Инновационный менеджмент в деятельности предприятия. Инновационный менеджмент: методы, виды и примеры. Список использованных источников

  • В чем сущность инновационного менеджмента.
  • Какие выделяют цели и виды инновационного менеджмента.
  • Каковы задачи и функции инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент (англ. innovatory management – управление инновациями) является относительно новым направлением менеджмента. Термин получил распространение с момента, как наука, технологии, инновации стали ключевым фактором экономического успеха и развития конкурентоспособности компаний.

Сегодня инновационный менеджмент – неотъемлемая часть деятельности предприятия. Расскажем, как внедрить его в вашей компании и получить значительный профит.

Зачем инновационный менеджмент вашей компании

Современный инновационный менеджмент как часть единой науки менеджмента отличается эволюционным развитием ключевых теоретических положений и концепций.

Профессионалы в области управления утверждают, что инновационный менеджмент является многофункциональной деятельностью, а ее объект представляет собой факторы, влияющие на новые процессы: экономические, организационно-управленческие, правовые, психологические.

Такой вид управления, как и другие, характеризуется особенными стратегическими задачами, которые напрямую влияют на цели инновационного менеджмента, главная из которых заключается в повышении инновационной активности компании, а задачи характеризуются доступностью, достижимостью и ориентированностью во времени. Выделяют следующие цели:

  1. Стратегические – связаны с основной миссией предприятия, его укоренившимися традициями. Их основная задача – выбрать общее направление развития компании, спланировать стратегию, связанную с внедрением тех или иных инноваций.
  2. Тактические – конкретные задачи, которые решаются при определённых обстоятельствах, на различных этапах реализации стратегии менеджмента.

Цели инновационного менеджмента могут различаться как по уровням, так и по другим критериям. По содержанию можно выделить следующие критерии:

  • социальные;
  • организационные;
  • научные;
  • технические;
  • экономические.

В соответствии с приоритетами выделяют:

  • традиционные;
  • приоритетные;
  • постоянные;
  • разовые.

Основная задача инновационных решений заключается во внедрении новшеств.

Владельцы бизнеса интересуются, какие бывают виды и в чём заключаются функции организации инновационного менеджмента. Различают следующие виды:

  • функциональный;
  • стратегия, направленная на развитие и рост;
  • внедрение продукта в новые сферы;
  • изучение конкурентных достоинств компании;
  • определение основных задач, целей и перспектив развития фирмы;
  • формирование конкурентоспособности и динамического развития организации.

Инновационный менеджмент предприятия направлен на решение определённых задач и выполнение ряда важнейших функций.

Какие задачи инновационный менеджмент решит в вашей компании

В задачи инновационного менеджмента входит:

  • выявить перспективные направления инновационной деятельности;
  • создать и распространить конкурентоспособные инновации на рынке;
  • развить и усовершенствовать производство и продукцию;
  • разработать и реализовать инновационные проекты;
  • развить инновационный потенциал и интеллектуальный капитал компании;
  • создать систему управления инновациями в фирме;
  • сформировать благоприятный инновационный климат и условия адаптации организаций к нововведениям.

Принципы инновационного менеджмента заключаются в реализации общих функций менеджмента, среди которых можно отметить следующие:

  1. Анализ и прогнозирование менеджмента инновационной экономики в своей сфере.
  2. Постановка целей и задач, разработка стратегий инновационного развития компаний.
  3. Обоснование инновационных решений.
  4. Планирование инновационной деятельности.
  5. Организация и координация инновационной деятельности.
  6. Контроль и урегулирование инновационной деятельности.
  7. Мотивация инновационной деятельности.
  8. Учёт и анализ инновационной деятельности.
  9. Развитие инновационного потенциала компании.
  10. Оценка эффективности управления инновационным менеджментом.
  11. Совершенствование инновационной деятельности компании.

Формы и методы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент представлен методами:

Принуждения , то есть влияния управляющей подсистемы на управляемую подсистему. Базируется на законодательных актах региона и страны, методических и информативно-директивных документах компании и вышестоящей инстанции, на планах, проектах, программах, заданиях руководства.

Побуждения , ориентированного на эффективное использование потенциала компании, повышение качества и повышение конкурентоспособности предлагаемых услуг и продукции, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития системы. Этот метод базируется на максимально возможной оптимизации управленческого решения, а также мотивации персонала к его осуществлению, что проявляется в экономическом стимулировании сотрудников компании для достижения конечных результатов системы управления.

Убеждения , основанного на изучении психологии личности и её потребностей. Чтобы убедить сотрудника в необходимости наиболее качественно, с наименьшими затратами и в определённый срок выполнить задание, менеджеру следует изучить его психологические установки.

Сетевого тонирования и управления , то есть графоаналитического метода управления процессами проектирования любой системы. Сущность данного метода заключается в сетевом графике, отображающем модель всех видов деятельности, целью которых является выполнение того или иного задания. Данная модель отражает последовательность различных видов работ и их взаимосвязь.

Прогнозирования , подразумевающего связь между способами и приемами мышления, которые позволяют сделать относительно достоверные выводы о будущем развитии объекта. Этот метод основывается на анализе информации о данном прогнозном объекте.

Анализа , проявляющегося в:

  • единстве синтеза и анализа, что подразумевает разделение анализируемых деталей и предметов на определённые компоненты с целью изучения их характерных особенностей с позиции взаимосвязи и взаимозависимости;
  • строгом ранжировании факторов и выявлении ключевого звена, что включает в себя постановку целей для последующего установления методов их достижения;
  • обеспечении сопоставимости различных вариантов анализа информации по сроку, объему, качеству, условиям применения объектов анализа и способам получения информации;
  • своевременности и оперативности;
  • количественной определенности.

Формы инновационного менеджмента представлены:

  1. Специализированными подразделениями, включающими в себя комитеты, советы, рабочие группы. Их задача заключается в определении основных направлений развития экономики и менеджмента инновационных технологий и внесении определённых предложений с целью принятия оптимального решения.
  2. Отделениями новой продукции, которые представляют собой самостоятельные подразделения. Их функция заключается в урегулировании инновационной деятельности компании в целом, разработке программ и планировании инновационной деятельности.
  3. Проектно-целевыми группами, занимающимися научными исследованиями, разработками и производством новых товаров.
  4. Центрами развития, представляющими собой относительно новую форму организации процесса инноваций. Их деятельность направлена на внедрение новых товаров, расширение объемов продаж и завоевание своей ниши на рынке.
  5. Отделами НИОКР, занимающимися разработками и своевременно доводящими их до стадии освоения, дальнейшего производства и реализации.
  6. Специализированными централизованными фондами стимулирования инноваций, которые занимаются ускорением процесса внедрения выпускаемых продуктов в массовое производство.
  7. Аналитическими группами, прогнозирующими развитие спроса на новые товары.

Комплексные и наиболее гибкие системы управления инновационным менеджментом прежде всего направлены на разработку перспективных продуктов, а также преобразование управленческих функций инновационного менеджмента. Данная система предполагает, что отделы и службы, деятельность которых связана с разработкой нововведений, распределяются по всем уровням управленческой структуры, взаимосвязанным посредством налаженной системы координации.

