Образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

    Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

    Для импортной продукции:

    Документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;

    Документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;

    Протоколы испытаний (исследований) продукции (при их наличии);

    Образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

    Акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

    Потребительская (или тарная) этикетка или их макеты;

    Техническое описание продукции с указанием условий применения (использования), другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;

    Контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции (при необходимости).

    Документы на иностранных языках, предоставляемые для цели проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, должны быть переведены на русский язык, копии документов и их переводы должны быть заверены в установленном порядке (п. 11).

    12. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации представляются заявление и проектная документация с ее обоснованием (п. 12).

    Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг) представляются заявление о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы или иные основания, указанные в п. 4 настоящего Порядка, правоустанавливающие документы или их копии (п. 13).

    Действия (бездействие) должностных лиц при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

    Жалобы относительно санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 14).

    "

    Направление доступно людям с высшим медицинским образованием по специальности Медико-профилактическое дело.

    Современная медицина - это целый комплекс наук, которые условно можно разделить на два направления. К одному относятся все специальности, которые занимаются лечением болезней. Вторая широкая группа - профессии, нацеленные на профилактику любых недугов и патологических состояний.

    Не нужно быть врачом, чтобы понимать - вместо лечения заболевания, которое может быть изнуряющим и длительным, лучше принять меры по его предупреждению. Для этого ответственные граждане постоянно поддерживают свое здоровье. Специальность 32.08.07 «Общая гигиена» играет в этом важнейшую роль. Поскольку она занимается вопросами обеспечения оптимальных условий для жизни любого человеческого организма. Изучая окружающую среду, специалист этого профиля учитывает вредоносные факторы. По результатам исследования он предлагает действенные профилактические мероприятия для предупреждения роста заболеваемости среди населения.

    Условия поступления

    На этом курсе будущего профессионала вооружают комплексом знаний и практических умений, которые ему понадобятся для оценки окружающей среды и прогнозирования состояния здоровья населения, а также разработки действенных профилактических мер. Направление доступно людям с высшим медицинским образованием: нужно получить диплом любого из вузов Москвы по специальности «Медико-профилактическое дело».

    Будущая профессия

    Такой специалист - всесторонне подкованный профессионал, который применяет на практике глубокие знания по медицине и смежным наукам. Его основной задачей является создание среды, в которой человеческий организм чувствует максимально комфортно. Поскольку сегодня существует множество факторов, которые способны влиять негативно на здоровье, врачу этого профиля нужно составлять прогнозы, как будет развиваться санитарно-эпидемиологическая обстановка. Он может предлагать действенные меры профилактики, заниматься вопросами оздоровления населения. Специальность предполагает постоянное развитие. Вместе с появлением новых технологий, включая интернет-связь, мобильные сети, возникают и проблемы в сфере гигиены.

    Куда поступать

    Сегодня есть возможность получить сертификат врача по общей гигиене после обучения в таких вузах:

    • Северо-Западный гос. мед. университет имени Мечникова;
    • Самарский гос. мед. университет;
    • Иркутский гос. мед. университет;
    • Дагестанская гос. мед. академия;
    • Южно-Уральский гос. мед. университет.

    Срок обучения

    Государственные стандарты предполагают обучение в течение 2 лет.

    Дисциплины, входящие в курс обучения

    Профессионалы осваивают на курсе следующие предметы:

    Выпускник направления в профессиональной деятельности сможет применять такие умения:

    Перспективы трудоустройства по профессии

    Сегодня на рынке труда есть нехватка таких трудовых кадров. Они могут реализовать себя в медицинских, санаторно-курортных учреждениях, органах Государственного санитарно-эпидемиологического контроля. Также специалист найдет себя в образовательных заведениях, на производстве, в научно-исследовательских центрах и компаниях, занимающихся экспертизой.

    Кем работает выпускник направления:

    • врач по общей гигиене.

    Средний уровень оплаты труда после ординатуры - 18-25 тысяч в отечественной валюте. Но опытный специалист уже получает большую зарплату.

    Преимущества профессионального совершенствования

    Для отечественной науки нерешенными остаются многие проблемы из сферы общей гигиены. Поэтому отрасли нужны не только практические, но и научные работники. Аспирантура по этому профилю открывает широкие перспективы. После нее можно заниматься исследованиями, работать в вузе преподавателем или вернуться к практической деятельности.