Чтобы подобная система управления функционировала должным образом, необходимо знать и понимать ключевые принципы инновационного менеджмента.

15 принципов инновационного менеджмента

Принципы инновационного менеджмента являются научно обоснованными основополагающими идеями, определяющими цель, форму и способы реализации инновационной деятельности предприятий. Узнайте о самых главных принципах инновационного менеджмента в статье электронного журнала «Генеральный директор».

Этапы инновационного менеджмента

Процесс принятия решений в инновационном менеджменте состоит из следующих 6 этапов:

1. Определение необходимости решения.

2. Диагностика и анализ ситуации, формулировка проблемы.

3. Выдвижение альтернатив.

4. Выбор предпочтительной альтернативы.

5. Реализация выбранной альтернативы.

6. Оценка результатов и обратная связь.

Определение необходимости решения. Менеджерам приходится принимать решение, если появляется проблемная ситуация или новая возможность. Проблемы инновационного менеджмента возникают в том случае, когда организационных факторы не позволяют достичь поставленных целей. Некоторые аспекты работы необходимо усовершенствовать. Возможность, в свою очередь, появляется тогда, когда менеджеры ориентируются на потенциальные факторы, превосходящие потребности достижения поставленных целей. В таких ситуациях менеджеры способны увидеть возможность повысить эффективность деятельности.

Знание о наличии той или иной проблемы или возможности является только первым из этапов в последовательности решений, требующем анализа особенностей внутренней и внешней среды. В процессе изучения менеджеры внимательно анализируют окружающую среду, чтобы определить, насколько деятельность компании совпадает с целями среды.

Диагностика и анализ. Диагностика является первым этапом процесса принятия решения, который заключается в анализе основополагающих причин и факторов, связанных с ситуацией, которая требует решения. Нельзя сразу переходить к поиску альтернатив, необходимо сначала осуществить детальный анализ причин возникновения той или иной проблемы.

Выдвижение альтернатив. После того, как будут выявлены проблемы или определены возможности, менеджеры начинают предлагать альтернативы. Данная стадия характеризуется выдвижением возможных решений, отвечающих требованиям конкретной ситуации и соответствующих первопричинам. Согласно исследованиям, решения не оказывают должного эффекта, как правило, потому, что менеджеры сокращают время поиска, останавливая свой выбор на первом же подходящем варианте.

Выбор предпочтительной альтернативы. Когда перечень приемлемых предложений выдвинут, необходимо остановиться на одном из них. Принятие решения и заключается в данном выборе. Наиболее подходящая альтернатива - соответствующая основным целям и ценностям компании, позволяющая решить задачу с минимальными расходами ресурсов. Задача менеджеров – осуществить выбор (который определяется его личными качествами и готовностью принять риски и неопределенность) таким образом, чтобы в большей степени сократить риски.

Реализация выбранной альтернативы. В процессе данного этапа используются лидерские и административные возможности и способность убедить, чтобы гарантировать выполнение избранной альтернативы. Конечный результат определяется тем, получится ли претворить ее в жизнь.

Оценка и обратная связь. В процессе оценивания менеджеры собирают необходимые сведения, которые позволят судить о том, насколько эффективно выполняется то или иное решение и насколько это эффективно в отношении поставленных задач.

Обратная связь имеет важнейшее значение, так как процесс принятия решений отличается непрерывностью и бесконечностью. Посредством обратной связи можно получить сведения, способные осуществить запуск нового цикла. Обратная связь – это составная часть контроля, помогающего определить, осталась ли необходимость в новых решениях.

Для того, чтобы грамотно выстроить инновационный менеджмент в компании, следует разбираться в особенностях управления и обладать умением планировать портфель инновационных решений.

Особенности инновационного менеджмента и планирования портфеля инновационных решений

Инновационный менеджмент является процессом принятия решений в непрерывно меняющихся условиях, постоянное изучение инновационных программ и переоценка их как в целом, так и по частям. Руководитель инновационной сферы осознаёт, что его деятельность окружена неопределенностями, как внутренними, так и внешними. Он никогда не застрахован от возникновения непредвиденных технических проблем, необходимости перераспределения ресурсов, новых оценок рыночных возможностей. Система планирования и управления инновационными технологиями в менеджменте должна отличаться достаточной гибкостью.

В рамках инновационного менеджмента, проект необходимо начинать с чётко поставленной цели, которая, как и конечный результат, зависит от потребностей рынка. В первую очередь, это соответствующий сегмент и его отличительные черты, представленные размером, допустимой ценой, требованиями к технической эффективности и временем вывода товара. Продукция должна быть определена по своей эффективности, стоимости и дате появления. Данные характеристики связаны друг с другом, и, таким образом, необходима некоторая итеративная процедура, направленная на уточнение цели.

С особым вниманием необходимо отнестись к тому, какой технический уровень продукта необходим для конкретного рыночного сегмента с наибольшей вероятностью. Избыток параметров способен увеличить расходы на НИОКР и производство, а также время разработки и, таким образом, снизить уровень прибыльности.

При первоначальном определении проекта необходимо сконцентрировать внимание на рыночной потребности и ее удовлетворении, а не на решениях, касающихся вида финального товара.

Определение проекта должно отличаться краткостью, не ограничивайте свободу сотрудников в поиске новых решений. В то же время сформулируйте чёткие цели, ориентиры по техническим, стоимостным критериям и длительности разработки.

Портфель инноваций может быть наполнен разнообразными проектами: от крупных до мелких, близких к завершению и находящихся на начальном этапе развития.

Для каждого проекта потребуется выделить дефицитные ресурсы. Некоторые проекты будут прекращены в процессе выполнения, их компоненты – меняться по числу и потребности в ресурсах и т.д. Следовательно, процесс составления планов и корректировок планов НИОКР непрерывен. Количество проектов, входящих в портфель, определяется двумя факторами: размером проектов и общим бюджетом НИОКР. Структура портфеля определяется его управляемостью со стороны руководства и политики фирмы в области НИОКР.

Портфель, состоящий только из крупных проектов, довольно рискован, в отличие от небольшого. С увеличением количества проектов повышается вероятность эффективного завершения хотя бы части из них. Более того, мелкие проекты легче "подогнать" друг к другу в процессе НИОКР по наличным частным ресурсам (к примеру, мощностям опытного производства). Однако небольшие проекты обычно отличаются скромным потенциалом прибыльности, что приводит к появлению на рынке продукции с ограниченными перспективами. Это едва ли будет соответствовать маркетинговой политике компании.

Финальный успех любого проекта определяется в равной степени техническими и рыночными достоинствами, а также качеством управления проектом. Хорошее управление – решающий ресурс большинства компаний, и его не следует рассеивать по многим проектам. Ведь они чаще всего бывают разбиты на этапы, и искусство управления состоит в распределении их запуска во времени с целью обеспечения эффективности всего портфеля.

Инновационный менеджмент в управлении персоналом

Понятие инновационного менеджмента касается не только рабочих процессов, но и кадровой политики.

Квалифицированный персонал является главным ресурсом каждой компании или организации. Постоянный поиск инноваций, которые позволят грамотно оценить эффективность деятельности и управлять персоналом, – ядро успешного развития бизнеса. В советские времена такого понятия, как «кадровая политика» или «служба управления персоналом» не существовало, так как отделы кадров занимались только документационным сопровождением деятельности сотрудников на предприятии.

В качестве позитивного опыта использования инновационных подходов в управлении персоналом можно рассматривать компанию Sony, в которой мнение каждого сотрудника учитывается. На предприятии введены еженедельные премии за разработку рационализаторских предложений, что позволяет повысить качество производимых продуктов.

Процедура вручения конвертов рассчитана на эмоциональную составляющую, поскольку премии рационализаторам вручает симпатичная и красиво одетая сотрудница. При этом поощряют каждое предложение за неделю независимо от того, будут ли его использовать в дальнейшем.
Система управления персоналом зарождается с момента начала функционирования любой компании, если она планирует стать успешной и обладает необходимыми особенностями, присущими любому нововведению.

Становление и развитие системы проходит через все этапы инновационного процесса, соответствующего ключевым экономическим законам. Все преобразования направлены на повышение эффективности деятельности сотрудников, следовательно, и успешности компании в целом.

Изучение самой системы управления персоналом в качестве инновации следует осуществлять, ориентируясь на следующие критерии:

1. Развитие персонала и управление деловой карьерой. Обучающая программа строится в условиях несоответствия квалификационных требований и реальных компетентностей сотрудников, поэтому необходима индивидуализация процесса обучения с целью получения наиболее эффективного результата при минимуме затрат.

2. Построение системы мотивации. Традиционный мотивационный фактор – это заработная плата сотрудника, определяемая ценностью того или иного рабочего места. Более того, широко распространена и система бонусов, предполагающая переменную часть оклада, которая определяется ежемесячным вкладом каждого работника в работу отдела и организации в целом.

3. Формирование корпоративной культуры. Если каждый сотрудник осознаёт базовые ценности и миссию предприятия, это положительным образом отражается на эффективности его труда, а процесс передачи данных ценностей и есть корпоративная культура.

4. Разработка модели компетенций. Такое нововведение призвано регламентировать полифункциональность ряда рабочих мест и грамотно простроить технологическую цепочку, что позволяет предотвратить возникновение конфликтов и ориентирует на качество и оперативность труда.

5. Компьютерные технологии в управлении. Программные продукты позволяют не только вести учёт кадров по всевозможным параметрам, но и формировать необходимые отчётные документы, которые можно с лёгкостью транспортировать в электронном виде.

Ядром инновационных подходов к управлению персоналом является учет особенностей человеческих ресурсов:

1. Люди – интеллектуальные существа, реагирующие на внешнее воздействие эмоционально и осмысленно, а не автоматически, следовательно, взаимодействие между организацией и сотрудником отличается двусторонним характером.

2. Люди стремятся к непрерывному совершенствованию и развитию, благодаря чему повышается качество деятельности каждого предприятия.

3. Трудовая деятельность человека в среднем продолжается от 30 до 50 лет, это означает, что взаимоотношения между сотрудниками и компанией могут характеризоваться долгосрочностью.

4. Люди выбирают работу осмысленно, руководствуясь при этом определёнными целями и ожидая в ответ реализации своих идей. От того, насколько сотрудник удовлетворён взаимодействием с организацией, зависит дальнейший процесс сотрудничества и наоборот.

1. Инновационный менеджмент: основные понятия.............................................. 2. Государственная инновационная политика......................................................... 3. Организационные формы инновационной деятельности................................... 4. Инновационные стратегии и типы инновационного поведения........................ 5. Управление инновационным проектом................................................................ 6. Инновационная программа менеджера................................................................ 7. Эффективность инновационной деятельности.................................................... 8. Управление созданием и освоением инновационной техники.......................... 9. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности................................................................................................................ 10. Риск в инновационной деятельности и методы его снижения.........................

Совершенствованием экономических рычагов и стимулов;

Разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.

Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента.

Особо тщательного рассмотрения требуют ключевые понятия теории инновационного менеджмента — новация и инновация . В трудах современных авторов до сих пор не наблюдается методологического единства в определении данных категорий, в связи с чем можно насчитать как минимум десять различных толкований новации и инновации.

Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Только в начале XX в. стали изучаться экономические закономерности нововведений. В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:

Статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства — участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);

Динамическую (инновационный кругооборот означает развитие — особое, различимое на практике и в сознании людей состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того, как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

Производить — значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое — значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:

1) изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2) изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;

3) изменения вследствие использования нового сырья;

4) изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;

5) изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-х гг. прошлого века Й. Шумпетер впервые предложил понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом, на что указывал в своих трудах Карл Маркс , а именно внедрению новшеств в хозяйство государства. Таким образом, именно Йозефа Шумпетера можно считать «отцом» понятия инновация, которую он трактовал как эффективное средство преодоления экономических кризисов.

Именно в ходе исследований Й. Шумпетера выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.

Несмотря на то, что в практической деятельности Й. Шумпетер потерпел фиаско — банк, который он возглавил, разорился, а министерство финансов, у руля которого талантливый австрийский теоретик встал чуть позже, довело страну до кризиса — именно этому ученому мы обязаны первым качественным обоснованием необходимости инновационной деятельности субъектов рынка.

Более поздние исследователи единства мнений по поводу определения сущности инновации не демонстрируют. Так, М. Хучек отмечает, что в «словаре польского языка» инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу. А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, распространения на других объектах. Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, новых организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.

В соответствии с руководством Фраскати (документ принят международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР ) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация (нововведение) рассматривается с нескольких сторон:

Во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

Во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы-создателя, рамками организаций, взявших на себя функции передачи новшества, обучения новому, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

В-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате рыночной диффузии новшество дошло до потребителя (то есть оно получено, приобретено), состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию), прошло его освоение (потребитель изучил новшество и научился его использовать), и проведена рутинизация новшества (то есть потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновленной технологии, с новыми навыками), потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств производимых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качество, новый уровень сервиса).

Проще говоря, новация (новшество) является, прежде всего, новой, оригинальной идеей. А инновация становится результатом практического освоения этой идеи — ее внедрения и дальнейшего использования. Например, идея полета в космос, посетившая великого советского ученого, акад. С.П. Королева, или чертежи ракеты, подготовленные им и его коллегами — это новация. А вот первая ракета, успешно взлетевшая с космодрома — это уже инновация, как результат практического освоения новации.

В соответствии с различными признаками инновации могут быть классифицированы следующим образом.

По типу инновации выделяют материально-технические и социальные .

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации , материально-технические инновации включают продуктовые инновации и технологические инновации . Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Технологические же инновации позволяют улучшить экономические показатели за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции; увеличению объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей; возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае — объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая в процессе технологических исследований подвергается преобразованиям.

По инновационному потенциалу выделяют:

- базисные инновации;

- модифицирующие инновации;

- псевдоинновации.

Базисные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления, формирующих новую отрасль или подотрасль. Потенциальными результатами базисного нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара.

Создание базисных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная. Примером базисной инновации можно считать магнитофон, воспроизводящий лазерные диски, после того как долгие годы звуковоспроизводящая техника работала по принципу «магнитная головка — магнитная пленка».

Модифицирующие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Примером данного вида инноваций будет появление кассетного магнитофона, после того, как долгие годы магнитофоны воспроизводили бобины. Принцип звуковоспроизведения остался тот же — «магнитная головка — магнитная пленка», однако внешний вид значительно изменен, изделие стало более удобным и практичным.

Субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений;

Замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок;

Концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии;

Неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.

Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.

Одним из основных нормативных документов, регламентирующих государственную инновационную политику в РФ, являются «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Переход к инновационному развитию страны определен в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий — формирование развития национальной инновационной системы.

Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая программа:

а) определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация;

б) развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнерства;

в) развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России;

г) содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности вузов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

По шести основным научно-техническим направлениям сформированы приоритеты:

1) наноиндустрия и перспективные материалы;

2) энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

3) технологии живых систем;

4) информационно-телекоммуникационные системы;

5) экология и рациональное природопользование;

6) безопасность и противодействие терроризму.

Меры государственной инновационной политики могут быть реализованы через бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (www.facie.ru); Российский фонд технологического развития (РФТР) или Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ ).

РФТР — внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счет 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьезных научно-технических, инновационных проектов.

Цель РФФИ — поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов, в том числе поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований. Финансирование Фонда осуществляется за счет средств федерального бюджета (в настоящее время — 6% от средств, выделяемых на науку). Допускается прием добровольных взносов от организаций и частных лиц для использования в уставных целях.

Для достижения основной цели Фонд:

Проводит отбор проектов на конкурсной основе;

Разрабатывает и утверждает порядок рассмотрения представляемых на конкурс проектов, порядок проведения экспертизы проектов и предложений;

Осуществляет финансирование отобранных проектов и мероприятий, а также контролирует использование выделенных средств;

Поддерживает международное научное сотрудничество в области фундаментальных научных исследований, включая финансирование совместных научно-исследовательских проектов;

Осуществляет подготовку, выпуск и распространение информационных и других материалов о деятельности Фонда;

Участвует в выработке предложений по формированию государственной научно-технической политики в области фундаментальных научных исследований.

РФФИ проводит конкурсы на получение грантов для выполнения российскими учеными фундаментальных научных исследований по следующим областям знаний:

1) математика, информатика и механика;

2) физика и астрономия;

4) биология и медицинская наука;

5) науки о Земле;

6) науки о человеке и обществе;

7) информационные технологии и вычислительные системы;

8) фундаментальные основы инженерных наук.

Все решения о поддержке проектов в РФФИ принимаются по результатам экспертизы. Каждая заявка проходит в РФФИ независимую многоэтапную экспертизу. После регистрации заявку рецензируют два-три эксперта, работающих независимо и анонимно. Экспертом РФФИ может быть признанный авторитетный специалист высшей квалификации с ученой степенью доктора (в основном) или кандидата наук (как исключение) из числа активно работающих ученых. Всего в состав экспертов Фонда входят более 2 тыс. человек.

После первичной экспертизы ее результаты и сами заявки представляются на секцию Экспертного совета (5-15 человек), за которой закреплено от 4 до 7 узких научных направлений в данной области знания. Окончательные рекомендации для Совета Фонда вырабатывает Экспертный совет (70-100 человек).

Составы экспертных советов утверждаются Советом Фонда на три года. Ежегодные научные и финансовые отчеты по продолжающимся проектам и итоговые отчеты по завершенным проектам также проходят экспертизу, результаты которой учитываются при принятии решений о продолжении финансирования проекта и при рассмотрении последующих заявок тех же авторов.

Всего в течение года Фонд проводит около 65-70 тыс. экспертиз заявок по всем видам конкурсов.

Вопросы для самопроверки:

Что такое государственная инновационная политика?

Перечислите основные направления государственной инновационной политики.

Льготы по каким налогам предусмотрены для предприятий, осуществляющих НИОКР?

Что такое РФТР?

Каким образом осуществляется экспертиза проектов Российским фондом фундаментальных исследований?

Литература:

1) Ермасов С.В. Инновационный менеджмент / Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. — М.: Высшее образование, 2008.

2) Инновационный менеджмент / под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3) Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2006.

4) Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / Медынский В.Г. — М.: ИНФРА-М, 2007.

5) Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Фатхутдинов Р.А. — СПб.: Питер, 2009.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методы обоснования бизнес–планов предприятий и их мониторинг. Планирование хозяйственной деятельности организации в соответствии с потребностями рынка. Инновационный потенциал менеджмента. Основы теории и методологии инноватики. Теория Г. Менша.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2014

    Нововведения как объект инновационного управления, разработка программ нововведений. Организация и формы инновационного менеджмента, экспертиза и оценка эффективности инновационной деятельности. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

    учебное пособие , добавлен 27.11.2009

    Цели, сущность, основные направления инновационного менеджмента, его государственная поддержка. Инновационный потенциал предприятия в условиях рыночной экономики. Порядок разработки и внедрения нового продукта, рынок капитала и инновационный цикл.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2011

    Основные понятия. Инновационный процесс. Классификация инноваций. Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Инновации технические, экономические, организационные.

    реферат , добавлен 20.12.2004

    Инновационный менеджмент как система управления инновационным процессом, его основные задачи и проводимые мероприятия. Направления финансовых ресурсов, предназначенных для инвестиций. Составление примерного инновационного договора с применением лизинга.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2009

    Общая характеристика современного состояния, задач и проблем инновационного менеджмента. Понятие инноваций, их классификация, элементы и сущность. Планирование, организация и контроль на предприятии. Основы разработки и проведения кадровой политики.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2014

    Понятие и сущность инновационного менеджмента в теории управления инновационными системами. Сущность функции организации, особенности формирования организационной структуры фирмы. Определение дисконтированного объёма капиталовложений и текущих затрат.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2011

Инновационные преобразования пронизывают все сферы хозяйственной деятельности и функционирования общества. Согласно концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни. Так, с позиций технологического детерминизма раннее индустриальное развитие осуществлялось иод лозунгом "свобода предпринимательства". Для современного постиндустриального периода развития применим другой лозунг – "свобода нововведений". Эти радикальные перемены свидетельствуют нс только об инновационной направленности экономического развития, но и о существенной трансформации определяющих его факторов. Как никогда ранее возрастают роль и значение управления этими процессами, т.е. роль инновационного менеджмента.

Понятие "управление" трактуется как воздействие на объект с целью его упорядочения, совершенствования и развития. По-английски управление – "менеджмент", под ним понимают способ управления, руководства, координации и контроля, а также использование ресурсов с максимальной эффективностью. Структурно управление можно представить (в общем случае) в виде основных компонентов, блоков (рис. 1.4).

Рис. 1.4.

Аналогичным образом можно представить и инновационный менеджмент как специфическое управление.

Наука об управлении, зародившись в XIX в., прошла длительный и сложный путь от разрозненных взглядов и опыта до научных школ менеджмента. К основоположникам школы менеджмента по праву относят Ф. У. Тейлора. Последующее развитие теории менеджмента теснейшим образом связано с расширяющейся совокупностью научно-технических и социально-экономических факторов. На определенном этапе теорию управления стали рассматривать с двух позиций – открытой и закрытой систем (первая) и рационального и социального факторов менеджмента (вторая). Наука об управлении (менеджменте) сегодня находится на подъеме, являясь междисциплинарным исследованием, использующим различные методы социологии, психологии, математики, кибернетики и других технических и математических наук. Основные этапы развития науки об управлении и классификация концепций в инновационном менеджменте представлены на рис. 1.5, 1.6 .

Из рис. 1.5 и 1.6 очевидно, что содержательная часть концепций и подходов различна, а значит, и вес каждой из них не равнозначный. Однако, не принижая роли других подходов, остановимся на системном подходе как основополагающем, общенаучном подходе.

Рис. 1.5.

Рис. 1.6.

Системное видение в инновационном менеджменте позволяет наиболее полно исследовать инновационные процессы, полномасштабно провести не только анализ, но и синтез. Одним из основных понятий системного подхода является понятие "система". Существует несколько различных по степени общности определений данного понятия. Одним из наиболее общих является следующее: система есть объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Системный подход базируется на следующих основных принципах.

  • 1. Целостность системы. Заключается в ее качественной определенности и выражается в наличии у нее специфических или интегральных свойств, которые не являются суммой или комбинацией свойств ее компонентов, объединяют части системы в единое целое, обусловливают появление у нее новых свойств в результате связей между компонентами. Целостность предполагает наличие условной границы системы, отделяющей ее от других объектов, существующих вне ее. Совокупность таких объектов, оказывающих влияние на систему или находящихся под ее воздействием, называют внешней средой. Целостность системы иногда называют специальным термином – "эмерджентность".
  • 2. Иерархичность. Означает, что на любых вертикальных или горизонтальных уровнях системы должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между компонентами и элементами (этапами, стадиями технологической цепочки, подразделениями, отдельными работниками и т.д.).
  • 3. Адаптивность. Это приспособляемость системы к изменениям, например приспособляемость производственного аппарата к новой технике, технологии, приспособляемость персонала к инновационным, организационным и другим изменениям.
  • 4. Управляемость. Означает упорядоченность информационных и материальных потоков, регулярность выполнения функций по команде управляющего звена (управляющей подсистемы), а также отсутствие отказов и простоев в работе оборудования, синхронность различных стадий и производственных процессов.
  • 5. Оптимальность. Это важнейшее свойство системы, означающее ее возможность наилучшим образом реализовывать возложенные на нее задачи и функции на основе концентрации усилий всех ее элементов. Реализация этого свойства системы возможна при соблюдении всех перечисленных принципов.

Для инновационного менеджмента принципиальным является понятие "открытая система". Находясь в тесном взаимодействии с внешней средой, она испытывает многочисленные воздействия факторов внешней среды. Одновременно с внешними воздействиями на элементы инновационной системы оказывает влияние и внутренняя среда.

Несмотря на многообразие организационных форм (видов) систем инновационного менеджмента, в любой из них обязательно должны присутствовать следующие компоненты (составные части):

  • объекты инноваций (явления, процессы, виды хозяйственной деятельности и т.д.);
  • инновационные ресурсы (материальные и не материальные);
  • внутренняя среда;
  • управление инновационным процессом (менеджмент), осуществляемое коллективом специалистов в сфере экономики, финансов, маркетинга, менеджмента, социологии, технологии и ряда других областей знаний. Усилиями этих специалистов выполняется работа в соответствии с действующей методологией инновационного менеджмента.

Рассматривая систему инновационного менеджмента (структурную схему), необходимо учесть следующие элементы, обеспечивающие ее функционирование:

С учетом перечисленных выше основных компонентов, входов и выходов типовую структуру системы инновационного менеджмента можно представить на рис. 1.7.

При рассмотрении приведенной структурной схемы следует подробно остановиться, учитывая их роль и вес, на следующих элементах: вход системы, выход, внешняя и внутренняя среды, управление. При этом последний эле-

Рис. 1.7.

мент требует отдельного подхода, более детального изучения. Внешняя среда влияет на систему инновационного менеджмента напрямую и косвенно, т.е. оказывает прямое и косвенное воздействие. Основными факторами внешней среды, оказывающими прямое воздействие, являются государственные законодательные и исполнительные органы, профсоюзы, источники ресурсов, научные и производственные организации, конъюнктура общего и инновационного рынков и т.д. К факторам косвенного воздействия относят международные политические и экономические, экологические, состояние науки и техники, отношение общества к новому и др. Внутренняя среда инновационной системы во многом определяет состояние ее элементов, виды и формы управления протекающими процессами, оказывает влияние на эффективность системы в целом. Основными внутренними факторами считают психологический климат организации, инфраструктуру, уровень квалификации персонала, состояние научно-технического потенциала и др. Систему формализуют с помощью модели, в которой отражены связи между входными и управляющими воздействиями, а также выходными параметрами (эффектом). Выходами систем могут быть новые процессы, продукты, услуги, прибыль и другие показатели эффективности хозяйственной деятельности, общественная польза, социальные эффекты и т.д. Сложность модели напрямую зависит от состава системы и связей между ее компонентами. Инновационная система (даже низшая ее ступень) является довольно сложной, иерархической. К ней применимы известные из теории систем методы анализа и синтеза. Однако, используя общую методологию системного подхода , формализуем задачу инновационного менеджмента, основой для этого являются введенные обозначения.

Сложная, большая инновационная система представляется в виде подсистем (компонентов): управляющей, управляемой, обеспечивающей, научной. Рассмотрим кратко управляющую систему. Она является самой высокой ступенью иерархической структуры большой системы и сама является сложной системой, которая включает следующие элементы (рис. 1.8).

Рис. 1.8.

Планирование – это одна из основных функций инновационного менеджмента. Процесс планирования – очень сложный и многогранный процесс, пронизывающий практически все сферы инновационной деятельности. В условиях рынка планирование, как правило, не является директивным. Тем не менее оно позволяет четко определить стратегию развития, оценить через социально-экономические показатели предполагаемый эффект, разработать пути и направления (тактику) достижения желаемого результата как на отдельных стадиях, так и для всего инновационного процесса в целом. Несмотря на многоликость управлений, что обусловлено различной природой и большим количеством видов новшеств, любое управление включает следующие обязательные компоненты: анализ и синтез. Составляющие этих компонентов (элементы) показаны на рис. 1.9.

Оперативное управление предполагает прежде всего корректировку ранее принятых решений, которая необходима и вызвана изменениями факторов как внешней, так и внутренней среды. Корректировка направлена на парирование негативных тенденций на основе разработки дополнительных управляющих воздействий (управлений), приводящих даже в изменившихся условиях к планируемому результату. Корректировка в своей основе содержит элементы как контроля, так и управления, т.е. по сути это также управление, но только уже тактическое.

Рис. 1.9.

Контроль в инновационном менеджменте является основным его компонентом, представляющим собой систему мероприятий, направленных на обеспечение запланированных результатов (эффектов). Контроль – это процесс с обратной связью: оценка процессов на выходе соотносится с оценкой процессов на входе. Контроль имеет различные виды и характеристики и зависит от многих факторов. Основные виды и характеристики контроля представлены на рис. 1.10.

Рис. 1.10.

Таким образом, на основе вышеизложенного, применив элементы формализованного описания, определим, какой должна быть организация менеджмента, каким должно быть управление сложным процессом, реализуемым системой инновационного менеджмента.

К ранее введенному обозначению входной информации добавим следующие обозначения:

"

Вектор внешних факторов, оказывающих свое воздействие на систему инновационного менеджмента,

>

Время, в течение которого осуществляется реализация инновационного менеджмента, в том числе и текущее время,

Управление U в общем случае будет зависеть от объекта инновационного менеджмента, потока (массива) входной информации, внешних и внутренних факторов, ресурсов, состояний, результатов инновационного менеджмента, времени Т. Однако для упрощения записи будем считать, что выбранные методы полностью соответствуют объекту управления, подготовленность исполнителей, возможности технических средств обеспечивают реализацию управления. Тогда можно записать: . В свою очередь, выходной эффект, результаты (отдача от нововведения и от всего инновационного процесса в целом) будут полностью определяться качеством организации инновационного менеджмента, т.е. управлением. Оно должно обеспечить наилучшим образом выполнение той цели, которая ставится перед системой инновационного менеджмента. Система будет оптимальной (речь идет обо всех компонентах системы), если управление будет оптимальным.

Говоря об оптимальности, следует выбрать критерий оптимальности. Это достаточно сложная самостоятельная задача, зависящая от многих условий. В качестве критерия, как правило, выбирается целевая функция системы. Перед системой инновационного менеджмента ставится целый круг задач, но одна из них является главной – обеспечить требуемый (заданный) эффект. Очевидно, что система будет эффективной, если затраты на реализацию управления будут существенно меньше получаемого от него эффекта. В связи с вышеизложенным в качестве критериев оптимальности можно взять либо минимум затрат, либо максимум эффективности. Обозначим критерии следующим образом:

С учетом введенных обозначений запишем в общем виде формализованную задачу оптимального управления:

где – критерий оптимальности ( либо ).

Реально необходимо учитывать различные ограничения, которые накладываются на само управление (),

где– область возможных для реализации управлений), а также тот факт, что управление (инновационный менеджмент) даже в простейших вариантах реализации является затратным механизмом. Затраты на управление также должны иметь ограничения (). Таким образом, формализованная задача оптимального инновационного менеджмента с учетом ограничений на управление и затраты будет иметь вид

где вертикальная черта означает условие, а сама задача относится к задачам условного экстремума.

Критерий является универсальным, так как все затраты инновационного менеджмента можно подсчитать и выразить в денежных единицах. Однако при этом нельзя забывать о том, что главной целью является получение или достижение необходимого (требуемого) эффекта . Формализованная задача оптимального управления в этом случае будет иметь вид:

Решение таких задач является сложным процессом, детальное рассмотрение которого не входит в программу данного курса (дисциплины). Решение значительно усложнится, если их рассматривать в стохастической постановке, по в этом случае задачи будут полностью отражать фактическое состояние системы инновационного менеджмента, которое меняется под действием случайных факторов (внешняя и внутренняя среды). Сведение задачи к детерминированному виду – упрощенный подход.

Таким образом, инновационный менеджмент особый вид управления, направленный на достижение конкретных инновационных целей, оптимальных результатов за счет рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Он базируется на совокупности принципов, методов, стратегий.

Инновационный менеджмент - самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Как наука и искусство управления, инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, применяемых к управлению НТП, развитию науки и техники, управлению НИОКР. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на предприятии. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности - функций менеджмента. Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает, во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления; а вовторых, институт менеджеров - руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования инновационных процессов.

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает: 1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества; 2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

Выделяют несколько типов развития кадровых систем:

Эволюционное развитие кадров и кадровых систем - это их постепенное изменение и обновление путем локальных и стандартных кадровых нововведений эволюционного типа. В качестве примера здесь можно привести последовательное замещение большего количества работников пенсионного возраста на меньшее количество новых, более работоспособных и квалифицированных.

Кадровые нововведения и развитие кадровых систем не являются самоцелью, а вытекают из объективных потребностей обновления социально-экономических структур в условиях роста наукоемкости, интеллектуалоемкости и инновационности современного производства.

Функционирование кадровой системы - устойчивая, повторяющаяся деятельность кадров сложившейся численности и структуры по сложившимся (неизменным) нормам и правилам, характеризующаяся простым воспроизведением или воспроизводством кадровой составляющей, целей и методов управления персоналом в прежнем качестве.

Понятие "прогресс" Даль В. определяет как умственное и нравственное движенье вперед; силу образованья, просвещенья.

Научно-технический прогресс (Scientific-technological progress) - в советской экономической науке рассматривается как использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. На уровне организации научно-технический прогресс реализуется в виде инноваций.

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая представляет собой комплексный процесс, охватывающий все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.

Под инновационным прогрессом следует понимать процесс развития на основе активного создания новых или усовершенствованных видов продукции (технологий) с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

Прогресс кадровой системы - это переход ее к более совершенным и эффективным формам, целям, структуре и методам на базе постоянного поиска, разработки и реализации кадровых нововведений-

Понятие регресс (от лат. regressus - обратное движение) - в широком смысле - процессы деградации, понижения уровней развития организации, обладают признаками застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам . Он противоположен прогрессу и представляет собой определенный тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, утрата способности к выполнению тех или иных функций; включает моменты застоя.

Регресс кадровой системы - это ее застой, снижение достигнутого ранее уровня, способности обеспечивать новые задачи деятельности, деградация кадров, возврат к изжившим себя кадрам и методам кадровой работы.

Новаторство, достигшее некоторого критического уровня, может вылиться в формирование новых институциональных моделей поведения, которые окажутся более адаптивными, чем старые. Если инновации прорываются сквозь все фильтрующие механизмы и получают широкое общественное признание, начинается фаза их распространения.

Стагнация (от лат. stagno - делаю неподвижным) это застой в какой-либо сфере деятельности. Отсутствие потребностей в инновациях ведет к стагнации научно-технических разработок. Одна из главных причин инновационной стагнации - отсутствие инновационной культуры общества. Стагнация кадровой системы предполагает замедление ее функционирования и развития, не соответствующее целям и потребностям системы в данный период времени.

Инновационная деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность в новом у работников. В современной науке признается за очевидность то, что любая система, для которой преобладающей является ориентированность на стабильность, в конечном счёте, приходит к стагнации и разрушается.

Именно поэтому в XXI в. важнейшим условием прогресса экономического развития является эффективная инновационная политика, поскольку динамичное экономическое развитие многих стран мира стало окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегически важный характер. Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации различных сфер деятельности.

Понятия "кризис", "регресс" и "стагнация" различаются своим качественным содержанием. Точное значение слова кризис (crisis) - "перелом", то есть быстрое, скачкообразное изменение состояния или течения процесса .

Кризис кадровой системы можно определить как глубокое расстройство и дезориентация наиболее существенных ее целей, функций, структуры, форм и методов функционирования и развития, имеющие результатом утрату или угрозу утраты ключевых кадров.

Можно выделить две группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие. Основные (предметные) функции являются наиболее общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций. Они отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельности и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. К ним относятся: формирование целей, планирование, организация и контроль. Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных предметных функций управления на предприятии. К ним можно отнести социально-психологические и технологические функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с характером производственных отношений в коллективе. Это делегирование и мотивация. Делегирование - это комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, а также планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников организации. Технологические функции менеджмента являются средствами реализации предметных и социально-психологических функций и включают принятие управленческих решений и осуществление коммуникаций (подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций).

На современном этапе развития роль инноваций значительно возросла. Под инновацией (от innovation - нововведение, новаторство) понимается "инвестиция в новацию" как результат практического освоения нового продукта, процесса или услуги. С этим понятием тесно связано понятие новация (от лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое открытие, явление, изобретение или новый метод удовлетворения общественных потребностей.

Глоссарий по управлению персоналом определяет инновацию как нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта .

Кадровые нововведения - целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур (организаций и их подразделений) в условиях конкуренции на рынках товаров, рабочей силы и образовательных (профессионально-квалификационных) услуг.

Кадровые нововведения являются одним из видов новаций и используются в кадровой работе предприятий, учреждений и организаций. Они - главная составляющая инновационного менеджмента в кадровой работе, представляют собой комплексный процесс создания, распространения и использования нововведений и просто новшеств, имеющих практический интерес в работе кадровых служб организации .

Кадровые нововведения можно классифицировать по следующим признакам :

а) по фазам участия работников в профессиональном образовательно-трудовом процессе (цикле):

Профессионально-образовательные нововведения , т.е. нововведения в профессиональной подготовке кадров в вузах, колледжах, др. учебных центрах. Этой сферой нововведений занимается инновационно-образовательный менеджмент.

Нововведения, связанные с поиском и отбором кадров , т.е. с формированием нового и эффективного кадрового потенциала. В данную подгруппу входят новые методы поиска кадров на рынке труда и внутри предприятия. Эти нововведения - предмет инновационно-кадрового маркетинга.

Кадровые нововведения в процессе труда. В данную подгруппу входят новые методы работы с кадрами в период освоения новой техники и видов труда, аттестации кадров, новое распределение трудовых функций и полномочий в сложившейся кадровой структуре, методы продвижения и перемещения работников, разработка новых должностных характеристик и инструкций, совершенствование работы с элитными кадрами.

Нововведения, связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров. В эту группу входят кадровые нововведения в формах и методах переподготовки и повышения квалификации персонала, совершенствование методов определения потребности в данной сфере, новые методы включения кадров в процесс труда после переподготовки и повышения квалификации, создание здесь новых структур и другие.

Нововведения в сфере сокращения персонала и ликвидации кадрового балласта. Сюда входят совершенствование методов определения несоответствия кадров необходимому уровню, формирования банков данных о кадровом балласте, совершенствование методов работы с кадровым балластом, сокращения и увольнения кадров. При этом под кадровым балластом понимается наименее продуктивная и наименее перспективная в сфере труда часть кадрового потенциала, отстающая по своим профессионально-квалификационным качествам от потребностей развития (изменения) научной, производственной, административной и другой деятельности, а также избыток кадров на предприятии, в организации по сравнению с потребностями в них на каждом данном этапе;

б) по объектам нововведений и инновационного менеджмента в кадровой работе:

Кадровые нововведения в отношении отдельных работников (например, работа с элитными специалистами и новаторами - они составляют кадровую элиту ); это элитный менеджмент.

Нововведения в кадровых системах научных, научно-образовательных и инновационных структур и их подразделений (это как бы кадровые нововведения "в квадрате" - новое в инновационных структурах).

Кадровые нововведения, связанные с обеспечением (кадровым сопровождением) целевых научных и научно-технических программ и проектов (набор и подготовка кадров для разработки и реализации программы или проекта).

Кадровые нововведения в действующих предприятиях и организациях. Кадровая деятельность на вновь создаваемых и реконструируемых организациях.

Кадровые нововведения в масштабе отрасли, региона, страны

Нововведения в работе кадровых служб.

в) по степени радикальности, масштабности и темпам реализации следует различать :

Кадровые нововведения эволюционного и модифицирующего характера , связанные с постепенным и частичным обновлением кадровых систем;

Кадровые нововведения радикального (реформистского) характера , направленные на коренное и масштабное обновление кадров.

Системные и масштабные кадровые нововведения (кадровые реформы - это крупномасштабные кадровые нововведения, направленные на кардинальное изменение (обновление) кадрового потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития социально-экономических систем и структур).

Локальные, частичные кадровые нововведения.

Экспресс-нововведения в кадровой работе, осуществляемые в сжатые сроки (связаны обычно с экстремальной ситуацией в кадровой работе, кадровой системе).

г) по отношению к элементам механизации управления персоналом:

Нововведения в области оценки развития персонала.

Нововведения в области прогнозирования и программирования развития персонала.

Нововведения в области финансово-ресурсного обеспечения развития персонала.

Нововведения в области мотивации развития персонала.

Говоря о кадровых нововведениях, важно иметь в виду, что далеко не каждое такое нововведение имеет позитивный, прогрессивный и эффективный характер.

Основой для инновационного потенциала выступает научно-технический потенциал предприятия, включающий: ? материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е. совокупность средств научно-исследовательского труда, в том числе научное оборудование и установки, экспериментальные цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д.; ? научно-технические и инженерные кадры; ? информационную составляющую - отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов; ? организационно-управленческую структуру, т.е. систему организации и управления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятии. Инновационный потенциал характеризует способность предприятия к развитию на основе внедрения новых продуктов и технологий. Инновационный потенциал - это "совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности" . По экономическому содержанию при оценке инновационного потенциала учитываются: инвестиционный, научный, научно-технический, кадровый, производственный, финансовый и интерактивный (связи, деловая репутация, организационная культура и климат, способности к организационному обучению) элементы.

Четвертая группа требований характеризует общечеловеческие и личностные качества работника--новатора: знание своих слабых и сильных сторон; стремление постоянно набираться опыта; наличие здоровых амбиций и стремления к профессиональному росту; стремление обмениваться идеями и опытом. Опираясь на данный портрет работника с высокими инновационными качествами, можно сформулировать и инновационный портрет коллектива цеха, бригады, завода, фирмы и разработать соответствующие кадровые нововведения.

7. Управлением персоналом на предприятии занимается кадровая служба. Кадровая служба - совокупность специализированных структур, подразделений вместе с занятыми на них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики. По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1.0 - 1.2 % от общей численности коллектива. В настоящее время все более важным становится поиск оптимальных вариантов ориентации персонала на интенсивные трудовые усилия.

Кадровая работа - деятельность государственных органов, органов управления отдельных организаций, кадровых служб и должностных лиц, направленная на реализацию кадровой политики. Направлениями кадровой работы являются:

формирование системы управления персоналом и ее стратегии;

планирование кадровой работы, найм, отбор и прием кадров;

деловая оценка, профориентация и адаптация персонала;

обучение, управление карьерой и продвижением кадров;

мотивация, организация труда и обеспечение безопасности деятельности персонала;

создание нормальной психологической обстановки в коллективе и другие сферы деятельности.

Кадровая деятельность распространяется на персонал организации. Кадры - основной (штатный) состав квалифицированных работников организаций и учреждений.

Кадровая реформа - крупномасштабное кадровое нововведение, направленное на кардинальное изменение (обновление) кадрового потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития социально-экономических систем и структур.

Потребность в кадровых реформах может появиться в результате резкого изменения технологии производства и продукции, изменений внешней среды (действия конкурентов, решения правительственных органов, развитие научно-технического прогресса). Для определения ее необходимости требуется постоянный сбор и анализ информации.

Кадровая реформа всегда характеризуется наличием объективных и субъективных предпосылок.

Основные компоненты инновационного процесса Новация - новая идея, новое знание Результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические достижения. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д. Нововведение = Инновация (от англ. innovation - введение нового) Результат внедрения нового знания, его реализации в новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности. Диффузия инновации

Процесс распространения уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения. В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом (см. схема 1). Первый компонент инновационного процесса - новации, т.е. новые идеи, знания - это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Инновационная деятельность уходит корнями в глубокую древность, когда науки в современном смысле этого слова не существовало.

Выделяют следующие виды государственного регулирования инновационных процессов:

организационное регулирование: поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности; стимулирование инновационной деятельности; информационная поддержка; содействие развитию международного сотрудничества в этой сфере; защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях;

экономическое регулирование: развитие рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции; проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложений на рынке инноваций; создание выгодных условий для ведения инновационной деятельности; поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

финансовое регулирование : проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

правовое регулирование - установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; гарантия охраны их прав и интересов, в том числе прав на интеллектуальную собственность.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования содержит четко определенные цели; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функции управления; инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

Типы, виды организационных структур управления инновациями.

Эти отношения имеют достаточно сложный характер и отличаются следующими особенностями: - стремление разработчика получить конкурентные преимущества за счет инновационной деятельности. Основные формы трансфера и коммерциализации технологий.

Соответственно, субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности выступают: 1. Научные работники. 2. Специалисты научной организации (инженерно-технические работники 3. Работники сферы научного 4. Временные научные коллективы 5. Научные организации 6. Инновационные предприятия 7. Организации и физические лица 8. Кредитные организации и инвестиционные институты 9. Организации инновационной инфраструктуры, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере финансового лизинга, 10. Органы государственной власти Российской Федерации

Передача технологии (технологический трансфер) может быть определена как совокупность экономических отношений, с помощью которых технология, разработанная в одной организации, превращается в коммерческий продукт или процесс, используемый созданной им технологии, а следовательно, защитить ее как объект интеллектуальной собственности, в том числе специальными условиями контрактов; - неполная отчуждаемость технологии от ее разработчика; - необходимость передачи имплицитных знаний, что требует обучения принимающей стороны; - активное участие разработчика в процессе передачи технологий.

Предприятие, разрабатывающее, приобретающее и применяющее современные технологии, постоянно сталкивается с тремя основными проблемами. Для успешного функционирования ему необходимо:

  • ? быстро осваивать новые технологии;
  • ? эффективно использовать их для производства товаров и оказания услуг в соответствии с потребностями рынка;
  • ? постоянно оптимизировать применение технологии, материальных и трудовых ресурсов. инновационный кадровый управление

Правильно выбранные технологии являются основой успешной инновационной деятельности и фактором долгосрочной конкурентоспособности. Поэтому технологические решения должны включаться в практику разработки стратегических управленческих решений.

В этом аспекте технология может пониматься как набор стратегических ресурсов, используемых предприятием в текущей и будущей инновационной деятельности. Действия предприятия в отношении его технологических ресурсов могут, таким образом, оказать существенное влияние на его инновационную способность, то есть способность создавать долгосрочные конкурентные преимущества в динамичной внешней среде.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов :

  • 1. признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
  • 2. обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
  • 3. концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
  • 4. создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
  • 5. создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
  • 6. государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;
  • 7. активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;
  • 8. укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности

Реализация государственной инновационной политики осуществляется в следующих приоритетных направлениях :

  • 1. работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны.
  • 2. работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;
  • 3. научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);
  • 4. направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Основными функциями государственных органов по регулированию инновационной деятельности выступают :

  • 1. Координация инновационной деятельности. Государство определяет общие стратегические ориентиры инновационных процессов и содействует кооперации и взаимодействию различных структур в осуществлении инноваций.
  • 2. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков.
  • 3. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно формирование не только необходимого законодательства, обеспечивающего стабильность и своевременную корректировку норм в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и реально действующих механизмов его соблюдения.
  • 4. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям.
  • 5. Формирование инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем - одного из основных каналов распространения нововведений, оказывает инноваторам: юридические, консультационные и другие услуги.
  • 6. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь главное - создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора.
  • 7. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение инноваторов и обеспечивает их социальную защиту.

Инновационный эксперимент выступает как диагностика новшества пробным нововведением. Диагностическая функция инновационного эксперимента предполагает развитие нововведения , т.е. определение направлений его внутренних изменений, как в содержании испытываемого новшества, так и в методах его реализации . К стадиям развития нововведения относят: старт, быстрый рост, насыщение, исчезновение новизны и угасание.

Система управления персоналом включает ряд стадий: формирование, использование, стабилизацию и собственно управление (рис. 3).

Формирование (становление) персонала организации - особая стадия, в процессе которой закладываются основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего наращивания. Стадия формирования персонала призвана решать следующие задачи:

  • - обеспечение оптимальной степени загрузки работников с целью полного использования их трудового потенциала и повышения эффективности их труда;
  • - оптимизацию структуры работников с различным функциональным содержанием труда.

В основу решения этих задач могут быть положены основные принципы использования персонала в организации : соответствие численности работников объему выполненных работ; согласование работника со степенью сложности его трудовых функций; обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства; максимальная эффективность использования рабочего времени; создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.